Художественное чтение как инновационная технология педагогического мастерства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Васёв, Д. В. Художественное чтение как инновационная технология педагогического мастерства / Д. В. Васёв. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4871/ (дата обращения: 16.12.2024).

Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с качественно новым уровнем образованности. Высшее образование выступает как элемент общей культуры; в ВУЗе формируются мировоззрение студента, связанное с его убеждениями, способностью видеть и понимать достижения материальной и духовной культуры окружающего мира; профессиональная направленность, определяющая его отношение к профессии; ценностные ориентации, связанные с жизненными и профессиональными интересами, устремлениями. Сегодняшняя реальность такова, что научно-технический прогресс, развитие техники оказывают двоякое влияние на личность — формирующее и деформирующее. «Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершина искусства — природа и нравственная простота» [4, с.531]. Наша страна, некогда считающаяся самой читающей в мире, постепенно теряет этот статус. В 80–90 годы ХХ века резко снизился интерес к чтению, что привело к падению уровня грамотности молодёжи, обеднению речи и, в целом, к снижению общей культуры населения, дефициту знаний и конструктивных идей в обществе. Активное использование в общении англицизмов, сленга, ненормативной лексики потребовали принятия мер на уровне государства по сохранению русского литературного языка. В 2006 году федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом была разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», предусматривающая поэтапную реализацию с 2007 по 2020 годы (1 этап — 2007–2010 гг., 2 этап — 2011–2015 гг.,3 этап — 2016–2020 гг.). Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения подчёркивает: «наступил критический предел пренебрежения чтением, за которым начинается резкое падение уровня грамотности; культурной компетентности; возможностей освоения социокультурной реальности, что грозит социальной дезинтеграцией, нарастанием социальной напряженности в связи с неспособностью понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры. Иными словами, начинаются необратимые процессы разрушения ядра национальной культуры».Индустрия развлечений, Интернет вытесняют чтение литературы и как источник получения информации, и как форму проведения досуга. Чтение это не только средство получения информации; без него немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, а от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят национальная безопасность, экономика, политика и конкурентоспособность страны.

