Оценка подростками своего здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 1233 раза

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Оценка подростками своего здоровья / Т. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53714/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрено понятие здоровья и отношение подростков к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей. А также самооценка подростками своего здоровья. Проведено исследование на отношение подростков к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, самооценка здоровья, подростки, уровни отношения к здоровью, ценность.

Термин «здоровье» широко употребляется в повседневной жизни, как взрослыми, так и детьми. Однако его определение сложно из-за множества компонентов, относящихся к данному феномену. Пожалуй, наиболее полным и известным является определение здоровья, сформулированное Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ). По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Из данного определения видно, что «здоровье» — это не только физическое состояние человека. Здоровье касается всех сфер жизни людей. Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно охранять и оберегать, оно нуждается в развитии и совершенствовании, улучшении и укреплении. Во многих книгах встречается такая фраза «здоровье- необходимое условие счастья». Но каждый ли человек оценивает здоровье — как высшую ценность?

Актуальность изучения проблемы отношения подростков к здоровью обусловлена несколькими причинами. Это, во-первых, исторически сложившаяся смена факторов патологии, которая характеризуется преобладанием неинфекционных эндогенных факторов заболеваемости и смертности населения в целом и подростков в частности. Во-вторых, это свойственный современным подросткам относительно низкий уровень культуры здоровья и культуры поведения в сфере здоровья.

Высокая научная и социальная значимость изучаемой проблемы непосредственно связана с выраженным ухудшением показателей здоровья подростков. Так, согласно результатам исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % российских школьников имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья.

Понятие «отношение к здоровью» является сложным и комплексным. Оно включает в себя несколько аспектов: когнитивный (идеи, мнения, убеждения и знания о здоровье, здоровом образе жизни, о функционировании человеческого тела), эмоциональный (чувства и эмоции, которые связаны с различными ощущениями в теле, а также с имеющейся информацией, плюс к этому — ценности человека), поведенческий (действия и деятельность, направленные на подержание здоровья, либо на устранение болезненных ощущений). Отношение к здоровью — один из важнейших компонентов системы ценностей человека.

Соответственно, отношение человека к собственному здоровью может быть описано на различных уровнях: когнитивном, поведенческом, ценностно-мотивационном, эмоциональном. На сегодняшний день разработано множество методик для определения отношения к здоровью. Для данного следования был взят Опросник «Отношение к здоровью» (автор Р. А. Березовская), который как раз включается в себя интересующие нас шкалы. Опросник состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:

  1. когнитивной;
  2. эмоциональной;
  3. поведенческой;
  4. ценностно-мотивационной.

Изучение отношения подростков к здоровью осуществлялось в рамках изучения дисциплины «Психология здоровья». Исследование поводилось на базе академического колледжа АмГУ в октябре 2018 года. В нем приняли участие 50 подростков, в возрасте 15 лет. На основе анализа качественного анализа полученных данных, установлено следующее:

На когнитивном уровне большинство подростков (57 %) имеют представление о факторах, способствующих как ухудшению, так и улучшению состояния здоровья. Они понимают роль здоровья в повседневной жизни человека. Оставшаяся часть подростков (43 %) недооценивают влияние вредных привычек, «неправильного» образа жизни, профилактики ЗОЖ на нынешнее и дальнейшее состояние здоровья. Также было выяснено, что 76 % испытуемых в случаях недомогания сами решают, какие лекарства пить (обращаются к друзьям, ищут схему лечения интернете, а также используют прошлые схемы лечения). И лишь, 22 % при недомогании идут на прием к специалисту. Оставшиеся 2 % просто ждут, пока станет легче.

На поведенческом уровне большинство подростков (81 %) придерживаются здорового образ жизни: делают зарядку, посещают различные спортивные кружки и секции, ходят в тренажерный зал, есть даже те, кто закаляется. Однако после анализа всех ответов, можно сказать, что подростки занимаются спортом не ради здоровья, так как не относят его к категории «поддержание здоровья». Можно предположить, что подростки занимаются спортом, посещают секции из-за «моды», возможно, ради общения с определенным крутом лиц, или из каких-либо других соображений. 19 % испытуемых-подростков не посещают дополнительные секции.

