Новое тысячелетие в истории человечества начато в условиях окружающей среды, подвергшейся существенному изменению еще в ХХ веке. В тысячелетней истории человечества, предыдущий век был, пожалуй, одним из самых бурных и насыщенных. Ни в каком другом столетии деятельность человека, условия его жизни не менялись столь стремительно, как в ХХ веке, причем изменение условий жизни людей было напрямую связано с влиянием научно-технического прогресса.
Возникновение и развитие заболеваний человека, конечно, связано с объективными условиями жизни людей (социально — экономическим благополучием общества, уровнем медицинской помощи, политической стабильностью и др.), но прежде всего возникающие патологии — это следствие недооценки человеком своего отношения к собственному здоровью.
Образ жизни человека, его санитарная грамотность, умение управлять собой, своим телом и в конечном итоге — своим здоровьем, являются важнейшим условием сохранения здоровья, физической и психической активности, увеличения продолжительности жизни. Иными словами, здоровье каждого конкретного человека зависит, прежде всего, от образа жизни и сознательного отношения к нему самого человека, личности.
В «Законе Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» одной из задач всех звеньев медицинской службы названа задача «формирования здорового образа жизни граждан». Наиболее эффективной является работа по формированию здорового образа жизни среди молодежи.
Ни для кого не секрет, что в современном обществе существует жесткая конкуренция между молодыми специалистами. Чтобы победить в ней, мало быть знатоком своего дела — надо еще обладать хорошим здоровьем, самоорганизацией, не иметь вредных привычек. Все это заставляет молодых людей, еще, будучи студентами, задумываться о формировании у себя привычки к здоровому образу жизни. Здоровье студента — результат сложного взаимодействия различных факторов, из которых именно образ жизни оказывает значительное влияние на то, каким вы сохраните свое здоровье [1,2,3,4].
Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала очень актуальной. В ряде работ [1,2,3,4] отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20–25 %, а в некоторых вузах достигает 40 %; по прогнозам в дальнейшем может достигнуть 50 % от общего количества студентов [1,4]. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение. Чрезмерное увеличение веса отмечается у 53 % мужчин и 64 % женщин. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23 %, а к четвертому — на 43 %. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу. Практически каждый десятый студент ВУЗа серьезно болен [1,2,3,4].
Прежде всего, необходимо осознать, из-за каких факторов у студенческого контингента возникают или могут возникнуть в дальнейшем проблемы со здоровьем. Логичным шагом будет минимизация влияния этих факторов, и, в идеале, полное исключение их из своей жизни.
Целью данного исследования являетсяизучение и оценка факторов, влияющих на здоровье контингента студентов Ташкентской медицинской академии (ТМА). Для достижения поставленной цели проведен анализ научной литературы, изучены показатели здоровья и образ жизни студентов 3 курса лечебного, медико-педагогического и медико-профилактического факультетов Ташкентской медицинской академии, проведена оценка факторов формирующих образ жизни студентов ТМА и разработаны рекомендации по внедрению элементов здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов в жизнь.
Объектами исследования явились 82 студента, пожелавших принять участие в наших исследованиях, которое было проведено в течение одного учебного года. Оценка факторов, влияющих на здоровье студентов проведена по данным опроса-анкетирования. Уровень заболеваемости студентов изучен по данным обращаемости в студенческую поликлинику. При обработке результатов использованы аналитический и статистический методы исследований.
Результаты исследований: Из 82 студентов ТМА, принявших участие в исследовании, 52 — это лица мужского и 30 — женского пола. Из числа опрошенных 3 студентов — это лица, достигшие 18–20 лет, 35 студентов — в возрасте 21–22 года, 42 студента — в возрасте 23–25 лет. 29,3 % студентов совмещали учебу с работой.
На начальном этапе было проведено интервьюирование студентов. Составленная анкета отвечала требованиям ВОЗ и включала вопросы, касающиеся режима дня, учебной и трудовой деятельности, питания, двигательной активности, наличие вредных привычек, психологический статус студентов.
Из числа опрошенных студентов мужского пола на вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье» 65,4 % ответили — хорошо, 24,6 % — удовлетворительно, 7,7 % — затруднились с ответом и 2,3 % ответили — плохо. Более половины опрошенных студенток на тот же самый вопрос ответили 63,3 % — хорошо, 26,7 % — удовлетворительно, 10 % — затруднились с ответом.
