Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Корлякова, С. Г. Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы / С. Г. Корлякова, М. А. Чопозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100806/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях глобальной трансформации в сфере образования особое внимание уделяется внутреннему стержню педагога. Современные изменения в развитии высшего образования обусловлены переходом на разноуровневую подготовку обучающихся выпускников, введением профессиональных стандартов, сопряженных не только с реализацией требований к методам и условиям организации образовательного процесса, но и необходимым стержнем педагога, педагогического состава для осуществления педагогической деятельности, направленной на подготовку будущих специалистов к активной социальной деятельности в современном обществе, адаптации студентов к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности, а также к умению решать глобальные проблемы человечества в различные периоды. Следует отметить, что все эти требования проецируют необходимость, организовать пересмотр образовательных парадигм и концепций современного преподавателя связанного как с преобразованием в профессиональной деятельности, так и с необходимостью формирования психологической компетентности педагога. В условиях реализации компетентностного подхода, психологическая компетентность преподавателя обозначена как первостепенное профессиональное качество необходимое для успешной реализации образовательного процесса [6], [4].

Изучение психологической компетенции занимает особое место в исследованиях отечественных педагогов и психологов (Ю. П. Азаров, А. А. Бодалев, А. А. Дергач, Н. Н. Лобанова, В. А. Сластенин, Г. А. Шредер, С. Шульц и др.). Учитывая сложность и многогранность данного понятия, общего определения в настоящий момент не существует, что придает глобальную актуальность. В широком смысле психологическая компетентность состоит не только из психологической грамотности или упорядоченного представления о психическом инструментарии личности, индивида, но и как совокупность индивидуальных и личностных компонентов, способствующих качественному выполнению должностных и профессиональных качеств, а также как один из факторов, способствующих разрешению возникших сложностей, проблем, конфликтов [1].

Н. В. Никулина характеризует психологическую компетентность педагога как базовый инструмент для успешной реализации себя в профессиональной деятельности, повышение профессионализма и качества образования [3].

Психологическая компетентность педагога является внутренним компонентом необходимым для качественной профессиональной деятельности, является также необходимым условием для реализации себя в профессиональной деятельности как грамотного и успешного специалиста. Высокий показатель психологической компетентности обуславливает преподавателю использовать планомерно свои внутренние и профессиональные ресурсы, найти и сконструировать в профессиональной деятельности как свои, так и участников образовательного процесса ресурсы для улучшения качества образования [2].

В работах Н. В. Кузьминой, Ю. И. Емельяновой, И. А. Егоровой, Л. С. Колмогоровой, Л. А. Лазаренко и других рассматривались вопросы перечня и самого содержания психологической компетентности. Н. В. Кузьмина в структуре психологической компетенции выделяет: социально — психологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую и аутопсихологическую компетентности [2]. Л. А. Лазаренко акцентирует внимание на наличии блоков психологической компетенции: блок саморегуляции, блок профессионального самосознания блок активности, блок психологических знаний [4]. Н. В. Андронова придерживается к классификации двух базовых блоков: познавательного (когнитивного), включающий психологические знания, мышление и практический блок, предусматривающий психологические умения и навыки. И. А. Егорова учитывая все существующие подходы к определению структуры психологической компетентности предлагает свою модель, состоящую из мотивационно — волевого, функционального и рефлексивного компонентов [1]. Учитывая разносторонность и разноуровневость к подходу стержня психологической компетентности с точки зрения различных исследователей, следует учесть, что в совокупности данные характеристики предоставляют успешное решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, позволяют педагогам как можно чётче использовать свои личные ресурсы в процессе образовательной деятельности, минимизировать свои эмоциональные затраты и внутренние ресурсы, активизировать свои потенциальны возможности и возможности коллег и обучающихся, сконструировать предпосылки для самосовершенствования и самоактуализации.

Немаловажной составляющей психологической компетентности преподавателя является широкий обзор психологических знаний, позволяющий преподавателю свободно ориентироваться в образовательном пространстве, позволяет планировать и отслеживать результаты собственной деятельности, владеть своим психическим состоянием и управлять психическим состоянием студентов, умение адекватно принимать ситуацию, умение воспринимать психические особенности студентов, проявлять профессиональный интерес, устанавливать положительный психологический климат в коллективе и среди обучающихся.

Психологическая компетентность преподавателя на наш взгляд состоит из совокупности психологических знаний включающих: общую психологию, психологию студенчества, азы психодиагностики, психологию конфликтных ситуаций и ее разрешения, психологию взаимодействия, психологию управления стрессом, психологию педагогической деятельности и др. Преподавателю для успешной реализации образовательного процесса и актуализации себя как компетентного специалиста важно не только в совершенстве владеть данными интегрированными знаниями, но и применять их как базовые знания при организации профессиональной деятельности. Определяющим поведение обучающихся является также поведенческий компонент, который ориентирован на организацию положительного микроклимата как среди студентов, так и среди профессорско-преподавательского состава. Студенческая общность сопровождается наличием частых конфликтных ситуаций. Это обусловлено: неадекватным восприятием оценивания в образовательном процессе, конфликтные ситуации среди участников образовательного процесса, ментальные внутригрупповые различия, соблюдением дисциплины и общепринятых правил и норм, конфликтные ситуации между лидером и группой. Обобщив все вышеперечисленные конфликтные ситуации можно сказать, что в когнитивном взаимодействии мы можем столкнуться с различного рода конфликтными ситуациями как внутриличностными, межличностными, так и групповой, т. е. между личностью и группой, либо между группами, в которых преподаватель может занять различную позицию.

А. А. Плотников в своей работе пишет: «В образовательном процессе обучающиеся овладевают не столько преподаваемыми знаниями, сколько овладевают практическим опытом поведения, который потом успешно используют в дальнейшей жизни» [4]. Таким образом, преподаватель сам должен иметь как теоретические знания в области конфликтных ситуаций, так и опыт конфликтных ситуаций, причем при отсутствии данного опыта пытаться не избегать данных ситуаций, а уметь управлять как своим эмоциональным поведением, так и обучающихся, выстраивая эффективные модели поведения по устранению конфликтных ситуаций среди обучающихся. Для обогащения знаний в области конфликтного поведения как среди коллег, так и среди студентов, педагогам рекомендуется проходить курсы повышения квалификации в данной направленности, делиться и обмениваться опытом среди коллег, с целью профилактики профессионального выгорания приветствуются тренинги как групповые, так и индивидуальные под руководством должного специалиста.

Таким образом, формирование психологической компетенции у преподавателей способствует профилактике психологического выгорания, сохранению психологического здоровья и одновременного повышения и расширения знаний в области конфликтного поведения и его устранения на ранних этапах.

Литература:

  1. Егорова И. А. Структура и факторы психологической компетентности /Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014 (19). С.58–62.
  2. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
  3. Никулина Н. В. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Самарского Государственного университета, 2011.- № 82 (1–2).
  4. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоѐмкие технологии. 2008. № 1. С. 67– 68.
  5. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика/В. П. Шейнов.- Минск: Харвест,2010.-912 с.
  6. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13 Ростов н/Д, 2006. 504 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, профессиональная деятельность, психологическая компетентность, психологическая компетенция, ситуация, знание, психологическая компетентность педагога, успешная реализация, конфликтное поведение, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Задать вопрос