Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.
Тhe аrticle is devoted to the influence of the nature of the parent-child relationship on the development of giftedness of the child. Analyzes the nature and basic parameters of parent — child relationships, positively influencing the formation of giftedness.
Роль семьи и детско-родительских отношений в развитии одаренности детей представляет важную проблему и, в настоящее время, изучена недостаточно. Признавая важность семьи как «поддерживающего ресурса» [3] для одаренного ребенка, исследователи показывают множество конструктивных и деструктивных факторов детско-родительских отношений, неоднозначно влияющих на характер развития.
Целью данной статьи является изучение конкретных параметров детско-родительских отношений, определяющих динамику развития одаренности ребенка.
Для достижения цели необходимо четко обозначить основные понятия, прежде всего, сущность одарённости ребенка. В психологии развития — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4].
Детско-родительские отношения подразумевают под собой разные виды взаимодействия по передаче и формированию социально-культурного опыта, воспитанию ребенка в развивающей среде. Для формирования базиса развития одаренности детско-родительские отношения должны обладать рядом характеристик, благодаря которым становится возможным эффективное взаимодействие природных задатков и социальной среды. Основные параметры детско-родительских отношений, их виды и качество представлены в таблице 1.
Таблица 1
Название параметра |
Их виды, качественная характеристика |
|
Ведущие способы: − акселерация как форсированное обучение; − амплификация- развитие через обогащение наиболее значимыми формами деятельности и т. д. |
|
Виды: − Активная- активное участие в процессе развития одаренности; − Пассивная-отстранение от участия. |
|
Виды: − Эмоциональное принятие как безусловная любовь к ребенку вне зависимости от его достижений. − Эмоциональное отвержение- недовольство ребенком и игнорирование его потребностей. |
|
Гиперопека- повышенный контроль, повышенное внимание. Демократический стиль – высокий уровень взаимного доверия, вера в успех ребенка |
Помимо перечисленных в таблице параметров, внимания заслуживают и такие факторы детско-родительских отношений как: социальное положение семьи, взаимоотношения между родителями, поддержка развития детских способностей. Компетентность родителя как первого «наставника» одаренного ребенка должна включать знания о характерных личностных особенностях таких детей, наиболее важными из которых могут быть: нонконформизм, завышенная или заниженная самооценка, сверхчувствительность, эгоцентризм и другие. В зависимости от характера отношений в семье данные характеристики будут способствовать гармоничному развитию или повышению состояния невротизации ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к важным характеристикам детско-родительских отношений, позитивно влияющим на развитие одаренности ребенка можно отнести:
− активную родительскую позицию и поддержку в сочетании с воздействием посредством амплификации;
− «развивающую близость» [2] – как характеристику сплоченности семьи одаренного ребенка, создающую условия для гармоничного, всестороннего развития личности (не только в учебе, но и в социальном взаимодействии и общении);
− наличие истинной заботы о ребенке, позволяющей учитывать потребности и возможности его половозрастных особенностей; проявлять безусловное позитивное принятие и любовь вне зависимости от успешности и т. д.
Литература:
- Денисенкова Н. С. Сопряжённость детско-родительских отношений и развития познавательных способностей дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 4. С. 3–8.
- Гаврилова И. Н. Учебная неуспешность одарённых детей как следствие дисгармоничных семейных отношений // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1423–1427.
- Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование, 2007, № 3. – С. 88.
- Кузнецова А. Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — С. 188–191.