В отечественной литературе термин «самосохранительное поведение» впервые был использован в 1982 г. и впоследствии употреблялся для обозначения «действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека» [4, с. 92]. Актуальность изучения человеческого поведения связана с современной российской действительностью: наблюдается увеличение смертности, прогрессирующий алкоголизм, наркомания и токсические вещества, неудовлетворительное состояние окружающей среды, повышение требований к уровню профессиональной деятельности, постоянный психологический стресс, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, изменение направления социально-экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности. Все вышеперечисленное приводит к снижению самосохранительного поведения среди населения. Человек, который не заботится о собственном здоровье, не будет заботиться и о качестве потребляемых им благ, от которого и зависит качество его здоровья.
Следует отметить, что в настоящее время нет общепринятой трактовки поведения, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья. В отечественной науке чаще всего используется понятие «самосохранительное поведение». В зависимости от научной сферы, данный термин можно рассматривать по-разному. Например, в социологии данный термин трактуется как «система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни» [2].
Поведение человека в отношении к своему здоровью опосредует влияние остальных факторов: при одинаковых экологических, социально-экономических, бытовых и прочих условиях жизни, при одинаковой наследственной предрасположенности люди, даже проживающие в одной семье (например, братья и сестры), чаще всего имеют разное здоровье. И это определяется различиями самосохранительного поведения, наличием или отсутствием вредных привычек, разным уровнем информированности и грамотности относительно рисков в сфере здоровья и степени активности его поддержания.
Следует отметить, что к двадцатилетнему возрасту у молодых людей формируется определенная база ценностей, что в свою очередь будет определять многие его решения, поступки и т. д. Важно, что данные ценности будут с человеком на протяжении всего жизненного периода, пока человек не столкнется с жизненным или личностным кризисом.
Система жизненных ценностей тесно связана с потребностями человека в материальном благополучии, стремлением к реализации профессиональных качеств, поэтому важно учитывать какое место в иерархии жизненных ценностей занимает здоровье, особенно среди молодежи.
Изучение базовых ценностей молодежи становится достаточно актуальной проблемой современного мира. Согласно данным социологических исследований, выявлена иерархия таких ценностей. Самосохранительное поведение и здоровье в том числе, входит в пятерку лидирующих ценностей, так же сюда можно отнести семью и материальное благополучие. К сожалению, духовные, культурные и морально-нравственные ценности занимают самые низкие положения в иерархии жизненных ценностей молодежи.
Здоровье молодежи в любом обществе и при любой социально-экономической и политической обстановке является актуальной проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны [1].
Актуальность проблемы подтверждают исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в 2018 году. Они выявляют факторы, от которых зависит здоровье человека: 52 % — здоровый образ жизни, 20 % состояние окружающей среды, 22 % наследственность и 6 % система здравоохранения.
В вопросах здорового образа жизни следует уделить внимание такой социальной группе как молодежь, т. к. они отличаются специфическими условиями жизни и деятельности:
- Воздействие комплекса факторов, вызывающих на длительный период обострение приспособительных психических и физиологических механизмов, факторов риска возникновения заболеваний;
- Конфликт между социально и материально зависимой ролью, и физиологическими потребностями индивида, потребностями самоутверждения и самореализации;
- Социальная значимость для перспектив развития общества [3].
Важно отметить, что в современных условиях прослеживается тенденция быть здоровым, правильно питаться, не иметь вредных привычек, быть физически активным.
Еще большую важность в вопросах здоровья следует уделить студентам различных специальностей, т. к. именно они в дальнейшем должны сформировать ценностно-нравственное и физическое здоровье нашего общества [1].
Анализ научной литературы по данной проблеме, показывает, что на сегодняшний день в практике подготовки студентов не ведется целенаправленной и полноценной работы по формированию самосохранительного поведения. Таким образом, актуальность темы обусловлена противоречием между наличием объективной необходимости и потребности общества в сохранении здоровья граждан, необходимости передачи подрастающему поколению стратегии поведения, направленной на сохранение и улучшение здоровья и практическим отсутствием теоретических и методологических разработок, в которых были бы представлены содержание, способы и формы обеспечения у студентов самосохранительного поведения.
Для изучения самосохранительного поведения в системе жизненных ценностей среди студенческой молодежи нами было проведено анкетирование на базе ФГБОУ ВО «НГМУ» МИНЗДРАВА РФ.
В анкетировании приняли участие 52 студента 3 и 4 курсов в возрасте от 17 до 21 года.
По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод:
- Понимание термина «самосохранительное поведение». Только 25 % респондентов верно понимают термин «самосохранительное поведение». Большинство считаю, что это образ жизни человека, направленный на сохранения здоровья профилактику и укрепления здоровья в целом.
