Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. Задача духовно — нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому моя задача (как воспитателя) сверхсложная: я должна раскрыть внутренний мир ребенка и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания. Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам в современном мире. Воспитание, я полагаю, является одним из важнейших компонентов образования в интересах как самого человека, так и общества, и государства в целом.
Я думаю, самое важное в воспитании — это духовно побудить ребенка и указать ему грядущие трудности, а может быть уже подстерегающие опасности, искушения. «Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел внутренне уважать себя и утвердить свое духовное достоинство и свою свободу — духовную личность…» И. А. Ильин.
— Дети, что трудно?
— Познать самого себя.
— Да, самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.
В соответствии с планом воспитательной работы ведущей задачей для меня является- формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию, высоконравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, формирование крепкого, дружного классного коллектива.
Я считаю, что ключевой фигурой между учеником и конкретным предметом, мероприятием является учитель, воспитатель. Именно через преподавателей в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, преподаватель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
Я содействую духовно-нравственному становлению человека, формирую у него нравственные чувства (совесть, долг, вер, ответственность, патриотизм), нравственную позицию (способность различить добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость), нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушание, добрая воля).
К. Д. Ушинский сказал, что настоящих преподавателей и учеников роднит особая теплота и задушевность отношений, основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения духовно-нравственными понятиями различна, что связано с общим развитием ребенка его жизненным опытом. В этом плане, по моему мнению, велика роль чтения. Чтения вслух.
Я честно говорю: «Книга — это открытие мира». Читать нужно в любом возрасте. Уверена: чтение развивает мышление. И правда: читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, на чувства и на поступки ребенка. Слово окрыляет ребенка, вызывает желание стать лучше, сделать что — то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомить с нормами поведения.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. Человек строит свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявление духовности — любовь.
С каким упоением мы читали вслух рассказы К. Д. Ушинского в первом классе. Дети открывали для себя большие и маленькие тайны мира. Коллективно обсуждали, спорили, радовались новым познаниям. Не хотели уходить из класса. Главное — они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок К. Д. Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
Растут дети, все больше растет желание не только читать, но и поговорить о прочитанном. Сформирован коллектив, дети любят и умеют говорить о прочитанном, выражать свое мнение о том или ином герое.
Вот они и подросли. Предлагаю пятнадцать томов «Собрание сочинений» Альберта Лиханова. Читают. Обсуждаем, выясняем, плачем. Мои дети увидели тему сиротства. Катя М. не может скрыть своих чувств после прочтения повести «Никто».
— Можно я прочту?
— Да, Катя, читай.
— Повесть завершает крик о помощи «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте матери, детей… И…тишина… Я вижу; ми дети сразу повзрослели, окрылились. Мои ребята, прочитав произведения А. А. Лиханова поняли: зрелый, умудренный жизнью Лиханов становиться истовым проповедником доброты, милосердия, братской любви как незыблемых основ подлинно человеческого мироустройства.
Хочется еще и о нравственности. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Моя задача — воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
На внеклассных мероприятиях я воспитываю у детей любовь у своей Родине, к своему селу, городу. Дети посещают школьный музей, гордятся историей своей школы, которая была мужской гимназией. В этой гимназии учился писатель — пушкинист Арнольд Ильич Гессен. С каким интересом ребята слушали историю своей школы, о Гессене.
Духовно-нравственное направление осуществляется через воспитание этической культуры, формирование нравственных отношений, развитие способности эмоционально отзываться на переживание других людей, привитие навыков культурного поведения в классе, в столовой, в школе, в общественных местах. Развитие этих качеств способствуют и внеклассные мероприятия: «Путешествие в мир доброты». «Наш дружный класс», «Согрей теплом души своей», «Упрямство — это хорошо или плохо» и другие.
На этих мероприятиях даю детям возможность проявить свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать свое мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.
Да, я очень хочу, чтобы мои дети время от времени находились под сильными впечатлениями — от книги, встречи, экскурсий, поступка. Опыт убедил меня в том, что впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.
