Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 2688 раз

Библиографическое описание:

Андросова, М. И. Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов / М. И. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 675-676. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10100/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности. Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью.

Рассмотрев определение термина «компетентность» мы видим, что её определяют как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Если рассматривать «профессиональную компетентность педагога», то во многих педагогических словарях она трактуется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». Проблема формирования профессионального сознания студентов педагогических вузов раскрывается в трудах многих педагогов и психологов. Рассмотрим подробнее понятие «профессиональное сознание».

Основой формирования сознания педагога как субъекта деятельности принято считать 3-этапную концепцию непрерывного образования и развития учителя как субъекта профессиональной деятельности. В данном случае субъект характеризуется как целостная, многоуровневая система, которая состоит из подсистем, отражающих особенности человека как индивида и личности. Исходя из положений концепции выделяют три этапа непрерывного образования учителя — это довузовское, вузовское и послевузовское.

На этапе, предшествующем поступлению в вуз, имеет место профессиональное самоопределение, которое может зависеть от факторов, способствующих «стихийной педагогизации» сознания личности — это наличие в семье педагогов, встреча с талантливым педагогом и т. п. Также на довузовском этапе формируется определенный уровень развития способностей деятельностного сознания.

Рассмотрим этап вузовского образования с позиции выделения главной цели. Изначально период вузовского образования предполагает формирование основ профессионального педагогического сознания как фундамента творческого потенциала.

Исходя из классификации Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий «человек — человек», поэтому основой содержания профессионального педагогического образования должны составлять дисциплины гуманитарного цикла (педагогика, психология и др.). Таким образом, профессиональное становление педагога как субъекта педагогической деятельности происходит в процессе профессиональной педагогической подготовки. В качестве компонентов психологической компетентности рассматриваются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально волевые комплексы личности [3, с.92].

А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает:

-          совокупность ЗУН по психологии;

-          четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;

-          умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной волевой сфер, черт характера;

-          способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;

-          умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития [2, с.89].

«Психологическая компетентность» в исследованиях Г. И. Метельского и Н. В. Кузьминой рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [1, с.13].

В психологической компетентности выделяют 2 блока:

-          интеллектуальный (когнитивный) — психологические знания и психологическое мышление;

-          практический (действенный) — психологические умения и навыки [1, с.28].

Психологическая компетентность является составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, которая включает в себя:

-          совокупность знаний, умений и навыков по психологии;

-          четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;

-          умение видеть за поведением ребенка его психоэмоциональное состояние, уровень развития его познавательных процессов, черт характера;

-          способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;

-          владение навыками педагогического общения;

-          потребность в профессиональном и личностном саморазвитии;

-          умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития.

Выделяют следующие виды психологической компетентности:

-          социально-перцептивную;

-          социально-психологическую;

-          аутопсихологическую;

-          коммуникативную;

-          психолого-педагогическую.

К характеристикам социально-перцептивной компетентности будущего педагога относятся гуманистическая направленность его личности, выражающаяся стремлением к самоактуализации (А. Маслоу), потребностью в общении, любовью к детям, педагогической позицией (А. А. Бодалев), свободой личностного выбора и личностной ответственностью за последствия этого выбора.

Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение учащихся и коллег, интерпретировать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции.

Аутопсихологическая компетентность будущего педагога представлена умениями, направленными на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией.

Коммуникативная компетентность выпускников включает в себя коммуникативные (речевые умения, навыки активного слушания, способность преодолевать коммуникативные барьеры и др.), интерактивные (умение организовать сотрудничество, взаимодействие) компоненты.

Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога), когнитивного, личностно-смыслового, и операционно-деятельностного компонентов [1, с. 69].

Сензитивным периодом формирования базовых составляющих профессиональной психологической компетентности является период вузовского обучения (изучение дисциплин психолого — педагогического цикла, педагогическая практика, участие в мероприятиях и др.). Очень важно в процессе прохождения курса «Психология», чтобы каждое учебное занятие включало бы теоретический, практический и рефлексивный этапы, что способствует в свою очередь естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения профессией и предстоящей профессиональной деятельности [1, с.73].

В процессе обучения будущего педагога в вузе происходит освоение профессионально — значимых психологических знаний и формирование психологических умений на разном уровне, в зависимости от ряда факторов:

-          степени идентификации себя с педагогической профессией;

-          отношения студента к психологической информации как когнитивному основанию построения конструктивного взаимодействия;

-          индивидуального опыта в ходе педагогической практики;

-          активного использования педагогических технологий обучения в процессе преподавания психологии;

-          организация исследовательской деятельности [2, с.46].

Не менее важным является определение критериев компетентности. В качестве критериев психологической компетентности выделяют:

-          направленность на ученика;

-          потребность и готовность к самопознанию и самоизменению в соответствии с современными условиями, образовательной ситуацией и динамикой развития учащихся.

Базовым критерием сформированности психологической компетентности является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации, способствующие развитию личности учащихся, что уже может проявляться в ходе педагогической практики.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что сформированность у будущих педагогов психологической компетентности, в силу ее системного характера, будет содействовать успешности профессиональной деятельности в дальнейшем.

Литература:

1.      Андронова Н. В. Компетентности учителя. — Казань, 2005.

2.      Демидова Н. В. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей. СПб., 1993.

3.      Климов Е. А. Психология профессионала.- М.: МПСИ, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая компетентность, будущий педагог, умение, педагогическая практика, профессиональная деятельность, вузовское образование, гармоничное развитие, долгое время, педагогическая деятельность, педагогическое общение.


Похожие статьи

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Формирование экологической культуры и компетентности студентов

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие языковой компетентности школьников

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Изучение сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов учреждений профессионального образования

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях

Похожие статьи

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Формирование экологической культуры и компетентности студентов

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие языковой компетентности школьников

Формирование познавательной мотивации студентов

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Изучение сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов учреждений профессионального образования

Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях

Задать вопрос