Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 29.04.2014

Статья просмотрена: 1527 раз

Библиографическое описание:

Мануйлова, Г. Р. Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности / Г. Р. Мануйлова, О. С. Зайнуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 731-733. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10697/ (дата обращения: 25.12.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение условий для развития самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

В учебно-воспитательном процессе важным является применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; оптимальную организацию учебного процесса и физической активности школьников, а также разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами [1,3].

Ключевое место в организации здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, привитие потребности в безопасном образе жизни [2].

Важную роль для формирования ценностных ориентаций подростка играет его семья, понимание и поддержка его родителями, близкими, сверстниками. Отсутствие социальной поддержки у подростков сложные взаимоотношения с родителями, как правило, приводят к той или иной разновидности проблемного поведения (курения, употребление спиртных напитков, наркотиков, физическая агрессивность, преждевременные половые связи), неизменно влияющего на состояние здоровья подростка [5,6].

С целью изучения психолого-педагогических условий, необходимых для формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности нами было проведено социально-гигиеническое исследование. В исследование приняли участие 30 обучающихся старших классов — 17–18 лет, 30 родителей и 10 учителей, осуществляющих образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях г.Уфы. Для всех участников опроса нами были разработаны диагностические материалы по выявлению уровня сформированности компетентности в области здорового образа жизни и их отношения к своему здоровью. Анкетирование всех участников осуществлялось анонимно.

Все старшеклассники, участвующие в исследование, регулярно посещали уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности». Доля учащихся успевающих по данному предмету на «хорошо и отлично» составила 74 %, на «отлично» — 22 %, на «хорошо и удовлетворительно» — 4 % обучающихся. Своей учебной деятельностью на уроках ОБЖ удовлетворены 56 % школьников, 35 % — затруднились дать адекватную оценку своей деятельности и 9 % — не удовлетворены своей работой на уроке.

При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» старшеклассников, прежде всего, не удовлетворяют их собственные способности (30 %), успехи (22 %), неумение организовывать свой учебный труд (8 %) и лишь некоторые ссылаются на плохое качество преподавания (4 %), скуку на уроках (8 %), плохие взаимоотношения друг c другом (8 %), слабую материальную базу образовательного учреждения и другие причины (12 %). Нет никаких претензий у 8 % учащихся.

Все опрошенные нами ученики удовлетворены взаимоотношениями с учителями предмета ОБЖ и считают учителя предмета ОБЖ профессионалом своего дела, к которому можно обратиться по всем вопросам.

Здоровый образ жизни, означающий рациональную организацию жизнедеятельности и адекватную двигательную активность, входит в число ведущих групп факторов, определяемых специалистами в качестве базовых для обеспечения здоровья населения [4,7].

Проведенное исследование показало, что не все участники образовательного процесса относятся к своему здоровью как к ценности, не у всех сформирована ориентация на сохранение своего здоровья.

В современных условиях большое значение придается личной оценке своего состояния здоровья, которая позволяет более точно интерпретировать роль условий жизни, работы, учебы и влияние заболевания на качество жизни данного человека

Опрос показал, что свое здоровье подростки оценивают как хорошее (43 %), удовлетворительное (45 %), очень хорошее (8 %) и очень плохое (4 %).

Среди причин, не позволяющих старшеклассникам уделять достаточное внимание своему здоровью, были названы следующие: не хватка силы воли (43 %), «никакая забота не гарантирует хорошего здоровья» (13 %), нежелание отказывать себе в чем либо (4 %), отсутствие условий (4 %). Не знают, что нужно делать для улучшения своего здоровья 4 % учащихся, и 32 % — вообще затруднились ответить.

Опрашиваемые школьники считают, что для сохранения здоровья наиболее важными факторами являются — знания о том, как заботиться о здоровье (61 %), хорошие экологические условия (48 %), возможность консультироваться и лечиться у хорошего врача (43 %), хорошая наследственность (39 %), отсутствие физических и умственных перегрузок (26 %), достаточные материальные средства для хорошего питания и занятий спортом (22 %).

Старшеклассники более критично, чем их родители оценивают свой образ жизни, так 39 % считают свой образ жизни здоровым, 22 % — не считают, а 39 % затрудняются ответить. Большинство же родителей (76 %) считает, что их дети ведут здоровый образ жизни и 34 % затруднились дать оценку образу жизни своих детей.