На эмоциональном уровне многие подростки (75 %) не переживают из-за ухудшения своего здоровья, фон их настроения не понижается. 25 % подростков чувствуют подавленность. Интересным является то, что как при ухудшении здоровья, так и при его улучшении большинство испытуемых (57 %) чувствует безразличие.

На ценностно-мотивационном уровне большая часть подростков (45 %) не считает необходимым придерживаться здорового образа жизни, так как считает, что состояние здоровья в большей степени зависит от наследственности и качества медицинского обслуживания. Еще 60 % респондентов, занимается физкультурой, посещают различные спортивные кружки и секции, однако утверждают, что это не для здоровья, а для интересного время препровождения. Вообще, здоровье, как ценность у большинства подростков занимает 3–4 место после «достижения материального благополучия», «получения работы», «создания семьи». Хотя в данном случае, необходимо указать тот факт, что ребята не информированы о том, что именно состояние здоровья способствует достижению многих других целей и удовлетворению различных потребностей человека.

На основе проведенного исследования, можно сделать несколько выводов относительно самооценки подростками своего здоровья. Во-первых, большая часть подростков не считает здоровье главной ценностью человека; здоровье занимает 4 место в их иерархии ценностей. Во-вторых, подростки систематически занимаются спортом, однако не ради поддержания здоровья, а для поддержания хорошей физической формы. В-третьих, подростки считают, что состояние здоровья в большей степени зависит от качества медицинского обслуживания. В-четвертых, подростки предпочитают заниматься самолечением, слушать советы друзей или использовать прошлую схему лечения в случаях недомогания. В-пятых, случаи недомогания не вызывают у подростков негативные эмоции, общий фон настроения остается одинаковым в сравнении с другими ситуациями. В-шестых, 97 % подростков считают себя абсолютно здоровыми, и не считают нужным делать что-либо для поддержания данного состояния. Можно также предположить, что подростки слабо осведомлены о последствиях бездействия и неправильного действия по отношению к своему здоровью, что может негативно влиять на его состояние.

Литература:

1. Березовская, Р. А. Никифоров, Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Р. А. Березовская, Г. С. Никифоров. — СПб.:2003. — С.100–110.

2. Захарова А. Н. Отношение к здоровью как фактор качества жизни // Прикладная психология в условиях модернизации системы образования: традиции и современность Чебоксары, 2008. С. 49–60.

3. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья. Питер, 2005., — 350 с.

4. Федоров, А. И. Отношение подростков к здоровью // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-podrostkov-k-zdorovyu-sotsiologicheskiy-analiz-1 — 23.10.18.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, подросток, большинство подростков, случай недомогания, состояние здоровья, здоровый образ жизни, медицинское обслуживание, отношение подростков, прошлая схема лечения, часть подростков.


Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении зд...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке

В статье рассматривается вопрос о негативном и зачастую неизбежном губительном влиянии стресса в профессиональной деятельности, а также описывается один из способов профилактики данного состояния.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении зд...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Развитие педагогической науки в Республике Узбекистан

В данной статье рассматриваются такие проблемы педагогической науки как, проблемы ценностей и целеполагания, а так же организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на занятии, как основы формирования способностей любого индивида.

Педагогические условия формирования у подростков стремления к самореализации

В статье проанализированы понятия педагогических условий с точки зрения разных научных деятелей, а также представлены основные условия формирования у подростов стремлений к самореализации.

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Влияние поведения родителей на биологическое функционирование детей

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты, отражающие развитие биологической регуляции ребенка под влиянием поведения родителей и типа воспитания, которое они получают в процессе взросления.

Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке

В статье рассматривается вопрос о негативном и зачастую неизбежном губительном влиянии стресса в профессиональной деятельности, а также описывается один из способов профилактики данного состояния.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Задать вопрос