В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты, условия и возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, условия, возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Современное общество предъявляет к работе профессионалов и к вузам, занятых их подготовкой, новые требования. Вся система подготовки специалистов в целом определена спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Но связь между сферой деятельности выпускников и высшим учебным заведением не всегда прочна и надежна. Поэтому для адаптации к условиям профессиональной деятельности после окончания вуза молодому специалисту требуется, как правило, много времени. Хотя это происходит на основе знаний, умений и навыков, приобретенных в высшем учебном заведении, но также огромную роль играет наличие у молодого специалиста готовности к своей профессиональной деятельности, одной из основных составляющих которой является психологическая готовность.
К. К. Платонов определяет психологическую готовность как временное или стойкое состояние, как результат психологической мобилизации или психической подготовки в данный период, определяемый наличием потребности в труде [4].
Психологическая готовность С. Л. Рубинштейном сформулирована как единство мотивационного и исполнительного компонентов, состояние, которое начинается с определения целей на основе мотивов и потребностей [6].
В своих трудах Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается ими как сложное образование, совокупность компонентов, характеризующихся динамической структурой, и функциональными зависимостями [1]. Иноземцева А. Н. в своей работе определяет психологическую готовность как сплав установок, мотивов, ценностей, знаний, умений и определённых личностных качеств, интегрированных в профессиональном самосознании студентов [2].
Калинина И. А. в своей работе дает следующее определение психологической готовности к профессиональной деятельности «…как степень сформированности у студента мотивационной и операциональной сфер профессионализма» [3].
Н. В. Кузьмина в своих работах отмечает, что психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне существующих в современном обществе требований науки и техники. Так как любая деятельность есть решение многочисленного ряда задач, профессионализм (или психологическая готовность) обнаруживается, прежде всего, в умении видеть и формулировать задачи, применить методологию, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения [5].
Мы же для себя определим это понятие следующим образом, «Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности — это психическое новообразование, которое характеризуется наличием внутренних сил студента, его направленностью на значимую деятельность, что должно обеспечить успешность профессиональной деятельности. Специфика деятельности заключается в наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и технологиях работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений».
Анализ психолого-педагогических источников, определяющих специфику деятельности психологов, помог сформулировать структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:
- мотивационный компонент отражает положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, мотивы достижения успеха в ней;
- рефлексивный компонент образуют самооценку профессиональных качеств и анализ восприятия себя другими.
Исходя из содержания деятельности психолога, можно выделить основные характеристики и профессионально-нравственные качества, необходимые работнику. Специалист должен отражать активную позицию в обучении, стремление к постоянному повышению профессионализма, уровню профессиональных знаний; набор личностных качеств такие, как терпимость, ответственность, тактичность, оптимистичность, коммуникабельность, общительность, доброжелательность, энтузиазм, уравновешенность, самостоятельность, толерантность, эмпатия и тому подобные.
- ориентационный компонент — это образ психолога, определяемый степенью владения психологическими знаниями и приемами, необходимыми для будущей работы, навыками самоконтроля в общении, стилем поведения в конфликте, эмпатией.
Условиями формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являются:
- активизация студента на получение знаний о специфике, содержании, технологиях работы;
- взаимодействие преподавателя со студентом, учитывая характерологические свойства обучаемого;
- формирование представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности;
- формирование способности к эмоциональной саморегуляции в процессе профессионального общения и поведения;
Поэтому формирование психологической готовности к профессиональной деятельности состоит из двух частей:
- теоретическая — включает целенаправленную преподавательскую работу на лекционных занятиях, цель которой ознакомление студентов со спецификой, содержанием, технологиями работы, со структурой будущей деятельности и требованиями, которые предъявляются к его личности как к специалисту; формирование знаний и придание им практико-ориентированную направленность; развитие у студентов способности к анализу ситуаций, к самопониманию;
- практическая — определяется дискуссиями, сюжетно-ролевыми играми, занятия ми по моделированию ситуаций профессиональной деятельности, тренингами. Это должно помочь студентам ориентироваться в развитии умственно-мыслительной деятельности с опорой на полученные ранее знания и опыт, также на развитие коммуникативных, эмпатических, рефлексивных способностей; адекватного восприятия реальности в практике; на приобретение студентами поведенческого опыта с целью осознания себя как субъекта профессиональной деятельности.
Таким образом, основной целью образовательного процесса в высшем учебном заведении является подготовка специалиста. Необходимо, чтобы будущий специалист был психологически готов к профессиональной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое новообразование, которое характеризуется наличием внутренних сил студента, его направленностью на значимую деятельность, что должно обеспечить успешность профессиональной деятельности. Специфика деятельности заключается в наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и технологиях социальной работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений. Формирование психологической готовности студентов психологов к профессиональной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической.
Литература:
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. –176 с.
2. Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис.... канд. психол. наук. — Москва, 2002. — 225 c.
3. Калинина И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дисс. …канд. псих. н. — М., 2007. — 23 с.
4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1970. –264 с.
5. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л., 1970. — 218 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.