- Субъективная оценка своего здоровья. «Полностью здоров», отметили 48 % процентов респондентов, 39 % считают, что они «практически здоровы», временные расстройства здоровья имею 9 % респондентов, постоянные проблем со здоровьем имеют 4 % респондента.
- Наличие вредных привычек. 61 % респондентов не считает курение вредной привычкой и 54 % респондентов употребляют алкогольные напитки.
- Значимость удовлетворения потребностей. У респондентов преобладает удовлетворение биологических потребностей (сон, еда, безопасность), далее психологических (самостоятельность, независимость, взаимодействие с другими людьми), и на последнем месте социальные потребности (совместная деятельность, забота о других, одобрение).
- Физическая активность. 25 % студентов 2–3 раза в неделю выделяют время на занятия в тренажерном зале, 10 % — 2–3 раза в неделю посещают групповые занятия (танцы, йога, секции волейбола и баскетбола). Остальные 65 % не могут выделить время на занятия физической активностью по разным причинам. Также, 50 % респондентов отмечают, что каждый день стараются проходить 10 000 шагов для поддержания двигательной активности. Все анкетируемые студенты отметили, что в перерывах между учебными занятиями не выполняют никаких кратковременных физических упражнений.
- Уровень стресса. В целом, нельзя сказать, что студенты на момент проведения анкетирования находились в стрессовом состоянии. Для профилактики подобных состояний респонденты стараются применять навыки саморегуляции, не допускают возникновения конфликтов с окружающими, добиваются поставленных целей.
- Критерии самосохранительного поведения. Респонденты отметили следующие критерии, которые их не удовлетворяют на сегодняшний день: «Негативные переживания», «Усталость», «Обеспеченность», «Экология», «Быт».
- Иерархия жизненных ценностей. Респонденты отметили наиболее значимые ценности, среди них: взаимоотношение в семье, взаимоотношения с друзьями, здоровье, материальное благополучие. Ни у одного респондента здоровье не было выделено на первое место в системе ценностей.
Анализ полученных анкетных данных показал, что студенчество как специфическая социально-демографическая группа выражает себя как единое целое. Нежелание себя ограничивать, вредные привычки, которые разделяет большая часть респондентов, реальное отношение студенческой молодежи к своему здоровью имеет противоречивый характер. Здоровье является ценностью, но не первоочередной.
Регулярные физические упражнения соседствуют с употреблением алкогольных напитков, а стремление питаться правильно с несоблюдением рекомендаций врачей. Абсолютизация одного принципа позитивного самосохранительного поведения влечет за собой игнорирование остальных. Вместе с тем, выстроенная логика ценностных ориентаций студенческой молодежи, знания о возможности и правилах ведения здорового образа жизни, потребность в определенных жизненных качествах говорит о том, что формирующийся позитивный тип отложенного самосохранительного поведения выстроен как идеальная модель, которая ждет своей реализации. Респонденты беззатруднительно выделяют факторы риска, которые влияют на снижение самосохранительного поведения, но при этом считают, что пока они находятся в достаточно молодом возрасте — здоровье не будет выступать самой главной ценностью в их иерархии.
Также следует отметить, что студенческой молодежи не хватает свободного времени для поддержания здорового образа жизни в том понимании, как это им представляется, так как некоторые аспекты самосохранительного поведения напрямую связаны с режимом труда и отдыха, питанием, физической активности, что в свою очередь, взаимосвязано с материальной составляющей. Студенческая молодежь отмечает, что они готовы поставить здоровье на первое место, если для этого у них будут материальные блага. А также, что здоровье, в контексте самосохранительного поведения, является одним из приоритетных условия в достижении жизненного успеха. Пока данная социальная группа полагает, что в данный возрастной период приоритетным направлением является взаимоотношения с другими людьми, т. к. наличие хороших связей поможет в реализации жизненных целей, поиске престижной работы, карьерном росте.
Здоровье является одной из важнейших ценностей в современном мире. Молодежь, преимущественно студенческого возраста, является одной из самых социально-уязвимых групп населения. Такие факторы как снижение качества жизни, отсутствие культуры здорового образа жизни, хронические стрессы могут привести не только к ухудшению физического здоровья студентов, но и социальному неблагополучию в дальнейшем.
Литература:
- Безрукова О. Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 35 с.
- Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества/ И. В. Журавлева. — М: Наука, 2006. — С.24
- Ковалева А. А. Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья //Журнал социологии и социальной антропологии. — 2018. — Т. XI, — № 2. — С. 179–191.
- Назарова И. Б. Здоровье в представлении жителей России // Общественные науки и современность. 2012. № 2. с. 92