Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (191) февраль 2018 г.

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Арифуллина, Г. Ш. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника / Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48185/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Ключевые слова: мотивация, мотив, познавательные способности, младший школьник, учебная деятельность, исследование.

Keywords: motivation, motive, capability, schoolboy, educational activity, exploration, mention, family, relationships

Неотъемлемую часть развития ребенка составляют родители, их умение контролировать действия малыша, направлять в нужном направлении, при этом, не оказывая психологическое давление на младшего школьника.

Дети, которые не чувствуют той самой эмоциональной стабильности и любви, зачастую замкнуты (но, как сказано выше, имеются исключения), сосредоточенны на налаживании отношений внутри семьи, что влияет на успеваемость. Но ошибочно утверждение, что дети из таких семей не способны усваивать предлагаемый школьный материал, и развиваться в других сферах, к примеру, в науке и литературе. Они развиваются и пополняют свои знания в менее ускоренном темпе, нежели дети с благоприятной эмоциональной сферой.

Первым этапом данного исследования является методика «Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности», разработанная М. Г. Пирожковой, в ходе проведения которой были выявлены следующие выводы:

Проанализировав результаты, можно сделать следующий вывод: на уровень мотивации и интеллектуальную сферу учащихся младших школьников влияют не столько родители, учителя и внешние факторы, сколько самомотивация и самоконтроль, а также желание учиться чему-то новому.

Результаты заключительной методики Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

По результатам данной методики стало известно, что средним уровнем развития и особенностями понятийного мышления обладают: Миша Г., Настя М., Степа Ж., Сережа К., Эдик О. и Максим О., они набрали 29–26 баллов, хоть и допускали ошибки во время ответов. Остальные ребята показали высокий результат 40–30 баллов. В их ответах либо не было ошибок, либо ошибки были незначительными. Дети с низким уровнем развития и особенностей понятийного мышления отсутствуют. Данная методика дает понять, что у детей к 6 и 7 годам уже довольно хорошо сформирован уровень развития словесно-логического мышления.

Далее была проведена методика «Родительские отношения А. Я. Варга, В.В. Столина». Цель методики: выявление родительского отношения.

Данная методика повзволила выявить стили детстко-родительских отношений, их влияние на эмоциональную сферу ребенка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает один балл, а за каждый ответ «нет» тестируемый получает ноль баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Тестируемые получили высокие баллы по шкале «принятие—отвержение» — от 24 до 33. Баллыговорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы ребенка, поддерживает , начинания, проводдит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале равны от 0 до 8это говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в отрицательные чувства: раздражение, разочарование, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, невысоко оценивает его способности, третирует ребенка.

Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7–8 балловэто признак того, что взрослый проявляет реальный интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, одобряя и поощряя самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6–7 балловэти баллы позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. У некоторых тетсируемых по этой шкале вышло 1–2 балланизкие баллы этопризнак того, что взрослый, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится, не интересуется его упехами. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» — 6–7 балловпоказывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует безоговорочного послушания, задает строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1–2 балла,напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7–8 балловпризнак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1–2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Четвертая часть всех испытуемых используют стили «Кооперация» и «Симбиоз» в межличностных отношениях с ребенком. Данные стили наиболее благоприятно влияют на поведение ребенка, на его отношение к учебе, социальные отношения.

В заключение хотелось бы отметить, что в обучении ребенка должна участвовать не только школа, но и родители. Ведь именно благодаря им ребенок сначала учится говорить, ходить, узнавать мир. Поэтому, становясь школьником, ребенок не должен терять поддержку родных, их заинтересованность в его успехах, и конечно же, он должен чувствовать себя важным, любимым, нужным, а также знать, что не разочарует их своими поступками, будь то блестящие достижения или же поражения. Именно при таких взаимоотношениях ребенок вырастет достойным человеком, способным на хорошие поступки не только ради себя, но и ради своей семьи и окружающих его людей.

Литература:

1. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. — 40с.

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Воронеж, 1997.
  2. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 358с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, ребенок, взрослый, младший школьник, отношение, уровень развития, учебная деятельность, шкала, понятийное мышление, словесно-логическое мышление.


Похожие статьи

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Похожие статьи

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Задать вопрос