В условиях глобальной трансформации в сфере образования особое внимание уделяется внутреннему стержню педагога. Современные изменения в развитии высшего образования обусловлены переходом на разноуровневую подготовку обучающихся выпускников, введением профессиональных стандартов, сопряженных не только с реализацией требований к методам и условиям организации образовательного процесса, но и необходимым стержнем педагога, педагогического состава для осуществления педагогической деятельности, направленной на подготовку будущих специалистов к активной социальной деятельности в современном обществе, адаптации студентов к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности, а также к умению решать глобальные проблемы человечества в различные периоды. Следует отметить, что все эти требования проецируют необходимость, организовать пересмотр образовательных парадигм и концепций современного преподавателя связанного как с преобразованием в профессиональной деятельности, так и с необходимостью формирования психологической компетентности педагога. В условиях реализации компетентностного подхода, психологическая компетентность преподавателя обозначена как первостепенное профессиональное качество необходимое для успешной реализации образовательного процесса [6], [4].
Изучение психологической компетенции занимает особое место в исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азаров, А. А. Бодалев, А. А. Дергач, Н. Н. Лобанова, В. А. Сластенин, Г. А. Шредер, С. Шульц и др.). Учитывая сложность и многогранность данного понятия, общего определения в настоящий момент не существует, что придает глобальную актуальность. В широком смысле психологическая компетентность состоит не только из психологической грамотности или упорядоченного представления о психическом инструментарии личности, индивида, но и как совокупность индивидуальных и личностных компонентов, способствующих качественному выполнению должностных и профессиональных качеств, а также как один из факторов, способствующих разрешению возникших сложностей, проблем, конфликтов [1].
Н. В. Никулина характеризует психологическую компетентность педагога как базовый инструмент для успешной реализации себя в профессиональной деятельности, повышение профессионализма и качества образования [3].
Психологическая компетентность педагога является внутренним компонентом необходимым для качественной профессиональной деятельности, является также необходимым условием для реализации себя в профессиональной деятельности как грамотного и успешного специалиста. Высокий показатель психологической компетентности обуславливает преподавателю использовать планомерно свои внутренние и профессиональные ресурсы, найти и сконструировать в профессиональной деятельности как свои, так и участников образовательного процесса ресурсы для улучшения качества образования [2].
В работах Н. В. Кузьминой, Ю. И. Емельяновой, И. А. Егоровой, Л. С. Колмогоровой, Л. А. Лазаренко и других рассматривались вопросы перечня и самого содержания психологической компетентности. Н. В. Кузьмина в структуре психологической компетенции выделяет: социально — психологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую и аутопсихологическую компетентности [2]. Л. А. Лазаренко акцентирует внимание на наличии блоков психологической компетенции: блок саморегуляции, блок профессионального самосознания блок активности, блок психологических знаний [4]. Н. В. Андронова придерживается к классификации двух базовых блоков: познавательного (когнитивного), включающий психологические знания, мышление и практический блок, предусматривающий психологические умения и навыки. И. А. Егорова учитывая все существующие подходы к определению структуры психологической компетентности предлагает свою модель, состоящую из мотивационно — волевого, функционального и рефлексивного компонентов [1]. Учитывая разносторонность и разноуровневость к подходу стержня психологической компетентности с точки зрения различных исследователей, следует учесть, что в совокупности данные характеристики предоставляют успешное решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, позволяют педагогам как можно чётче использовать свои личные ресурсы в процессе образовательной деятельности, минимизировать свои эмоциональные затраты и внутренние ресурсы, активизировать свои потенциальны возможности и возможности коллег и обучающихся, сконструировать предпосылки для самосовершенствования и самоактуализации.
Немаловажной составляющей психологической компетентности преподавателя является широкий обзор психологических знаний, позволяющий преподавателю свободно ориентироваться в образовательном пространстве, позволяет планировать и отслеживать результаты собственной деятельности, владеть своим психическим состоянием и управлять психическим состоянием студентов, умение адекватно принимать ситуацию, умение воспринимать психические особенности студентов, проявлять профессиональный интерес, устанавливать положительный психологический климат в коллективе и среди обучающихся.
Психологическая компетентность преподавателя на наш взгляд состоит из совокупности психологических знаний включающих: общую психологию, психологию студенчества, азы психодиагностики, психологию конфликтных ситуаций и ее разрешения, психологию взаимодействия, психологию управления стрессом, психологию педагогической деятельности и др. Преподавателю для успешной реализации образовательного процесса и актуализации себя как компетентного специалиста важно не только в совершенстве владеть данными интегрированными знаниями, но и применять их как базовые знания при организации профессиональной деятельности. Определяющим поведение обучающихся является также поведенческий компонент, который ориентирован на организацию положительного микроклимата как среди студентов, так и среди профессорско-преподавательского состава. Студенческая общность сопровождается наличием частых конфликтных ситуаций. Это обусловлено: неадекватным восприятием оценивания в образовательном процессе, конфликтные ситуации среди участников образовательного процесса, ментальные внутригрупповые различия, соблюдением дисциплины и общепринятых правил и норм, конфликтные ситуации между лидером и группой. Обобщив все вышеперечисленные конфликтные ситуации можно сказать, что в когнитивном взаимодействии мы можем столкнуться с различного рода конфликтными ситуациями как внутриличностными, межличностными, так и групповой, т. е. между личностью и группой, либо между группами, в которых преподаватель может занять различную позицию.
А. А. Плотников в своей работе пишет: «В образовательном процессе обучающиеся овладевают не столько преподаваемыми знаниями, сколько овладевают практическим опытом поведения, который потом успешно используют в дальнейшей жизни» [4]. Таким образом, преподаватель сам должен иметь как теоретические знания в области конфликтных ситуаций, так и опыт конфликтных ситуаций, причем при отсутствии данного опыта пытаться не избегать данных ситуаций, а уметь управлять как своим эмоциональным поведением, так и обучающихся, выстраивая эффективные модели поведения по устранению конфликтных ситуаций среди обучающихся. Для обогащения знаний в области конфликтного поведения как среди коллег, так и среди студентов, педагогам рекомендуется проходить курсы повышения квалификации в данной направленности, делиться и обмениваться опытом среди коллег, с целью профилактики профессионального выгорания приветствуются тренинги как групповые, так и индивидуальные под руководством должного специалиста.
Таким образом, формирование психологической компетенции у преподавателей способствует профилактике психологического выгорания, сохранению психологического здоровья и одновременного повышения и расширения знаний в области конфликтного поведения и его устранения на ранних этапах.
Литература:
- Егорова И. А. Структура и факторы психологической компетентности /Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014 (19). С.58–62.
- Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
- Никулина Н. В. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Самарского Государственного университета, 2011.- № 82 (1–2).
- Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоѐмкие технологии. 2008. № 1. С. 67– 68.
- Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика/В. П. Шейнов.- Минск: Харвест,2010.-912 с.
- Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13 Ростов н/Д, 2006. 504 с.