Воспитание доброты и милосердия через литературу | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.03.2022

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Каммарзаева, С. С. Воспитание доброты и милосердия через литературу / С. С. Каммарзаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7175/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье раскрывается необходимость воспитания доброты и милосердия в детях. Автором предлагается для работы ряд произведений, которые сделают внутренний мир детей по-настоящему светлым и теплым. Основной формой деятельности является групповая работа. Во время занятий каждой группе предлагается прочитать выбранное произведение и представить книгу в виде презентации. Рекомендуется также «проиграть» наиболее значимые, по мнению ребят, фрагменты из произведений. Социальные роли в группах дети должны распределить сами: право презентовать книгу, право рассказать об авторе, распределить по ролям понравившийся фрагмент. Организовать работу по приведенным произведениям можно в формате «Клуб юных читателей». Работу «Клуба» предлагается разбить на три заседания: первое из которых является стартовым, так как на этом заседании происходит распределение ребят на группы, выбор книги ребятами, обсуждение формы представления книги, постановка целей и задач ко второму и третьему заседаниям.

Ключевые слова: ребенок, доброта, внутренний мир детей, выбор книги, совершенство духа, литература.

Искусство в нашей жизни — этот тот живительный ручей, который питает душу и сознание всего человечества. Несомненно, каждый отдельно взятый вид искусства влияет благотворно и на воспитание подрастающего поколения.

Воспитание высоко нравственной личности в современном мире — задача довольно непростая. Сложность заключается в том, что ритм жизни стал иным, он побудил основную массу молодых людей «отложить» книгу в дальний угол. А ведь именно книга способна разбудить в человеке все его лучшие качества. Именно чтение делало и делает жизнь наиболее полной. Поэтическое слово способно затронуть самые глубокие струны души. Оно способно пробудить доброту, без которой немыслима человеческая жизнь.

Понятие «душа» в высшем её значении — это «ум и нрав, слитые воедино» — толкует словарь В. И. Даля. Ко нраву относятся такие понятия, как: воля, любовь, милосердие, страсть, а к уму — разум, рассудок, память... Согласный союз нрава и ума, сердца и мысли образует стройность и совершенство духа. И этого совершенства духа невозможно достичь без чтения книг и без доброты, которая закладывается в человека с детства.

О том, что доброта является путеводной нитью, писали великие светила нашей литературы. Л. Н. Толстой говорил: «Человек в своей жизни делает то же, что дождевая туча, выливающаяся на луга, леса, поля, сады, пруды, реки. Туча, выливаясь, освежила и дала жизнь миллионам травинок, колосьев, кустов, деревьев, и теперь стала светлой, прозрачной и скоро совсем исчезнет. Так же и жизнь доброго человека: многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на путь, утешил и теперь изошёл весь и, умирая, уходит туда, где живёт одно вечное, невидимое, духовное».

Как же вернуть книгу в современную жизнь? Как привить любовь к чтению? Как научить детей читать и понимать, читать и принимать, читать и перечитывать? Как научить их чувствовать героев и сопереживать им? Как воспитать человека с высокой нравственностью — доброго, порядочного, целеустремленного?

Ответы на эти вопросы могут дать учителя-словесники. Именно им выпала честь проводить эмоциональные и интереснейшие уроки доброты и человечности. Бесконечный список художественной литературы дает возможность выбора в целях оказания влияния на сердца и умы детей. Насыщенная школьная программа по литературе при правильной подаче сделает великое дело — воспитает людей с тонкой натурой, полных милосердия и любви к жизни. Слова Л. Н. Толстого можно перечитывать и с каждым разом все сильнее убеждаться в их неоспоримой истине.

Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнить нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. Какими путями идти? Несомненно, каждый педагог сам выбирает, каким путем достичь своих целей и задач при проведении уроков литературы.

Начатый разговор мог бы поддержать и продолжить любой учитель, потому что нравственные функции образовательного процесса — явление само собой разумеющееся, объективное и закономерное. Ведь каждый ребенок в любую минуту своей жизни, а тем более в учебном процессе, не только учится чему-либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно, раскрывается, словно бутон цветка. Об этом надо помнить постоянно. Многое здесь зависит от самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности заставить «заработать» любой материал, умения подобрать индивидуальный подход к каждому из детей.

