Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
Автор: Левандовская Лилия Витальевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 15.04.2016
Статья просмотрена: 555 раз
Библиографическое описание:
Левандовская, Л. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы / Л. В. Левандовская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10307/ (дата обращения: 23.11.2024).
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чтения художественного произведения, которое, на наш взгляд, является основным источником духовно-нравственного воспитания обучающихся. Помимо этого автор рассказывает о фрагментарном применении технологии проблемного обучения на занятиях литературы, которое призвано разрешить вышеуказанные проблемы.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, инновационная «способностная» педагогика, системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, занятия литературы.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сегодня, как никогда, принцип нравственности, духовности, морали стоит остро перед подрастающим поколением, образованием и государством в целом.
После вступления в действие ФГОС СОО, который ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как:
– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [3]
Как мы видим, все вышеуказанные характеристики в той или иной мере направлены на духовно-нравственное воспитание личности.
В настоящий момент в повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании. В последнее время в современном научно-педагогическом знании эти понятия стали актуальными и не относятся только к религиозным. Для поиска новых идей в духовно- нравственном воспитании используется понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях.
Духовность должна быть постоянно воспитываема и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Ребенка нужно окружить атмосферой доброжелательства и любви, внимания и чистоты отношений как в семье, в школе, так и в колледже. В период студенчества — педагоги и, особенно преподаватели литературы, способны воспитать в каждом студенте данные качества через прекрасное творение автора — литературное произведение, так как первостепенная задача преподавателей в данном направлении включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами.
Нам известно, что в колледж приходят студенты, у большинства которых слабо развита мотивация к обучению, низкий уровень интеллектуального развития. Порой студенты затрудняются излагать свои мысли. Что необходимо сделать для того, чтобы студент полюбил читать книги, делал это с удовольствием? Какие цели должен поставить перед собой преподаватель? Как найти взаимодействие с каждым из студентов, привлечь его внимание к литературе?
Для ответов на поставленные выше вопросы следует сказать, что в большей степени сейчас нам может помочь так называемая инновационная «способностная» педагогика, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Некоторыми признаками данной педагогики является:
Цель — развитие личности;
Характер и стиль взаимодействия — демократичность,диалогичность, открытость, рефлексивность;
Способы усвоения — поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;
Функции преподавателя — организатор сотрудничества, консультант,
управляющий поисковой работой студентов;
Позиция студента — активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности;
Методы обучения: проблемные.
Как нам видно из предложенного, что ведущими методами обучения являются проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский).
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений студентов самостоятельно работать со справочной и научной литературой.
Я в своей педагогической практике использую фрагменты проблемного обучения на занятиях литературы, так как, на мой взгляд, они наиболее эффективны для достижения наших целей.
Общеизвестно, что дисциплину «литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А. Т. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть — значит увидеть ранее невиданное.
Как говорил Николай Алексеевич Некрасов: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины».
Главный предмет познания литературы — человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще. На учебных занятиях литературы рассматриваются такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение в произведениях разных писателей и поэтов, например, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, В. Г. Распутин, и др..Ведь содержание материала — текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия.
Так, на заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед обучающимися становится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?». Также ребятам предлагаются мнения критиков по этому поводу.
«Но особенно ясно неверность и нелепость нравственной „арифметики“ Раскольникова обнаруживается в непредвиденных последствиях преступления для окружающих людей. Разве Раскольников мог думать, что вместе со старухой ему придется убить не повинную ни в чем Лизавету... Нравственно ему собственно так же придется убить и Соню в минуту, когда он признается ей во всем. Такое же неожиданное следствие преступления — попытка самоубийства мужика, случайно заподозренного в убийстве. Дуня, которую он надеялся спасти от Свидригайлова на деньги старухи, оказывается именно благодаря преступлению в руках Свидригайлова... Разве, наконец, мог он предвидеть, что мать его умрет от невыносимого страдания, что сын ее убийца?» [2]
«То была вакханалия, захватывающая, даже «избранное общество», сказавшаяся у молодежи злобными преступлениями, и не только ради корысти, но и во имя «идеи», как, например, у Раскольникова в романе «Преступление и наказание», — торжество социально-философского вывода — «цель оправдывает средства».
«В жанре, так сказать, традиционного романа XIX века Раскольников мог быть изображен как отрицательный персонаж, и в этом сказалось бы авторское к нему отношение. Однако Раскольников вовсе не отрицательный герой, которому противопоставлена положительная героиня — Соня Мармеладова. Наоборот, он необычно привлекательный, и не только силой своего характера и остротой ума, но и высокой человечностью. Он поистине гуманист, болеющий болями человечества? [1]
Каждый обучающийся выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на 3 группы, каждая из которых должна обосновывать свою точку зрения, опираясь на текст.
Очевидна направленность предложенного вопроса на раскрытие полярных позиций участников урока — диспута.
На занятиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной цели. К таковым можно отнести подготовку обучающимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес.
И именно такие занятия становятся незабываемыми. На них обучающиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я».
А преподаватель еще и еще раз убеждается, что каждый студент — это чудо и все дети талантливы!
Литература:
- Белкин, А. Читая Достоевского и Чехова. — Москва, 1973
- Мережковский, Д.С.. Достоевский.- Москва, 1890.
- Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования
Ключевые слова
духовность, духовно-нравственное воспитание, системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, инновационная «способностная» педагогика, занятия литературы., занятия литературыПохожие статьи
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе
Статья представляет собой контент-анализ по проблеме использования идей гуманно-личностной педагогики в педагогической практике. Автор рассматривает деятельность учреждений образования, использовавших в своей практике идеи гуманно-личностной педагоги...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности
В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...
Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников
В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...
Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе
Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Об использовании гуманно-личностного подхода в современной образовательной системе
Статья представляет собой контент-анализ по проблеме использования идей гуманно-личностной педагогики в педагогической практике. Автор рассматривает деятельность учреждений образования, использовавших в своей практике идеи гуманно-личностной педагоги...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности
В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...
Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников
В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...
Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе
Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...