Вот и я забочусь о создании у каждого из моих ребят сильных впечатлений от экскурсий, путешествий, встреч, посещений.
Духовный мир ребенка не может пустовать, он обязательно заполнится. Своим исключительным долгом я считаю помощь детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения. В нашей школе все направлено на то, чтобы объединять учеников, в них воспитывается чувство солидарности, взаимной помощи, заботы друг о друге.
В планах у меня еще больше совершать экскурсий не только по нашему городу, но и по району, посетить знаменитые исторические места нашего района, хочу видеть горящие глаза, радостные лица, разделять их положительные эмоции. Вот, что воспитывает честные и благородные чувства в сердцах детей.
Мы живем в небольшом городке, расположенном на Меловой горе. С каждым годом жители нашего городка стараются сделать свой город лучше и краше. Все мы взрослые, а также дети, знаем историю своего города.
Каждый год в знаменитые даты, седьмое февраля и девятое мая, мы с ребятами посещаем наш парк. Перед посещением мы готовимся к этой экскурсии. Повторяем правила дорожного движения, учим стихи о Великой отечественной войне, читаем очерки о знаменитых наших земляках, проводим викторину о природе родного края.
И вот мы в парке. Аллее славы… Смотрим… Читаем… Волнуемся. Возлагаем цветы. — Да, дети, весь народ поднялся на борьбу с фашистской Германией. Мужчины добровольцами уходили на фронт защищать Родину, и даже женщины и дети — все стремились защищать свое Отечество. Почтим память наших воинов минутой молчания.
Вот это и есть, думаю я, воспитание уважения к подвигу своего народа. На девятое мая дети принесли фотографии своих прадедов, рассказывали о них. С каким уважение и почитанием, благодарностью ребята говорили об участниках войны.
Все это воспитывает патриотизм, уважение к старшим: людям, защищавшим Родину, продолжает знакомить с героической историей своего народа.
В своей работе я руководствуюсь словами В. А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
О своих детях я могу сказать так: важным условием нравственного воспитания является общий нравственный «климат» в классе, стиль отношений между мной и детьми, детских взаимоотношений. В моей классе, царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развивается достоинство каждого, преодолевается неуверенность слабых. Я считаю очень важным помощь детям почувствовать коллектив, как целое.
А еще я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственным за общее дело.
Считаю, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, воспитателя, его отношения к детям.
Кропотливая работа в духовно-нравственном воспитании всегда приносит результат: это чувство сострадания, коллективизма, формирование умения ориентироваться в окружающей обстановке.
Программа духовно-нравственного воспитания — это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм, новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Поэтому я в постоянном поиске.
Литература:
- Ушинский, К. Д. / К. Д. Ушинский. — Текст: непосредственный // «Рассказы и сказки». —: Москва. Детская литература, 1986. — С. 80.
- Лихачев, Д. С. / Д. С. Лихачев. — Текст: непосредственный // «Заветное». — 2006: Москва. Издательский образовательный и культурный центр. «Детство. Отрочество. Юность». — С. 271.
- Под, редакцией, Кошелевой, А / редакцией, Кошелевой, А Под. — Текст: непосредственный // «Эмоциональное развитие дошкольника» Пособие для воспитателей детского сада. —: Москва. Просвещение, 1985. — С. 175.
- История педагогики: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкол.)» / М. Ф. Шабаева, Н. Б. Мчедлидзе, В. А. Ротенберг и др.]; Под ред. М. Ф. Шабаевой. — Москва: Просвещение, 1981. — 367 с.
- Слово и дело Альберта Лиханова [Текст] / Ирина Стрелкова [и др.]. — Москва: Детство. Отрочество. Юность, 2010. — 205, [2] с., [80].
- Как живете, дети?: Пособие для учителя: [Перевод] / Ш. Амонашвили. — Рига: Звайгзне, 1988. — 172, [2] с.: ил.; 21 см.