В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: социально ориентированное поведение, социальная ориентация, социально ориентированные нормы.
Весь ход развития человечества наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социально-культурных условиях. В настоящее время в Казахстане все острее ощущается потребность общества в новом типе граждан — глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески мыслящих, предприимчивых, ответственных за судьбу народа, способных видеть жизнь во всех ее реалиях, умеющих комфортно жить в поликультурной и многоэтнической среде, стремящих вывести общество из кризиса на цивилизованный путь развития. «Согласно ЮНИСЕФ, более половины детей столкнулись со случаями виртуального насилия, пропагандой религии и суицида и положительно относятся к знакомствам в социальных сетях» [1]. В этой связи фундаментом формирования личности современного школьника является его нравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень патриотического самосознания. Именно это положение стало основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование социально ориентированного поведения младшего школьника.
Как отмечает Анламасова Г. А. «социальная ориентация личности — это есть сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности» [2]. Социальная ориентация, как одно из ведущих качеств личности, отражает ее устойчивые интересы, потребности, практическую подготовленность, сформированность силы воли, направлена на самостоятельную творческую, познавательную, социальную деятельность.
Правильная социальная ориентация личности зависит, прежде всего, от национально-исторического уклада, образа жизни, идеала, психологии, убеждения, мышления, сознания, специфической демографической ситуации, природно-климатических, экологических условий, своеобразия национального состава общества и точного определения социальных ориентиров воспитания.
Проблема социальной ориентации младших школьников рассматривается нами в следующих направлениях: ориентация в связях и отношениях, то есть коммуникативная ориентация — общение в узком смысле; ориентация на общество (государство, народ, нацию) в широком смысле, то есть референтная ориентация; ориентация на индивида, формирование и развитие личности; поведенческая ориентация и ориентация на выполнение этносоциальных ролей.
Общество, школа через социальные-ориентированные нормы предъявляют к школьникам систему конкретных требований, с помощью которых направляют, регулируют, оценивают, контролируют деятельность школьника. В общем смысле нормативная регуляция как специфический уровень формирования социально ориентированного поведения означает, что школьнику предписывается должный способ и форма поведения, средства и методы достижения целей, определяется форма и характер взаимоотношений и оцениваются реальное поведение школьника, формы и виды его деятельности. Социально ориентированные нормы — средство социализации школьника, формирования его как субъекта общественных отношений. Эффективность социальных норм как внешних социальных средств регуляции поведения школьника зависит от характера и направленности этих норм, от уровня развития школьника, от соответствия норм его внутренним регуляторам поведения: внутренним установкам, убеждениям, мотивам, собственным целям и идеалам. Большую роль в развитии внутренних потребностей личности в освоении социально-культурных ценностей и реализации своих потенциальных возможностей играет качественная сторона социальной активности личности и ее умения социально ориентироваться. Формирование этой внутренней потребности способствует развитию потребности в продуктивной деятельности, которая и воспитывает социальную активность, социальные установки и способствует социализации личности. Итак, социально ориентированное поведение школьника формируется в процессе социализации и функционирования в социальной среде.
Характерная особенность детей младшего школьного возраста — это их восприимчивость к явлениям общественной жизни. Важной стороной их общественной жизни является овладения человеческими способами удовлетворения своих биологических потребностей, усвоение норм и правил жизни в группе.
В системе отношений младшего школьника взрослый продолжает играть чрезвычайно важную роль, так как с ним ребенок связывает свое благополучие и защищенность. Значимый взрослый — это не просто контролер поступков и поведения ребенка, это внутренний побудитель к ориентированию на «правильность», хорошо и плохо, справедливо и несправедливо. Взрослый закладывает ориентировочную основу в нравственных поступках и отношениях. Отношения к другим формируется у ребенка по линии «свой-чужой» устанавливающиеся эмоциональные контакты облегчают ребенку общение, включают в деятельность и среду.
