Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе
Авторы: Пилюгина Екатерина Ивановна, Верниенко Людмила Викторовна, Суховеева Наталья Демьяновна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 09.04.2015
Статья просмотрена: 421 раз
Библиографическое описание:
Пилюгина, Е. И. Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе / Е. И. Пилюгина, Л. В. Верниенко, Н. Д. Суховеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/121/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрыты акмеологические основы развития конкурентоспособной личности, рассмотрены детерминанты конкурентоспособности, выделены акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе.
Ключевые слова: конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности.
Конкурентоспособная личность харктеризуется развитой системой знаний, по сравнению со своими конкурентами, профессиональными навыками и способностями, более высокой квалификацией, способностью достигать поставленных целей при умении решать широкий круг профессиональных задач.
Представленная проблема рассматривается с точки зрения экономики, социологии, педагогики, психологии и акмеологии. Теоретический анализ работ, посвященных жанной проблематики, показал, что предметом исследований являются личностные и профессиональные качества субъекта деятельности, внутренние и внешние условия развития конкурентоспособной личности, системы оценок конкурентоспособности. Однако, конкурентоспособность как научный феномен рассматривается в полной мере в психологии и акмеологии.
В акмеологии конкурентоспособность профессионала исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин специалиста в профессиональной деятельности и творчестве — акме (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов), акмеологических стратегий подготовки конкурентоспособного будущего специалиста в условиях вуза (Н. В. Кузьмина), представлена обобщенная концепция развития профессионала (А.А Деркач, О. С. Анисимов, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Марков, М. Ф. Секач). В акмеологии также рассматривались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности управленца на государственной службе (Л. Г. Лаптев), педагога (Н. В. Соловьева), преподавателя вуза (А. В. Гагарин).
Прежде чем рассмотреть понятие конкурентоспособная личность необходимо проанализировать понятие конкурентоспособность.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Конкурентоспособность специалиста имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги, создает условия для полноценной профессиональной деятельности и профессионального долголетия. Процесс становления конкурентоспособной, востребованной обществом личности начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на протяжении всей ее жизни [4].
Анализ данных определений, позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность — интегративное, системное и динамическое качество личности, включающее в себя такие понятия, как: компетентность, конкурентоопределяющие личностные качества, акмеологическую направленность личности.
Развитие конкурентоспособной личности является одним из основных ориентиров современного образования и представлено как динамическое качество личности. Это дает основание для утверждения, что основы конкурентоспособности закладываются в системе общего образования; в системе высшего профессионального образования закладываются основы социально–профессиональной конкурентоспособности, которые развивается в процессе самореализации личности как гражданина, так и специалиста.
Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. В условиях высокой конкуренции на рынке труда появляются новые формы представления соискателем своих профессионально-значимых достижений, позволяющих работодателю оценить его по разнообразным параметрам [2].
Вузовское образование является лишь одним из этапов профессиональной подготовки. Очень важно сформировать у будущего выпускника необходимые профессионально-личностные качества личности, а также умения самому создавать вокруг себя условия, благоприятствующие профессиональному росту и самосовершенствованию при наличии навыков и умений самоанализа в целях акмеологического развития.
По мнению В. А. Бодрова, профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» [1].
Основной целью профессионального образования в этой связи становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов профессий «человек-человек», что требует создания условий усвоения студентом творческого отношения к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступать в диалог с коллегами, умение публично высказывать свою точку зрения, умение аргументированно доказать свою точку зрения, умение вызывать интерес к своей позиции у единомышленников и оппонентов, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать со специальным психологическим текстом, выделять главное из представленного материала и ряд других [4, 5].
Одним из факторов этого может выступить представленный в отечественной науке психолого-акмеологический подход, основанный на формировании творческой готовности выпускника вуза к конструктивному решению профессиональных задач, что и лежит в основе подготовки будущего конкурентоспособного специалиста (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. Д. Гусева, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач).
Можно предположить, что оптимизация процесса поэтапного личностного и профессионального роста будущего специалиста-психолога потребует, прежде всего, реализации двух главных условий: развитие мотивации к самостоятельной работе, активность и направленность студента на достижение целей в разных видах деятельности и личностно-ориентированное образование, основанное на деятельностных формах освоения профессиональных умений и навыков. В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегративными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде интеллектуальная зрелость, ресурсность, эффективные межличностные коммуникации, профессионализм в сфере государственного управления. Акмеологические составляющие профессионализма являются одновременно базовыми элементами развития конкурентоспособного специалиста, то есть профессионализм — это базовый уровень конкурентоспособности специалиста, обеспечивающий необходимую совокупность характеристик, свойств и качеств личности для её дальнейшего развития, который на следующем этапе должен сопровождаться выходом на уровень овладения компетентностями. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя [5].
В качестве акмеологических условий развития конкурентоспособного специалиста в условиях обучения в высшей школе представляются: профессиональные способности, акмеологическая направленность, положительная ориентация па профессию, мотивация на достижение чувствительность к объекту профессионального воздействия, направленность на самосовершенствование, саморазвитие, самопознание. самосовершенствование.
Конкурентными приоритетами бедующих профессионалов выступают высокая квалификация и полипрофессионализм. Обучение студентов высшей школы полипрфессионализму деятельности перспективно. Получение дополнительной специальности по смежной профессии способствует поышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Таким образом, развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования должно предусматривать подготовку специалистов современного типа, владеющих интегрированными знаниями, навыками, умениями и компетенциями, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, позволяющей быть гибкими в новых социально-экономических условиях.
Литература:
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. — М., 2001.
2. Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. № 1. 2014. С. 6–15
3. Климов Е. А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. — М.; Воронеж, 1996.
4. Терелянская, И. В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: диссертация... кандидата психологических наук: Нижний Новгород, 2012 220 c.: 61 12–19/505
5. Шехтер М. М. Акмеологический подход к формированию конкурентоспособности будущего специалиста-психолога в условиях вуза: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Иваново, 2004 201 c.
Ключевые слова
конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности., детерминанты конкурентоспособностиПохожие статьи
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию
В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...
К вопросу о коммуникативной компетентности юриста
В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной ко...
Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции
В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...
Похожие статьи
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию
В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...
К вопросу о коммуникативной компетентности юриста
В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной ко...
Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции
В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...