Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка / А. В. Малинкина, Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44901/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Тhe аrticle is devoted to the influence of the nature of the parent-child relationship on the development of giftedness of the child. Analyzes the nature and basic parameters of parent — child relationships, positively influencing the formation of giftedness.

Роль семьи и детско-родительских отношений в развитии одаренности детей представляет важную проблему и, в настоящее время, изучена недостаточно. Признавая важность семьи как «поддерживающего ресурса» [3] для одаренного ребенка, исследователи показывают множество конструктивных и деструктивных факторов детско-родительских отношений, неоднозначно влияющих на характер развития.

Целью данной статьи является изучение конкретных параметров детско-родительских отношений, определяющих динамику развития одаренности ребенка.

Для достижения цели необходимо четко обозначить основные понятия, прежде всего, сущность одарённости ребенка. В психологии развития — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4].

Детско-родительские отношения подразумевают под собой разные виды взаимодействия по передаче и формированию социально-культурного опыта, воспитанию ребенка в развивающей среде. Для формирования базиса развития одаренности детско-родительские отношения должны обладать рядом характеристик, благодаря которым становится возможным эффективное взаимодействие природных задатков и социальной среды. Основные параметры детско-родительских отношений, их виды и качество представлены в таблице 1.

Таблица 1

Название параметра

Их виды, качественная характеристика

  1. способ воздействия родителей на детей

Ведущие способы:

− акселерация как форсированное обучение;

− амплификация- развитие через обогащение наиболее значимыми формами деятельности и т. д.

  1. Позиция родителей относительно процесса развития

Виды:

− Активная- активное участие в процессе развития одаренности;

− Пассивная-отстранение от участия.

  1. Эмоциональные составляющие процесса развития и воспитания

Виды:

− Эмоциональное принятие как безусловная любовь к ребенку вне зависимости от его достижений.

− Эмоциональное отвержение- недовольство ребенком и игнорирование его потребностей.

  1. Стили руководства поведением ребенка

Гиперопека- повышенный контроль, повышенное внимание.

Демократический стиль – высокий уровень взаимного доверия, вера в успех ребенка

Помимо перечисленных в таблице параметров, внимания заслуживают и такие факторы детско-родительских отношений как: социальное положение семьи, взаимоотношения между родителями, поддержка развития детских способностей. Компетентность родителя как первого «наставника» одаренного ребенка должна включать знания о характерных личностных особенностях таких детей, наиболее важными из которых могут быть: нонконформизм, завышенная или заниженная самооценка, сверхчувствительность, эгоцентризм и другие. В зависимости от характера отношений в семье данные характеристики будут способствовать гармоничному развитию или повышению состояния невротизации ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к важным характеристикам детско-родительских отношений, позитивно влияющим на развитие одаренности ребенка можно отнести:

− активную родительскую позицию и поддержку в сочетании с воздействием посредством амплификации;

− «развивающую близость» [2] – как характеристику сплоченности семьи одаренного ребенка, создающую условия для гармоничного, всестороннего развития личности (не только в учебе, но и в социальном взаимодействии и общении);

− наличие истинной заботы о ребенке, позволяющей учитывать потребности и возможности его половозрастных особенностей; проявлять безусловное позитивное принятие и любовь вне зависимости от успешности и т. д.

Литература:

  1. Денисенкова Н. С. Сопряжённость детско-родительских отношений и развития познавательных способностей дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 4. С. 3–8.
  2. Гаврилова И. Н. Учебная неуспешность одарённых детей как следствие дисгармоничных семейных отношений // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1423–1427.
  3. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование, 2007, № 3. – С. 88.
  4. Кузнецова А. Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — С. 188–191.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, отношение, процесс развития, развитие одаренности ребенка.


Похожие статьи

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Оценка подростками своего здоровья

В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью, как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения

В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери

Статья посвящена изучению эмоциональной привязанности к матери дошкольников средней и старшей группы ДОО и влияние этой привязанности на социальное поведение. Обсуждаются вопросы социальной адаптации. Обращено внимание на раннюю профилактику возможны...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Похожие статьи

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Оценка подростками своего здоровья

В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью, как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения

В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Связь социального поведения дошкольников средней и старшей группы ДОУ и эмоциональной привязанности к матери

Статья посвящена изучению эмоциональной привязанности к матери дошкольников средней и старшей группы ДОО и влияние этой привязанности на социальное поведение. Обсуждаются вопросы социальной адаптации. Обращено внимание на раннюю профилактику возможны...

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Задать вопрос