Отношения к родителям выступает наиболее значимым для ребенка. В младшем школьном возрасте привязанность к отцу и матери сохраняется независимо от их отношения к ребенку и возрастает при эмоциональности их отзывчивости. Воспитанный в семье доверчивым и открытым младший школьник быстрее адаптируется к школе. Внешняя и внутренняя система отношений младшего школьника, в центре которой взрослый, сверстники и родители определяет нравственный опыт ребенка, его представления о нормах и ценностях человека. Всматриваясь в окружающих, младший школьный возраст переносит в свое поведение образцы, воспринимаемые им, как значимые в жизни людей. По этим образцам ребенок стоит свои взаимоотношения с близкими, с окружающими, переживая состояния удовлетворения и неудовлетворения от данного общения. От того, какие эмоциональные отношения и взаимоотношения будут складываться у ребенка в процессе общения, во многом зависит его поступки и поведение.
Таким образом, социально ориентированное поведение не выучиваются, а создаются личностью в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. При помощи воспитательных воздействий в сознании личности актуализируется в социальной программе информация, в дальнейшем трансформирующаяся в психологические качества и личностные ценностном.
Специфика воспитательных воздействий заключается в присвоении личностью социальных норм и общественно значимых образцов, которые в процессе учебно-воспитательной деятельности заполняются личностным смыслом и значением в том, что находят синтезированное выражение в таких личностных системах, как; потребности и интерес; социальная ориентация и позиция; стратегическая организация поведения; социальная активность. Первые две системы носят характер мотивационного значения, третья — организующего, четвертая — регулирующего.
Система потребностей и интересов личности составляет глубочайшую основу направленности личности, так как является побудительной силой деятельности и поведения. Особое значение в деятельности и поведении личности приобретают интегративные потребности познавательного, ценностного, прагматического отношения к действительности, потребности общения и социальной активности.
Стратегия организации социально ориентированного поведения базируется на интеллекте, воле и эмоциях, органически входящих в структуру личности. Если интеллектуальные процессы способствуют рациональному осознанию социализирующих воздействий, утверждению социально значимых требований норм и критериев оценки, а эмоциональные процессы формируют у личности субъективное отношение к общественно значимым образцам поведения, то волевые процессы содействуют объективизации внутренних сил, подготавливают социальную активность личности.
Система социальной активности, охватывающая деятельность и социально ориентированное поведение личности, имеет объективирующее значение в целостном процессе социализации личности. Мотивация социальной активности и ее реализация опосредованы внутренней организацией человеческого поведения, составляющими которой и являются потребности и интересы, социальные ориентации и позиции, внутренняя организация поведения. Совокупность данных компонентов мобилизует все силы личности на определенную социальную активность. Поведение и деятельность — это личностные системы социализации в действии. Социально ориентированной основой поведения является преобразование общественно значимых потребностей и требований во внутреннее отношение личности, в мотив реальных поведенческих актов. Свойства и качества приобретают социально ориентированный характер и значение потому, что направляются и контролируются «нравственными позициями» общества и личности.
Для процесса формирования социально ориентированного поведения личности младшего школьника системообразующим принципом является принцип деятельного опосредования, суть которого заключается производности личностных новообразований от реального бытия. Через совокупность деятельности, через бытие происходит присвоение личностью социально значимых и социально ориентированных образцов, удвоение знаний (появление личностных ценностей на основе смысловых образований), которые и порождают личностные смыслы человеческого существования. Проходя через деятельность, опосредуясь деятельностью и утвердившись сознанием, эти значимые образцы приобретают смысл, генерируют особый внутренний план — нравственное сознание с присущей ему структурой и функциями. Следовательно, необходимо так строить и направлять деятельность по воспитательному воздействию, чтобы в процессе воспитания объективные и внешние по отношению к личности нравственные нормы приобретали личностный смысл, становились собственным, пережитым, активным отношением субъекта к действительности, к людям, к себе.
В этой связи роль школы в формировании социально ориентированного поведения трудно переоценить. В школе ребенок получает не только знания об окружающем его мире, но и знания о важнейших компонентах этого мира — других людях, знания о том, как жить среди людей. Более того, он приучается соотносить свои поступки с интересами других людей, вести себя в соответствии с ценностями нравственного порядка. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что именно в младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для формирования социально приемлемых и активных способов поведения, способствующих становлению личности.
Литература:
- Об утверждении Концепции развития образования Республики Казахстан на 2022–2026 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 941.
- Анламасова Г. А. Социализация школьников на основе нравственных ценностей: автореф. … канд. пед. наук. — Алматы, 2003. — 32с.