Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.11.2014

Статья просмотрена: 7506 раз

Библиографическое описание:

Трегубова, Н. Е. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения / Н. Е. Трегубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 655-657. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13346/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные направления ФГОС НОО предъявляют новые требования к качеству чтения учащихся. Ни для кого не секрет, что постепенно чтение книг становится все большей трудностью для учащихся. Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Как же сделать так, чтобы ученикам было интересно открывать литературу, и не просто читать, а делать для себя важные выводы и интересные открытия?

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя некоторые правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

А) технику чтения

Б) понимание текста

Эти два компонента тесно взаимосвязаны. Без правильного, быстрого выразительного чтения невозможно понимание, а легкий для понимания текст легче воспринимается.

Для выразительного прочтения текста необходимо, чтобы читающий увлекся произведением, полюбил и понял его.

В школе обычно произведение читает учитель. Важно преподнести текст так, чтобы младшие школьники проникли в суть произведения и прочувствовали его.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Работа над языком произведения — тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателем свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

1.                  упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2.                  упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3.                  упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности — интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.

Детей учу нужной интонации:

1)        Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.

2)        Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).

3)        Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).

Вторая ступень — осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

Третья ступень — словесное рисование картины.

Четвертая ступень — определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.

На уроке использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):

1)      Правильно ставь ударение.

2)      Соблюдай паузу.

3)      Выбери силу голоса (громко, тихо).

4)      Определи темп (быстро, медленно).

5)      Читай эмоционально.

6)      Покажи интонацией свое отношение к произведению.

У детей формируется самостоятельная деятельность:

-          самоанализ;

-          самопланирование, самоорганизация;

-          самоконтроль и оценка, саморегулирование.

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.

Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение. Каждый ребенок в классе получал какую-то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.

Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения — занимает работа над лирическими стихотворениями.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения — это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.

Работаю по следующим этапам:

1)                             Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2)                             Первое чтение — выразительное чтение стихотворения учителем.

3)                             Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

-          какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

-          как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:

-          не спеша прочитать стихотворение,

-          отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ лирического стихотворения.

Цели:

-          способствовать пониманию учащимися текста,

-          углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.

Использую для этого такие приемы:

а) выборочное чтение;

б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;

в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);

г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);

д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения — своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов — основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.

Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно — уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание — это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, ребенок, речевая выразительность, текст, верная интонация чтения текста, выборочное чтение, выразительное чтение стихотворения, проверка впечатлений, устная речь, художественное произведение.


Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы

Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе рисования по замыслу

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы

Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе рисования по замыслу

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Задать вопрос