Анализ результатов опроса показал, что 85–92 % из общего числа студентов не завтракают, в течение дня употребляют пищу быстрого приготовления, не соблюдают требование сбалансированности питания. Режим приема пищи спонтанный, не всегда студенты обращают внимание на качество пищевых продуктов. Все это говорит об отсутствии элементарных понятий о рациональном питании и о пренебрежении к своему здоровью. Лишь 8–15 % студентов, часть из которых проживает в студенческих общежитиях, соблюдает режим и правила питания.
При оценке режима дня выявлено, что 67 % из числа опрошенных не обращают никакого внимания на распорядок дня и не считают этот фактор значимым, 18 % — считают его важным, 15 % студентов затруднились с ответом.
Занятия физической культурой отметили 63 % опрошенных, но 37 % студентов выразили отрицательное отношение к этому, мотивируя это отсутствием времени из-за напряженного учебного процесса.
Почти 90 % студентов отметили чрезмерное напряжение вследствие сложности предметов на 3 курсе.
Основным отрицательным фактором, влияющим на их здоровье, студенты выделили стресс. Анализ материалов интервьюирования показал, что стресс имеет первостепенное значение среди работающих студентов, в то время как у неработающей части студентов более значимыми факторами оказались их вредные привычки — курение, несоблюдение режима питания и дня, гиподинамия.
Исследование психологического статуса студентов выявило, что 84,5 % студентов мужского и 70 % женского пола имеют позитивное отношение к жизни, несмотря на сложность учебного процесса. 13,3 % студентов и 20 % студенток отметили частые перепады в настроении, оставшаяся часть опрошенных затруднились с ответом.
Анализ заболеваемости студентов выявил, что половина опрошенных страдают повышенной усталостью, воспалительными заболеваниями различных органов и систем, имеют проблемы с зубами, страдают анемией, гиповитаминозами. Отмечена тенденция несвоевременного обращения в студенческую поликлинику.
Сравнительный анализ данных литературы показал, что среди показателей здоровья студентов первое место занимают усталость (отметили 50 % студентов), легкие недомогания (26 %), угнетенное психологическое состояние (25 %), головные боли (18 %). Достаточно частыми являются простудные заболевания (21 %), заболевания сердечнососудистой (14 %) и пищеварительной системы (14 %). Без изменений остается ситуация с заболеваниями, требующими как более пристального внимания со стороны самих учащихся, так и контроля со стороны родственников и врачей-специалистов.
На заболевания аллергией указали 11 % студентов, зубов — 10 %, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) — 2 %. Заметим, что субъективная оценка здоровья студентами отражает реальную ситуацию с заболеваемостью. На диспансерном учете находятся более 8 % студентов, страдающих хроническими заболеваниями, требующими постоянного медицинского наблюдения. Эта ситуация с заболеваниями подтверждается данными о частоте посещений врача студентами поликлиник. Чуть менее половины студентов предпочитают обращаться к врачу не чаще одного раза в год. Очевидно, большинство таких обращений связано с необходимостью получить справку о состоянии здоровья, а не пройти профилактический медицинский осмотр.
Полученные данные позволяют заключить, что в связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он более подвержен различным неблагоприятным воздействиям. Это приводит к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность.
Выводы:
- Анализ исследований показал, что превалирующая часть студентов 3 курса Медвуза не обладает достаточной информацией о ЗОЖ, в частности о рациональном питании, режиме дня, роли физической активности, умении контролировать себя и свое отношение к здоровью
- Отсутствие элементарных правил соблюдения элементов ЗОЖ способствует повышенной утомляемости, снижению иммунитета и увеличению числа иммунозависимых заболеваний
- Частота различных патологий среди студентов говорит о несвоевременной обращаемости за медицинской помощью и о пренебрежительном отношении к своему здоровью
Литература:
- Алексеенко С. Н. Проблемы формирования здорового образа жизни в медицинской образовательной среде/Алексеенко С. Н.// Кубанский научный медицинский вестник. № 3 (133).- Краснодар, 2012.- С.-10–14
- Здоровье в системе ценностей студенческой молодежи / Я. В. Ушакова // Модернизационный потенциал регионов: сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции, Иваново, 14–15 октября 2010 г. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. — С. 141–144. — ISBN 978–5-7807–0884–1.
- Здоровье студентов и факторы его формирования / Я. В. Ушакова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 4. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. — С. 197–202
- Шагина И. Р. Здоровье молодежи — основа здорового общества. //Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения — основа процветания России», Анапа, Издание филиала РГСУ, 2010г.-0,2 п.л.