В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: социализация, исследовательская технология, технология проблемного обучения, проблемная ситуация, проблема социализации, социальная адаптация
Актуальность управления процессами социализации детей младшего школьного возраста определена ролью образования в социализации человека: социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности.
В отечественных исследованиях убедительно обоснована особая роль, назначение и достижения младшего школьного возраста (Н. Ф. Виноградова, Н. Ф. Голованова, А. К.Маркова, Д. Б. Эльконин), изучен процесс становления ребенка как социокультурного и психосоциального феномена с уникальной социальной ситуацией развития, психическими и социальными приобретениями в процессе личностно-деятельностного развития (Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн и др.). Однако постановка педагогической наукой вопросов полноценного проживания ребенком уникальной ситуации детства (В. В. Давыдов, А. Т. Кудрявцев), разработки и внедрения моделей сопровождения детей (Е. И. Казакова, Н. Осухова, Л. М. Шипицына), поиска предпосылок обеспечения социализации в процессе непрерывного и преемственного развития в образовании (А. Н. Свиридов, Л. К. Синцова, Л. В. Пименова) пока не находит системного решения в силу разрыва естественных связей в процессах социализации и образования ребенка.
Предпринимаемые попытки оформлены как авторские концепции непрерывного и начального образования (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), что не стало доминирующим в массовой практике образования, призванного оптимизировать процессы социализации детей младшего школьного возраста. Выходом из сложившейся ситуации может стать рассмотрение образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста как центра, сосредоточивающего воспитательные силы общества: посредством социально-педагогической деятельности он интегрируют воспитательный потенциал различных агентов социализации и закладывает основы социальной компетентности ребенка (А. А. Майер).
В ходе теоретического анализа проблемы мы выявили, что образование детей в контексте социализации рассматривается как человекообразование с центральной функцией культуротворчества ребенка как субъекта культуры и ее творца [3, с. 14].
Современная школа века требует изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности.
Коренные преобразования в системе образования, связанные с ее модернизацией, затрагивают все стороны деятельности образовательного учреждения. Важной составляющей социализации личности учащегося в современном образовательном процессе является процесс обучения литературе. Он позволяет раскрыть все грани талантов учащихся, научить их взаимодействовать друг с другом, привить любовь к чтению и интерес к филологическим наукам.
В современном мире падает интерес к русскому языку и литературе. Состояние русского языка и литературы в настоящее время представляет собой острейшую проблему и для государства, и для всего общества, поэтому возникла потребность в привлечении россиян к чтению. В связи с этим необходимо обеспечивать условия развития творческих способностей тех учащихся, которые проявляют незаурядные способности в изучении данной дисциплины.
В связи с внедрением ФГОС ООО наиболее остро обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим назрела необходимость реализации учителем литературы новых направлений учебной, воспитательной, метапредметной деятельности.
Действительно, на современном этапе развития филологического образования подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование ценностных основ социализации личности ученика становится одной из основных задач педагогов, и особенно — учителя литературы.
Социализация личности — это процесс приобщения индивида к социуму, усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализацию личности может обеспечить развивающее обучение, личностно-ориентированный подход. Именно они призваны помочь школьникам жить и работать в другом обществе, в другое время, вообще в другом, «взрослом» мире [1, с.44].
Найти выход из проблемной ситуации, в которой находится подчас большинство учителей, ориентированных на решение вопросов социализации обучающихся, помогает технология проблемного обучения. В основе данной технологии лежит индивидуальное и коллективное моделирование учащимися способов решения на уроке литературы проблемных задач. Активное творческое участие школьников в поиске ответов, помогающих им успешно ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением [3, с.62].
Как добиться эффективности в осуществлении технологии проблемного обучения на уроке литературного чтения в начальной школе? На мой взгляд, учителю нужно научиться составлять вопросы так, чтобы процесс поиска ответа них вызывал у обучающихся неподдельный интерес. В этом случае технология проблемного обучения будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, а также формированию их способности к самообучению, к познавательной, творческой деятельности.
Основные положения теории и практики проблемного обучения были разработаны Т. В. Кудрявцевым, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым и другими учёными. Сущность проблемного обучения М. И. Махмутов определяет как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. При этом процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [2, с.76].
Педагог может использовать элементы данной технологии на уроках литературы в 4 классе. Так, например, при подготовке к уроку обучающиеся получают предварительное задание для работы в группах. Под руководством учителя они подбирают материал для публичного выступления (доклада, сообщения) на предложенную учителем /самими учениками тему. Группа учащихся, мотивированных к выполнению творческой работы, готовит иллюстрации к сообщениям сверстников. Ученики, мотивированные к выполнению проектной работы, составляют вопросы проблемного характера для участников первой и второй групп обучающихся. Данные вопросы становятся моделью-опорой для выполнения дифференцированного домашнего задания [4, с. 57].
В результате у обучающихся на личностном уровне формируется устойчивый познавательный интерес, и тогда на этапе целеполагания, при помощи «мозгового штурма», определение цели учебной деятельности происходит в ситуации активной коммуникации, вызывает интерес у всех участников решения проблемной задачи.
Еще одним способом реализации технологии проблемного обучения является организация эвристической беседы, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов педагог старается направить поиск учащихся на решение поставленной в начале урока проблемы.
На этапе актуализации предметных, метапредметных и личностных результатов, на наш взгляд, стоит провести первичную рефлексию знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого учитель предлагает учащимся задания для возникновения процесса художественного мышления и речи.
Еще одним способом реализации технологии проблемного обучения является организация эвристической беседы, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов педагог старается направить поиск учащихся на решение поставленной в начале урока проблемы.
Развивая продуктивное и креативное мышление, учитывая интересы и потребности детей, учитель таким образом, ведет школьников к социальному позиционированию, чтобы сформировать их людьми деятельными, помочь им созреть и окрепнуть внутренне.
Таким образом, уроки деятельностной направленности на основе технологии проблемного обучения вполне могут способствовать созданию среды активной социализации школьников возрастной группы 3–4 класс, наиболее подверженных риску оказаться в затруднительном положении во «внешней», социальной жизни.
Литература:
- Асмолов, А.Г., Семенов, А.Л., Уваров, А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующие десятилетие. М.: «НексПринт», 2010.
- Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
- Майер А. А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Майер Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. гор.пед. ун-т]. — Барнаул, 2011. — 40 с.
- Трунцева,Т. Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. -М.: ВАКО, 2015. — 176 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей. // Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.