Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через совершенствование техники чтения у учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Р. И. Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через совершенствование техники чтения у учащихся начальной школы / Р. И. Маркова, Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 522-523. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40881/ (дата обращения: 21.11.2024).



Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой- либо информации.

Совершенствование техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

К сожалению, большинство детей предпочитает чтению книг, игры в компьютер, просмотр телепередач. Они берут пример с родителей. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. Одновременно с этим очень важно научить учащихся самостоятельно работать с текстом. Это умение ответить на вопросы, найти смысловые части текста, составить план, подробно или кратко пересказать текст. Данные умения являются и речевыми, так как с их помощью ученик овладевает приёмами связного, логического рассказывания и рассуждения.

Чтобы поддержать интерес к чтению необходимо выполнять разнообразные виды работ.

  1. Комбинированное чтение (учитель, учащиеся хором)
  2. Чтение по ролям с опорой на интонацию. Это один из популярных приёмов. Значение его велико: отрабатывается техника чтения (навыки беглого, безошибочного чтения целыми словами), развивается сознательность и выразительность чтения. Учащиеся привыкают внимательно следить за чтением одноклассников.
  3. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения.
  4. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
  5. Чтение, нахождение предложения или отрывка отражающего главную мысль рассказа.
  6. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  7. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостью, весело, печально.
  8. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  9. Прочитать предложение с восклицательным и с вопросительным знаками.
  10. Найти предложение, с помощью которого можно нарисовать устный портрет.
  11. Найти в рассказе самое длинное слово.
  12. Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору.
  13. Найти и прочитать слова, предложения в стихотворении или рассказе, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  14. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)
  16. Чтение, пометка непонятных слов.
  17. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило.

Используя несколько видов в совокупности, можно добиться неплохих результатов. Дети с интересом перечитывают снова и снова знакомый текст, оживлённый новыми заданиями: всё это стимулирует ученика к открыванию в тексте «чего-то» нового, чего не заметили при первом чтении.

После чтения рассказа или сказки полезен и целесообразен пересказ всего произведения или наиболее понравившегося эпизода, частей. Продуктивные вопросы такого типа:

− Хотелось бы тебе дружить с героем?

− Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?

− Как ты думаешь, правильно ли вёл себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?

− Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое, в манере, в особенностях его поведения?

− Что бы ты мог посоветовать герою?

− Хотел бы ты включиться в события, развёртывающие в произведении?

− В качестве кого ты бы хотел участвовать?

− Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?

− Как бы ты вмешался в происходящие события?

− Или ты не стал бы вмешиваться?

− Перескажи рассказ.

− Проверь, нельзя ли пересказать рассказ ещё короче, но не пропуская главное.

Такого рода вопросы активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребёнка, учат оценивать характер, перенося пережитое героем книги на себя, на своих друзей. Ценен именно этот акцент переноса переживаний на себя. Важно помочь ребёнку увидеть ситуацию, включиться в неё, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Хорошо, если вопросы переключают ребёнка от книги на его жизненные впечатления, побуждают их к оценке.

Чтение — это лучшее учение в любом возрасте. Главное в этой работе, чтобы учитель стремясь сделать свои уроки по чтению яркими, разнообразными стремился пробудить в детях интерес к литературе как художественному творчеству сам творчески подходил к материалам учебника, полнее использовал его возможности. Необходимо добиваться оптимальной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся, следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому сознательному и выразительному чтению.

Основные термины (генерируются автоматически): чтение, нахождение отрывка, рассказ.


Похожие статьи

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Задать вопрос