Современные технологии и методы преподавания дают огромные возможности проводить уроки на высшем уровне. И если правильно обозначены цели и задачи уроков воспитания нравственности, если продумано до мелочей содержание урока, то цель будет достигнута.

Прививать любовь к чтению — одна из задач учителя-словесника. Умение оригинально преподнести книгу, заинтересовать учащихся в ее прочтении — это тоже очень важный момент, ведь каждое прочитанное ими произведение — это особое погружение в интересный и поучительный мир.

Есть книги тяжелые и темные, а есть такие, которые словно наполняют тебя изнутри солнечным светом, вызывают улыбку и делают чуть счастливее — а значит, чуть лучше и добрее.

Предлагаю для работы ряд произведений, которые сделают внутренний мир детей по-настоящему светлым и теплым. Работу по этим книгам можно провести, разбив детей на группы. Каждой группе дать задание — прочитать выбранное произведение и представить книгу в виде презентации. Можно предложить также «проиграть» наиболее значимые, по мнению ребят, фрагменты из произведений. Социальные роли в группах дети должны распределить сами: право презентовать книгу, право рассказать об авторе, распределить по ролям понравившийся фрагмент. Можно организовать работу по приведенным ниже произведениям в формате «Клуба юных читателей». Работу «Клуба» предлагаю разбить на три заседания: первое — стартовое — включает распределение ребят на группы, выбор книги ребятами, обсуждение формы представления книги, постановка целей и задач ко второму и третьему заседаниям.

Итак, если вам понравилась идея такой работы в целях привития интереса к чтению, то нам с вами по пути. Уверяю вас, что такой вид работы по литературе вызовет восторг и интерес у детей. Предлагаю перечень произведений зарубежных писателей, которые надолго запомнятся юным читателям и сделают их чище и добрее. Работать по этим книгам можно с учащимися 5–8 классов.

Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите с ним одно лето, наполненное событиями, радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь. Нестареющая классика, которая подарит вам солнечное настроение даже в дождливый день.

Горан Петрович «Атлас, составленный небом»

Волшебная сказка для взрослых, путешествие по страницам фантазии сербского автора, мир мечтаний и сновидений — все это об «Атласе, составленном небом». Эту книгу трудно пересказать: в ней аромат душицы, нежность акварельных красок и предельная концентрация чуда. Рекомендуется всем, кто устал от серых будней.

Элинор Портер «Поллианна»

Легко ли видеть в жизни только светлые стороны? Наверное, все же нет: ведь мы все такие взрослые, обремененные кучей проблем, и прекрасно знаем, что хорошего много не бывает. Но, если сделать радость игрой, а потом и принципом жизни, возможно, мы сумеем по-другому взглянуть на действительность? История Поллианны — самый настоящий антидепрессант.

Эрик-Эмманюэль Шмитт «Одетта»

Эта небольшая книга — всего лишь восемь рассказов о любви, добрых, трогательных, нежных, «исполненных спасительного оптимизма». Восемь зарисовок, изящных очерков, в которых при всем разнообразии эмоций вы не найдете губительных страстей, безысходности, смертельной тоски. Только чувственность, пронзительность, искренность — все неподдельные радости любви.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Если вы с ужасом понимаете, что стали слишком взрослыми — перестали смотреть на звездное небо и задавать вопросы, начали измерять жизнь цифрами, разлюбили цветы — перечитайте «Маленького принца». Это одна из тех книг, которые способны вернуть человеку самого себя.

Эрленд Лу «Наивно. Супер»

Самый известный роман Эрленда Лу о молодом человеке, переживающем «кризис середины жизни», только на первый взгляд кажется простым и смешным. Но если присмотреться, то увидишь, как эта оптимистичная книга умна и трогательна, как мастерски выписаны все детали. И поймешь, что «самая скверная альтернатива — это сделаться таким человеком, из-за которого мир станет хуже, чем есть».

