Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омельяненко, Л. А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов / Л. А. Омельяненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43971/ (дата обращения: 22.12.2024).



Изменение современной парадигмы образования и реализация в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит деятельностный подход, привело к осознанию необходимости формирования психологической компетентности будущих педагогов, которым предстоит осуществлять учебно-воспитательный процесс и решать ряд психолого-педагогических проблем: осознавать психологические особенности самой учебной деятельности, психологические характеристики обучающего и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения, психологические механизмы и закономерности усвоения; взаимодействие участников образовательного процесса в учебном сотрудничестве, направленное на решение учебно-познавательных задач [3]. В данном контексте актуальны слова Л.С. Выготского: «…так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает … научной постановке этого дела» [1].

В связи с этим успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью, сензитивным периодом формирования которой является период вузовского обучения.

Существуют разные подходы к пониманию сущности понятия «психологическая компетентность», изучением которой занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, А.Д. Алферов, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, Л.А. Колмогорова и другие. А.Д. Алферов понимает под психологической компетентностью составную часть профессиональной подготовки обучающего. Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский – систему знаний, умений, навыков, обеспечивающих педагогу высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своим психическим состоянием, общепсихологическую подготовленность. Л.А. Колмогорова рассматривает ее как составляющую общей и профессиональной культуры [2]. На наш взгляд, психологическая компетентность – особое образование психики, которое определяет успешность профессиональной деятельности, предполагающее наличие психологических знаний, психологического мышления, практических умений и навыков межличностного взаимодействия.

Психологические знания должны включать достаточно широкий круг вопросов: возрастные психологические особенности субъектов учебной деятельности, условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием обучения: «барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности, психолого-педагогические условия развития учебной мотивации, субъектных функций обучающихся, коллективно–распределенной деятельности по выбору собственных целей, планов, проектов, психологические особенности одаренных детей и детей с нарушениями здоровья и другие [4]. Практические умения и навыки предполагают умения по созданию психолого-педагогических условий организации учебной деятельности, учебного сотрудничества, расширения субъектных функций обучающихся, а также навыки эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса [3].

На основании данной трактовки психологической компетентности возникает проблема ее формирования у бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование». В данном контексте своевременны слова К.Д. Ушинского о необходимости изучения педагогами определенных законов психических явлений, которыми они хотят управлять, и их применении в соответствии со сложившимися обстоятельствами [5].

Как показывает практика, для развития психологической компетентности необходимо использовать как теоретическую психологическую подготовку, так и практические методы профессионального обучения. В этом аспекте ведущей задачей формирования психологической компетентности бакалавров педагогики является расширение психологических знаний, представлений об их будущей профессиональной деятельности, коммуникативных умений и навыков, психологического мышления.

В процессе обучения будущего педагога в высшем учебном заведении – Бузулукском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ – происходит усвоение профессионально важных психологических знаний и формирование психологических умений при реализации таких учебных дисциплин, как «Психология личности», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Психолого-педагогические основы предшкольного образования», «Возрастная психология», включенных в структуру учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование» профили Дошкольное образование, Начальное образование. В процессе прохождения указанных курсов дисциплин каждое занятие включает теоретический, практический и рефлексивный этапы, способствующие естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения педагогической профессией и будущей профессиональной деятельностью.

Реализация психолого-педагогических дисциплин осуществляется в рамках деятельностного подхода, позволяющего достигать результата комплексного решения задач, усиления психологического и практико-ориентированного характера профессиональной подготовки, развития личности будущего педагога.

Одной из важнейших форм практического психолого-педагогического обучения будущих педагогов является учебная и производственная практика в образовательных учреждениях. Базовым критерием сформированности психологической компетентности является умение будущего педагога разрешать педагогические ситуации, задачи, способствующие развитию личности обучающегося, что прослеживается в процессе прохождения педагогической практики. Основными путями повышения психолого-педагогической компетентности в процессе прохождения бакалаврами педагогической практики являются аналитическая работа профессиональной педагогической деятельности, формирование умений оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки, совместное решение профессиональных задач (конфликтные ситуации в ученическом коллективе; низкая учебная мотивация отдельных обучающихся; затруднения в организации учебного сотрудничества и другие); использование интерактивных методов обучения, методов социального психологического тренинга с целью совершенствования профессиональной позиции будущего учителя, развития психических процессов (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и другие), совершенствование педагогических умений по развитию приемов психологической разгрузки, расширение профессиональных знаний.

Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и диалогического характера общения с обучающимися, использовании невербальных средств общения, при выстраивании стратегии разрешения конфликтных ситуаций, развитии социально–перцептивных механизмов (рефлексия, эмпатия, идентификация, децентрация), понимании поведения обучающихся и педагогов, интерпретации психологических механизмов возникновения того или иного эмоционального состояния. Указанный вид компетентности предусматривает ролевую пластичность учителя, что находит выражение в возможности выполнения разных ролей: консультанта, психотерапевта, наблюдателя, товарища, контролера в соответствии с ситуациями взаимодействия. В период прохождения бакалаврами педагогической практики становится возможным отследить уровень их владения приемами самореализации, развития индивидуальности в рамках профессии: навыками постановки и реализации задач психологического развития, самосовершенствования, саморегуляции. компенсации недостающих психических свойств. В процессе реализации деятельностного подхода при прохождении педагогической практики студенты осваивают такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения детей с учетом их возрастных психологических и индивидуальных особенностей, проводят учебную психолого-педагогическую диагностику психических процессов, свойств обучающихся; индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей; выявляют психолого-педагогические условия обучения и воспитания одаренных, талантливых детей, с одной стороны, и обучающихся с ограниченными возможностями, с другой; приходят к пониманию того, что в основе интеллектуальной одаренности лежат более сложные психологические механизмы, чем способность к конвергентному или дивергентному мышлению, а значит, необходимо знание особенностей и одаренных людей, и людей с ограниченными возможностями здоровья, и умение эффективно с ними взаимодействовать [3].

Таким образом, особенность формирования психологической компетентности будущих педагогов связана с реализацией современных федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит деятельностный подход, требующий высокого уровня психологической подготовки, рефлексивной, аналитической, проектировочной деятельности обучающего.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, Психология: классические труды. М.: Педагогика–Пресс, – 1999 – 536 с. – ISBN 5–7155–0747–2.
  2. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов. – Л.С. Колмогорова. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002 г. – 360 с. – ISBN 5–305–00057–2.
  3. Омельяненко, Л.А. Развитие субъектных функций учащихся в системе развивающего обучения. Л.А. Омельяненко: монография. Оренбург. ИПК ГОУ, 2005. – 196 с.
  4. Пузикова, В.С. Философские и психолого-педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография / В.С. Пузикова. Л.А. Омельяненко. – БГТИ (филиал) ОГУ, Самара: СИПКРО, 2013. – 263 с. ISBN 978–5–7174–0555–3.
  5. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. К.Д. Ушинский. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004 г. – 239 с. – ISBN 5–8183–0811–1.
  6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.А. Холодная. – 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с. – ISBN 5–318–00301–X.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая компетентность, будущий педагог, педагогическая практика, процесс прохождения, психологическая компетентность будущих педагогов, умение, учебная деятельность, будущая профессиональная деятельность, высокий уровень, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Педагогические условия формирования инновационной педагогической деятельности студентов

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Задать вопрос