Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности. Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью.
Рассмотрев определение термина «компетентность» мы видим, что её определяют как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Если рассматривать «профессиональную компетентность педагога», то во многих педагогических словарях она трактуется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». Проблема формирования профессионального сознания студентов педагогических вузов раскрывается в трудах многих педагогов и психологов. Рассмотрим подробнее понятие «профессиональное сознание».
Основой формирования сознания педагога как субъекта деятельности принято считать 3-этапную концепцию непрерывного образования и развития учителя как субъекта профессиональной деятельности. В данном случае субъект характеризуется как целостная, многоуровневая система, которая состоит из подсистем, отражающих особенности человека как индивида и личности. Исходя из положений концепции выделяют три этапа непрерывного образования учителя — это довузовское, вузовское и послевузовское.
На этапе, предшествующем поступлению в вуз, имеет место профессиональное самоопределение, которое может зависеть от факторов, способствующих «стихийной педагогизации» сознания личности — это наличие в семье педагогов, встреча с талантливым педагогом и т. п. Также на довузовском этапе формируется определенный уровень развития способностей деятельностного сознания.
Рассмотрим этап вузовского образования с позиции выделения главной цели. Изначально период вузовского образования предполагает формирование основ профессионального педагогического сознания как фундамента творческого потенциала.
Исходя из классификации Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий «человек — человек», поэтому основой содержания профессионального педагогического образования должны составлять дисциплины гуманитарного цикла (педагогика, психология и др.). Таким образом, профессиональное становление педагога как субъекта педагогической деятельности происходит в процессе профессиональной педагогической подготовки. В качестве компонентов психологической компетентности рассматриваются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально волевые комплексы личности [3, с.92].
А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает:
- совокупность ЗУН по психологии;
- четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;
- умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной волевой сфер, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;
- умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития [2, с.89].
«Психологическая компетентность» в исследованиях Г. И. Метельского и Н. В. Кузьминой рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [1, с.13].
В психологической компетентности выделяют 2 блока:
- интеллектуальный (когнитивный) — психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) — психологические умения и навыки [1, с.28].
Психологическая компетентность является составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, которая включает в себя:
- совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
- четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;
- умение видеть за поведением ребенка его психоэмоциональное состояние, уровень развития его познавательных процессов, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;
- владение навыками педагогического общения;
- потребность в профессиональном и личностном саморазвитии;
- умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития.
Выделяют следующие виды психологической компетентности:
- социально-перцептивную;
- социально-психологическую;
- аутопсихологическую;
- коммуникативную;
- психолого-педагогическую.
К характеристикам социально-перцептивной компетентности будущего педагога относятся гуманистическая направленность его личности, выражающаяся стремлением к самоактуализации (А. Маслоу), потребностью в общении, любовью к детям, педагогической позицией (А. А. Бодалев), свободой личностного выбора и личностной ответственностью за последствия этого выбора.
Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение учащихся и коллег, интерпретировать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции.
Аутопсихологическая компетентность будущего педагога представлена умениями, направленными на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией.
Коммуникативная компетентность выпускников включает в себя коммуникативные (речевые умения, навыки активного слушания, способность преодолевать коммуникативные барьеры и др.), интерактивные (умение организовать сотрудничество, взаимодействие) компоненты.
Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога), когнитивного, личностно-смыслового, и операционно-деятельностного компонентов [1, с. 69].
Сензитивным периодом формирования базовых составляющих профессиональной психологической компетентности является период вузовского обучения (изучение дисциплин психолого — педагогического цикла, педагогическая практика, участие в мероприятиях и др.). Очень важно в процессе прохождения курса «Психология», чтобы каждое учебное занятие включало бы теоретический, практический и рефлексивный этапы, что способствует в свою очередь естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения профессией и предстоящей профессиональной деятельности [1, с.73].
В процессе обучения будущего педагога в вузе происходит освоение профессионально — значимых психологических знаний и формирование психологических умений на разном уровне, в зависимости от ряда факторов:
- степени идентификации себя с педагогической профессией;
- отношения студента к психологической информации как когнитивному основанию построения конструктивного взаимодействия;
- индивидуального опыта в ходе педагогической практики;
- активного использования педагогических технологий обучения в процессе преподавания психологии;
- организация исследовательской деятельности [2, с.46].
Не менее важным является определение критериев компетентности. В качестве критериев психологической компетентности выделяют:
- направленность на ученика;
- потребность и готовность к самопознанию и самоизменению в соответствии с современными условиями, образовательной ситуацией и динамикой развития учащихся.
Базовым критерием сформированности психологической компетентности является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации, способствующие развитию личности учащихся, что уже может проявляться в ходе педагогической практики.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что сформированность у будущих педагогов психологической компетентности, в силу ее системного характера, будет содействовать успешности профессиональной деятельности в дальнейшем.
Литература:
1. Андронова Н. В. Компетентности учителя. — Казань, 2005.
2. Демидова Н. В. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей. СПб., 1993.
3. Климов Е. А. Психология профессионала.- М.: МПСИ, 2003.