Макс Фрай «Чужак»

Фантастика и мистика, детективный сюжет и сказочные подробности, ироническая пародия и философская притча тщательно перемешаны и щедро сдобрены юмором, который с самого начала стал своеобразной визитной карточкой автора. Обыкновенный трамвай может оказаться средством для путешествий между мирами, а город, привидевшийся во сне, — сногсшибательной реальностью.

Джоанн Харрис «Ежевичное вино»

Книга о поисках себя, о переменах, о том, что магия окружает нас на каждом шагу, нужно только научиться ее видеть. История главного героя, который отправляется в деревню в поисках себя и счастья, может вдохновить миллионы людей поменять хоть что-то в своей жизни и начать относиться к ней проще и легче. Да, всего лишь сказка — но иногда всем нам, таким взрослым и рациональным, так не хватает сказки.

Фэнни Флэгг «Рай где-то рядом»

Концентрат обычного человеческого счастья ждет вас в романе Фэнни Флэгг. Только что неутомимая Элнер взобралась на фиговое дерево, чтобы собрать сладких спелых плодов, а в следующий миг она уже энергично общается с Господом Богом и обитателями Рая. Между тем на земле без Элнер начинается настоящий переполох. Потрясающе светлая книга о том, что рай действительно рядом — среди людей, которых мы любим.

Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»

Старик Оттавиано посадил вишневое дерево, которое стало лучшим другом его внуку. И так появилась на свет история о необычном дедушке, который умел слушать растения и верил, что «человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него». Крохотная книга, доказывающая простую мысль: жизнь есть чудо.

Я собрала истории, способные наполнить теплом сердце каждого читателя. Думаю, что эти произведения достойны внимания. Они несут высокую воспитательную миссию. Именно об этой миссии литературы я написала в своей статье. Конечно, каждый педагог сам выбирает формы и методы работы с детьми. И если мы будем делиться опытом и идеями, то наш яркий школьный мир наполнится светом и теплом. А это значит, что в мире станет немножечко больше добра.

Ключевые слова

литература, доброта, ребёнок, внутренний мир детей, выбор книги, совершенство духа

Похожие статьи

Сохраним природу Арктики

Данное мероприятие посвящено Году экологии. Содержит, кроме интересного материала по теме, песни, музыку, стихи. Представленные на конкурс стихотворения является авторскими. Ценность данных стихотворений заключается в том, что они являются авторским...

Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников

Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...

Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста на тему «Здравствуй, зайка, с нами поиграй-ка!»

Дети раннего возраста, поступившие в детский сад, в первое время проходят сложный период — период адаптации. Они оказываются в новой, совершенно незнакомой обстановке, в детском коллективе, где мамы нет рядом. Малыши не очень хорошо говорят, действия...

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Контуры проекта на базе системного оператора. Проект «Секреты русской матрёшки»

В требованиях ФГОС НОО заложены высокие планируемые результаты в освоении основной образовательной программы как предметные, так и метапредметные. Достичь данных результатов можно, если правильно организовать деятельность обучающихся, использовать в ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Похожие статьи

Сохраним природу Арктики

Данное мероприятие посвящено Году экологии. Содержит, кроме интересного материала по теме, песни, музыку, стихи. Представленные на конкурс стихотворения является авторскими. Ценность данных стихотворений заключается в том, что они являются авторским...

Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников

Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...

Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста на тему «Здравствуй, зайка, с нами поиграй-ка!»

Дети раннего возраста, поступившие в детский сад, в первое время проходят сложный период — период адаптации. Они оказываются в новой, совершенно незнакомой обстановке, в детском коллективе, где мамы нет рядом. Малыши не очень хорошо говорят, действия...

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

С начальных классов мы интересуемся историей, географическими особенностями, экологией родного края. И каждый раз сталкиваемся с рядом противоречий, например: 1. С одной стороны знание лекарственных свойств брусники, черники, иван-чая с другой сторо...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Контуры проекта на базе системного оператора. Проект «Секреты русской матрёшки»

В требованиях ФГОС НОО заложены высокие планируемые результаты в освоении основной образовательной программы как предметные, так и метапредметные. Достичь данных результатов можно, если правильно организовать деятельность обучающихся, использовать в ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Задать вопрос