Оценивая образ жизни семьи, большая часть родителей (81 %) отмечает, что старается соблюдать в семье здоровый образ жизни, 4 % — не соблюдают и 15 % — затрудняются ответить. По мнению 62 % родителей они занимаются формированием здорового образа жизни своих детей, 24 % — не занимаются и 14 % затруднились ответить.

Имеет место иждивенческое отношение к себе со стороны подростков, примером чему служит то, что они полагают, что, прежде всего, семье (61 %) и школе(35 %) необходимо прилагать больше усилий по формированию ответственного отношения к здоровью. Только 4 % школьников считает себя самих ответственными за этот процесс.

Известно, что факторами, характеризующими образ жизни человека и, оказывающими положительное влияние на состояние здоровья, являются правильная организация режима дня, питание, занятие физкультурой, соблюдение правил личной гигиены.

Более половины старшеклассников (52 %) не соблюдают режим дня, только каждый четвертый (26 %) соблюдает режим дня, а 22 % стараются это делать, но не всегда получается.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни является правильное и полноценное питание. Однако только 39 % старшеклассников завтракают по утрам, 21 % завтракают 5–6 раз в неделю и 30 % не завтракают.

Большинство старшеклассников отмечают, что время от времени испытывают стрессы (65 %), часто испытывают стрессы (17 %) и лишь оставшаяся часть испытывает их редко (17 %).

Как правило, причинами стрессов у школьников являются — проблемы с учебой (30 %), одиночество (22 %), проблемы в коллективе (13 %), проблемы в семье (9 %) и финансовые трудности (4 %). 35 % выделяют иные причины стрессов.

Здоровый образ жизни, по мнению школьников, необходимо вести для того чтобы иметь хорошее здоровье (69 %); это возможность жить без лишних проблем (35 %); это возможность быть физически сильным, уметь постоять за себя (30 %); это возможность полноценно заниматься любимым делом и работой (30 %); возможность быть культурным и современным (9 %) и пользоваться уважением у других (9 %).

В общей популяции опрошенных нами школьников подросткового возраста выявлена значительная распространенность употребления различных психоактивных веществ. Так, 30 % старшеклассников пробовали курить, на факт постоянного курения указали 4 %, которые начали курить с 14 лет. Хотя в основном старшеклассники декларируют негативное отношение к курению — 61 %, безразличное — 17 %, еще 17 % — допускают и не возражают, если рядом находится курящий человек и лишь 5 % осуждают таких людей. Почти 70 % старшеклассников считают, что можно позволить себе иногда выпивать алкоголь и лишь 30 % — считают его распитие недопустимым.

Следует отметить, что 76 % родителей употребляют спиртные напитки очень редко, 34 % — не употребляют, не курит — 95 %, курят часто -5 % опрошенных нами родителей.

Проведенное нами исследование позволило сделать заключение, что формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности должно быть направлено, прежде всего, на консолидацию усилий семьи и школы в направлении обучения школьников навыкам здорового образа жизни, приобщение их к здоровым формам поведения. Решение данной задачи возможно при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

-     образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности;

-     использования на практике различных программ, направленных на формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ;

-     использования современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных;

-     наличия высокой компетентности в области здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (учителя ОБЖ, школьники, родители).

Литература:

1.                  Борисова, А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С.375–377.

2.      Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование: Социокультурная концепция формирования здоровья школьников: Монография / Ю. В. Науменко. — Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., Germany, 2011. — 430 c.

3.      Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 494–496.

4.      Титова, Т. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий в охране здоровья девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях: автореф… канд. мед. наук. — Самара, 2005. — 24с.

5.      Хуснутдинова, З. А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Г. Саитгалиева // Социологические исследования. — 2013. –№ 6. — С. 86–90.

6.      Хуснутдинова З. А. Cемья и образ жизни подростка. Вестник НЦБЖД. 2011. № 3–9. С. 20–23.

7.      Шурыгина В. В. К вопросу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях /Сборник Материалов Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. — 2010. — С. 661–664.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательный процесс, безопасный образ жизни, здоровье, образ жизни, родитель, обучение школьников, основа безопасности жизнедеятельности, причина стрессов, хорошее здоровье.


Похожие статьи

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Похожие статьи

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Задать вопрос