Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кашина, В. С. Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника / В. С. Кашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 626-627. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114303/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использованияхудожественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследования: концепцию духовно-нравственного роста и воспитания граждан России, ФГОС НОО.

Ключевые слова: художественная литература, духовно-нравственного воспитания младшего школьника, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, развитие личности, книга, мышление.

В двадцать первом веке, что достаточно справедливо наречен веком новых прогрессивных технологий, такой важный и исторически неотъемлемый процесс для наших предков процесс, как чтение, определенно теряет свою популярность и как часть досуга нынешнего поколения, и как средство духовно-нравственного воспитания. Стоит ли говорить о том, что в настоящее время дети читают довольно мало и без особого интереса, вследствие чего остро встала проблема необходимости духовно-нравственного воспитания русского человека.

Такие прогрессивные технологии, как телевидение и интернет, почти полностью стали основными источниками поиска информации и проведения досуга. Несомненно, они довольно сильно облегчили человеку жизнь, и при умеренном и правильном использовании технологии могут помочь в таком трудном деле, как педагогический процесс, однако чрезмерное их использование ведет к вытеснению важнейших первоисточников информации, книг.

Посредством чтения литературных произведений младший школьник познает не только окружающий его мир природы и социума, но и имеет возможность разобраться в себе, в своих чувствах, эмоциях и отношению к этому миру. Художественные литературные произведения способны с раннего возраста объяснить и растолковать важность таких фундаментальных социальных понятий, как добро и зло, правда и ложь, честь, гордость и т. д. В процессе чтения ребенок, может не только эмоционально сопереживать и оказывать поддержку героям литерных произведений, видеть в них прообразы своих близких, родных или создавать на основе поведения положительных героев перенимая полезные черты характера свой личный образ, но и наоборот может невзлюбить отдельно взятых персонажей, что в будущем послужит отличным примером того, как поступать не нужно. С помощью художественной литературы правильно развивается чувственно-эмоциональные черты, которые имеют прямое отношение к духовно-нравственному воспитанию, эмоциональный и чувственный опыт играет большую роль в личности младшего школьника, которому только предстоит стать полноценной, яркой и по-своему отличительной ячейкой общества.

Актуальность духовно-нравственного воспитания младшего школьника посредствам чтения художественной литературы четко обозначена и в ФГОС НОО. ФГОС НОО определяет духовно-нравственное образование как одно из основных направлений образования, целью которого является формирование у учащихся морально-этических ориентиров, ценностей и идеалов; развитие чувства патриотизма и чувства любви и уважению своего государства; определение духовно-нравственных принципов в отношении старшего поколения, таких как забота и уважение; воспитание трудовых и семейных ценностей у младшего школьника. Духовно-нравственное воспитание младших школьников играет ключевую роль в их общем развитии и становлении как полноценных членов общества. Необходимость духовно-нравственного воспитания по средствам чтения художественной литературы в процессе образования, обращена на моральную и духовную стороны, социально-культурного и патриотического воспитания восприятия культурных ценностей вместе с принятыми в современном обществе нормами поведения, которые направленны на защиту интересов индивида, семьи и социума.

В нынешних условиях реализации ФГОС НОО имеет место быть как урочная, так и внеурочная деятельность педагогов в работе с младшим школьником, что позволяет вести систематическую и грамотную работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на основе чтения художественной литературы. Однако, именно внеурочная деятельность, играет ключевую роль, так как она помогает младшему школьнику задуматься о смысле всего прочитанного произведения и об отдельных его частях. Задачей же педагога, определенно выступает привитие младшему школьнику интереса к чтению правильной художественной литературы. Важно всеми возможными вербальными средствами общения выявить у младшего школьника первичный интерес к литературе, для того чтобы, в будущем, он сам понимал важность такой неотъемлемой части всего образованного общества, как литература.

Благодаря произведениям художественной литературы младшие школьники могут с головой погрузиться, в мир фантазий, где они могут проявить свою силу воображения, черпать идеи, заложенные автором, и увидеть в нашем обыкновенном мире что-то свое, что-то необычное, что-то, что, возможно, по-новому откроет им глаза на окружающий нас мир. Также с помощью литературных произведений младшие школьники могут узнать что-то новое, до сих пор неизвестное, но определенно важное, об окружающем нас мире, о нашем государстве. Помимо неоспоримой важности художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников, систематическое чтение правильных книг способствует стремительному развитию воображения юных читателей.

По поводу роли книг в воспитании высказывались и знаменитые педагоги нашего и не только времени. Вот что говорил о роли книги в воспитании один из величайших советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

Говоря о литературе в целом, и особенно если речь идет о художественной литературе для младших школьников, нужно понимать, что существенно важен выбор правильной литературы, литературы той, которая подобрана по возрасту и соответствует сообразительности младшего школьника, литературы той, которая несет в себе правильный посыл и положительные идеи и мысли. Компетентность и начитанность педагогов в данной теме также неоспоримо важна. Именно поэтому ФГОС НОО предлагает свои списки литературы для школьников и дошкольников всех возрастов, в частности и для младшего школьника. Произведения, предлагаемые ФГОС НОО являются тщательно проверенными и изученными и тот посыл, и идеи, которые в них хранятся, определенно направлены на развитие младшего школьника.

В завершении исследуемой и описываемой выше темы можно сказать, что духовно-нравственное воспитание младшего школьника — это одна из основных и важных задач, описываемых в ФГОС НОО, в современном образовательном процессе. Художественная литература, как средство духовно-нравственного воспитания, — это очень нужный и верный процесс, который, к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше воспринимается всерьез молодым поколением. Такой по-настоящему волшебный процесс, как чтение, может сыграть ключевую роль в становлении младшего школьника как полноценной личности. Чтение хороших, правильных книг заставляет задуматься о важных в жизни вещах и определить ориентиры, моральные принципы и ценности, помогает погрузиться в новый, до этого неизведанный мир, что развивает воображение и мышление, что в большой степени влияет на будущее развитие младшего школьника. Все это — духовно-нравственное воспитание и его производные, без которых развитие младших школьников как личностей было бы попросту невозможно.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. От 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) — информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. (дата обращения -11.05.2024 г.) — Текст: электронный.
  2. Голышева, И. А. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 563–565. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37399/ (дата обращения: 11.05.2024).
  3. Михайлова, А. И. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников и младших школьников / А. И. Михайлова, И. В. Федорова, Н. Е. Клементьева // Педагогика и психология: перспективы развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 04 октября 2023 года. — Чебоксары 2023. — С. 94–97.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, младший школьник, художественная литература, ключевая роль, школьник, книга, литература, произведение, чтение.


Похожие статьи

Задать вопрос