Роль уроков литературы в школе сегодня становится особо значимой. Если не школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Если не школа научит слышать в суете и грохоте наших дней голос писателя, то кто же? Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идёт о нашем завтра, о становлении личности современного школьника.
В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Было ли это предпочтением внутреннего мира внешнему или следствием мечтательности славянского характера, отсутствием политических свобод, как думал А. И. Герцен? Так или иначе, традиция верховности литературного образования в нашем обществе до последнего времени была прочна.
Однако век телевидения и других СМИ существенно изменил ситуацию. Выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают на уровне комиксов и клиповой культуры. А ведь в детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому, когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно. Названный постулат может убедительно подтвердить такой пример. В 87 % семей, где курят родители, дети тоже начинают курить. Ведь, когда родитель курит и говорит ребенку, что это вредно, неправильно и плохо, ребенок не понимает, почему курить не следует, если его папа или мама все-таки курят. Так и с чтением: нет примера читающих родителей –не читают и дети. К сожалению, современным детям да и многим взрослым художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Ребёнок подменяет духовность общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Есть одно известное изречение, которое вслед за С. Ф. Жанлис произносил и Б. Гейтс. Звучит оно так: «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор». С этим утверждением мы полностью согласны. И если вы присмотритесь к современному миру, то увидите, что жизнь людей «высшего круга» — управленцев, крупных чиновников, владельцев бизнеса, топ-менеджеров — достаточно сильно отличается от жизни большинства людей. Одно из существенных отличий заключается в том, что они практически не смотрят телевизор. Они не засоряют свою голову лишней, ненужной, деструктивной информацией. Все вы знаете об эффекте «промывания мозгов», масштабов которого в действительности даже и не представляете.
А если говорить о неокрепшей психике маленьких детей и подростков, выводы напрашиваются сами собой. И вы понимаете, что достаточно большая доля рекламы направлена именно на эту целевую аудиторию — на детей, которые выпрашивает у родителей что-то купить. На детские головушки обрушивается лавина ненужной, даже вредной информации, от которой ребенка необходимо оградить. К тому же телевизор, большинство компьютерных игр, сериалы убивают одну из фундаментальных потребностей детей — фантазировать, т. е. обдумывать, создавать какие-то модели мира или даже миров в голове.
Когда человек читает книгу, перед его мысленным взором возникают какие-то картинки, что-то выстраивается, появляются какие-то образы. В момент чтения мозг тренируется упорядочивать информацию, в нем выстраиваются новые нейронные связи. Другое дело — телевизор, который дает абсолютно четкую, готовую картинку. Думать, размышлять, строить в голове что-то абсолютно не получается, потому что все уже выстроено.
Ситуация усугубляется тем, что в средствах массовой информации чаще всего показана придуманная картина жизни общества, преувеличены человеческие возможности. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реальном мире, и у подростка может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасном по сравнению с действительностью. Если дети заимствуют с телеэкранов ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? А значит, креативной, творческой личности из того ребенка, который книги не читает, не получится. Поэтому обязанность родителей и учителей — оградить детей от влияния СМИ и максимально заменить ТВ на книги.
Таким образом, гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга. Оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии в любви. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Безусловно, возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово. Если учитель не ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а находится в постоянном творческом поиске, может вызвать интерес детей удачно подобранной фразой из текста, вопросом, тогда он сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Такой путь духовно-нравственного воспитания и развития личности на уроках литературы имеет явные преимущества по сравнению с другими методами. Опыт работы по постижению художественной ценности произведений показывает, что обращённость к искусству слова помогает учащимся войти в мир культуры, считать культурные ценности своими, выработать в себе отрицательное отношение к пошлости и безвкусице современной массовой культуры, не признающей никаких этических норм. Пока в обществе не наступила гуманистическая переориентация искусства и средств массовой информации, нет запрета на пропаганду жестокости, насилия и других пороков, на уроках литературы учитель имеет возможность воспитывать гуманную личность и поощрять её стремление к духовно-нравственному совершенствованию.
Литература:
- Анненкова Е. И., Румянцева Э. М., Семанова М. Л. и др. — М.: Просвещение, 1987.
- Бобылев Б. Г. Опыт филологического анализа.//Русский язык в школе. — 1991. № 2.
- Богданова О. Ю. Интерпретация текста.// Литература в школе. — 1998. № 2.
- Егоров Б. Ф. Пути анализа литературного произведения. — М.: Просвещение, 1981.
- Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Урок литературы. — М.: Просвещение, 1983.
- Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. — М.: Просвещение, 1998.
- Лазарева В. А. Принципы и технология литературного образования школьников.// Литература в школе. — 1996. № 1, 2, 3.
- Мущенко Е. Г. Разница «контекстов» при анализе художественного произведения в вузе и школе.// Литература в школе. — 1997. № 3.
- Попова Е. В. Художественное произведение как эстетическая ценность.// Литература в школе. — 1998. № 4.
- Щербина В. Р. Проблема литературного образования в средней школе. — М.: Просвещение, 1982.