Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 1980 раз

Библиографическое описание:

Калинина, Т. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза / Т. В. Калинина, А. В. Першина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1728-1730. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19751/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты, условия и возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, условия, возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

 

Современное общество предъявляет к работе профессионалов и к вузам, занятых их подготовкой, новые требования. Вся система подготовки специалистов в целом определена спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Но связь между сферой деятельности выпускников и высшим учебным заведением не всегда прочна и надежна. Поэтому для адаптации к условиям профессиональной деятельности после окончания вуза молодому специалисту требуется, как правило, много времени. Хотя это происходит на основе знаний, умений и навыков, приобретенных в высшем учебном заведении, но также огромную роль играет наличие у молодого специалиста готовности к своей профессиональной деятельности, одной из основных составляющих которой является психологическая готовность.

К. К. Платонов определяет психологическую готовность как временное или стойкое состояние, как результат психологической мобилизации или психической подготовки в данный период, определяемый наличием потребности в труде [4].

Психологическая готовность С. Л. Рубинштейном сформулирована как единство мотивационного и исполнительного компонентов, состояние, которое начинается с определения целей на основе мотивов и потребностей [6].

В своих трудах Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается ими как сложное образование, совокупность компонентов, характеризующихся динамической структурой, и функциональными зависимостями [1]. Иноземцева А. Н. в своей работе определяет психологическую готовность как сплав установок, мотивов, ценностей, знаний, умений и определённых личностных качеств, интегрированных в профессиональном самосознании студентов [2].

Калинина И. А. в своей работе дает следующее определение психологической готовности к профессиональной деятельности «…как степень сформированности у студента мотивационной и операциональной сфер профессионализма» [3].

Н. В. Кузьмина в своих работах отмечает, что психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне существующих в современном обществе требований науки и техники. Так как любая деятельность есть решение многочисленного ряда задач, профессионализм (или психологическая готовность) обнаруживается, прежде всего, в умении видеть и формулировать задачи, применить методологию, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения [5].

Мы же для себя определим это понятие следующим образом, «Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности — это психическое новообразование, которое характеризуется наличием внутренних сил студента, его направленностью на значимую деятельность, что должно обеспечить успешность профессиональной деятельности. Специфика деятельности заключается в наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и технологиях работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений».

Анализ психолого-педагогических источников, определяющих специфику деятельности психологов, помог сформулировать структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:

-        мотивационный компонент отражает положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, мотивы достижения успеха в ней;

-        рефлексивный компонент образуют самооценку профессиональных качеств и анализ восприятия себя другими.

Исходя из содержания деятельности психолога, можно выделить основные характеристики и профессионально-нравственные качества, необходимые работнику. Специалист должен отражать активную позицию в обучении, стремление к постоянному повышению профессионализма, уровню профессиональных знаний; набор личностных качеств такие, как терпимость, ответственность, тактичность, оптимистичность, коммуникабельность, общительность, доброжелательность, энтузиазм, уравновешенность, самостоятельность, толерантность, эмпатия и тому подобные.

-        ориентационный компонент — это образ психолога, определяемый степенью владения психологическими знаниями и приемами, необходимыми для будущей работы, навыками самоконтроля в общении, стилем поведения в конфликте, эмпатией.

Условиями формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являются:

-        активизация студента на получение знаний о специфике, содержании, технологиях работы;

-        взаимодействие преподавателя со студентом, учитывая характерологические свойства обучаемого;

-        формирование представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности;

-        формирование способности к эмоциональной саморегуляции в процессе профессионального общения и поведения;

Поэтому формирование психологической готовности к профессиональной деятельности состоит из двух частей:

-        теоретическая — включает целенаправленную преподавательскую работу на лекционных занятиях, цель которой ознакомление студентов со спецификой, содержанием, технологиями работы, со структурой будущей деятельности и требованиями, которые предъявляются к его личности как к специалисту; формирование знаний и придание им практико-ориентированную направленность; развитие у студентов способности к анализу ситуаций, к самопониманию;

-        практическая — определяется дискуссиями, сюжетно-ролевыми играми, занятия ми по моделированию ситуаций профессиональной деятельности, тренингами. Это должно помочь студентам ориентироваться в развитии умственно-мыслительной деятельности с опорой на полученные ранее знания и опыт, также на развитие коммуникативных, эмпатических, рефлексивных способностей; адекватного восприятия реальности в практике; на приобретение студентами поведенческого опыта с целью осознания себя как субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, основной целью образовательного процесса в высшем учебном заведении является подготовка специалиста. Необходимо, чтобы будущий специалист был психологически готов к профессиональной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое новообразование, которое характеризуется наличием внутренних сил студента, его направленностью на значимую деятельность, что должно обеспечить успешность профессиональной деятельности. Специфика деятельности заключается в наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и технологиях социальной работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей, коммуникативных умений. Формирование психологической готовности студентов психологов к профессиональной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической.

 

Литература:

 

1.       Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. –176 с.

2.       Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис.... канд. психол. наук. — Москва, 2002. — 225 c.

3.       Калинина И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дисс. …канд. псих. н. — М., 2007. — 23 с.

4.       Платонов К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1970. –264 с.

5.       Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л., 1970. — 218 с.

6.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, психологическая готовность, высшее учебное заведение, технология работы, будущая профессиональная деятельность, внутренний сила студента, возможность формирования, психическое новообразование, психологическая готовность студентов, эмоциональный настрой.


Ключевые слова

психологическая готовность, условия, компоненты психологической готовности, возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Задать вопрос