Пробудить у студентов интерес к чтению,вернуть их в число активных читателей может мастерство педагогов. Личность педагога, его мировоззрение, интеллект, жизненные установки и ценности, профессиональная успешность в практической деятельности, чувство юмора, такта, харизма, по сути, главные инструменты влияния на студентов. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер», — истина, сформулированная К. Д. Ушинским более ста лет назад, актуальна и сегодня. Для профессиональной подготовки недостаточно только «академического» знания, необходим переход от абстрактно-теоретического к системно-практическому познанию. В настоящее время студентам более интересны преподаватели, совмещающие педагогическую деятельность с исследовательской, практической; так как они видят, что им преподаёт человек, действительно разбирающийся, вместе с которым они могут создавать продукты деятельности. В обучении решающую роль играют увлечённость преподавателя, мощь и выразительность голоса, эмоциональная заразительность, энергетика; А. С. Макаренко подчёркивал: «надо обращаться к воспитанникам так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу педагогическую культуру». Эффективным направлением, приобщающим студентов к чтению, прививающим интерес к литературе, обогащающим лексику, нравственно и эстетически воспитывающим, расширяющим творческие возможности, повышающим общую культуру, является художественное чтение. Эта методика предусматривает погружение студентов в течение всего образовательного процесса в речевую среду, создаваемую педагогом, владеющим художественным чтением, с тем, чтобы они учились слушать, слышать и правильно говорить. Важно, чтобы студенты постоянно говорили вслух: задавая вопросы преподавателю; комментируя чтение, произношение и высказывания своих сокурсников; разбирая и анализируя тексты; стремясь через речь овладеть правильным произношением, литературным языком, умениями эмоционального воздействия. Художественное чтение позволяет творчески воспроизвести не только «букву», но и «дух» произведения, даёт студенту возможность стать соучастником действа, задуматься и удивиться тому, что раньше, читая произведение, не замечал всей его красоты, содержательности и своеобразия. «Чтение дает нам такую силу анализа, какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя. Голос это такой разъяснитель и наставник, который обладает дивной, хоть и не известной силой» — писал французский прозаик Эрнест Легуве. При анализе текста студент обращает внимание на произнесение коротких и длинных звуков, звонких и глухих согласных, скорость чтения, объём и высоту голоса, игру слов, гиперболизацию, не забывая при этом, что главное — углубление, расширение понимания текста, его «присвоение», а не его произнесение. На протяжении всех лет обучения преподаватель регулярно читает вслух лучшее, проверенное временем, из русской и зарубежной художественной литературы. Педагогическая импровизация при чтении вслух литературных произведений означает умение преподавателя мгновенно реагировать на непредвиденное — нестандартное восприятие студентов, побуждает к обсуждению смыслов, способствует логическо-конструктивному выстраиванию текстов, соотнесению грамматических и логических знаков препинания, исчезновению при чтении манерности, напыщенности, вульгарности.Педагогвыступает носителем такого «проникновенного слова», которое, по М. М. Бахтину, вмешивается во внутренний мир студента и позволяет ему услышать себя самого. Речевая выразительность, артистизм педагога оказывают сильное преобразующее воздействие на формирование познавательных, эмоциональных, духовно-нравственных качеств личности. Восприятие художественного текста не простое «пересаживание» его содержания в сознание студента, не прямолинейное «извлечение» готовой информации, это сложный процесс художественного воссоздания действительности, акт сотворчества с писателем. Знакомясь с литературными произведениями, студент выстраивает собственную иерархию ценностей, создаёт личный образ мира путём постижения опыта писателя. Ведь каждый писатель — это собственная философия, личностная концепция мира и человека в нём, а работа над книгой — развитие философской гуманистической мысли. Одна из ведущих нравственных целей занятия состоит в предоставляемой студенту возможности всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого, обнаружить в себе такие качества, о которых и не подозревал, но что жили в нем подспудно, бессознательно, неявно. Особенность нравственных отношений, возникающих между преподавателем и студентами в ситуации эстетической коммуникации в том, что они возникают и развиваются на материале литературного текста, тем самым, закрепляя нравственные позиции писателя и его героев в их сознании, взаимоотношениях. Но вот студент пришел в аудиторию и, то литературное произведение, с которым он знакомился индивидуально, бывает совершенно по-другому воспринято при коллективном рассмотрении. Складывается такая коммуникативная ситуация, которая может привести к корректировке эмоций, к их взаимному усилению или поглощению, при этом преподаватель, выступая сам как читатель, поощряет творческую активность студентов и как человек более опытный, профессионально-компетентный, направляет ее в нужно русло. На занятиях происходит познание людьми друг друга, а через это и самопознание; обмен информацией, в том числе и обмен индивидуальными ценностями; организация и регуляция межличностных взаимоотношений; создание атмосферы коллективного эстетического переживания. Чтобы не свести эмоционально-художественное богатство литературного произведения до сугубо информационного, прикладного значения, необходимо поддерживать эстетико-психологический настрой аудитории. Преподаватель ведёт студентов за собой, нащупывая то «поражающее обстоятельство» (Д. Дидро), которое может кратчайшим путем привести к «эмоциональному взрыву» аудитории. Студенты же, споря с ним, дискутируя, не соглашаясь с его мнением, видя другие варианты решения обсуждаемых проблем, ставя собственные оценки, делая самостоятельные выводы, примут и точку зрения преподавателя, чувствуя его искренность, увлеченность, творческую волю. Опора на художественное чтение в течение всего образовательного процесса мотивирует студентов читать классическую и современную литературу, пробуждает интерес к учебной деятельности, расширяет диапазон выразительности голоса, учит осознанно пользоваться русским языком, повышает общую культуру, развивает художественные способности, что обеспечит в будущем конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Литература:

1.                  Васёв, Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодёжи / Д. В. Васёв // Alma Mater. — 2012. — № 6. — С. 89–93. — М.

2.                  Васёв, Д. В. Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи /Д. В. Васёв // Монография. ISBN 978–3–659–18603–5. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012, — 113с.

3.                  Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. — М.: Академия, 2010. — 240 с.

4.                  Разум сердца /Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/. — М.: Политиздат, 1989, — 605 с.

5.                  Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. — Тверь: ВА ВКО, 2010. — 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, общая культура, художественное чтение, чтение, интерес, литературное произведение, Национальная программа поддержки, образовательный процесс, преподаватель, том.