Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема психологической защищенности во взаимодействии участников образовательной среды является наиболее значимой в настоящее время. Подростковый возраст является наиболее уязвимым для психологического воздействия, насилия, страха, а также для взаимоотношений между учеником и учителем. Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов, способствует сохранению его психологического здоровья и обеспечивает его психологическую безопасность.
Теоретическое изучение проблемы создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков послужило основанием экспериментального исследования, которое проводилось на базе МБОУ СШ № 6 им. А. С. Макаренко г. Арзамас, Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 4–5 классов в количестве 40 человек в возрасте 10–11 лет.
С целью изучения условий создания безопасной образовательной среды в средней школе в качестве диагностических методик были использованы: опросник «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой [1], «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто [1], тест креативности Е. Торренса [2].
Используемые методики позволяют получить объективную картину об условиях создания безопасной образовательной среды в исследуемой группе. Обработав результаты методик, можно сделать выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую в ходе исследования гипотезу о том, что что разработанная программа психолого-педагогического обеспечения создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков, основанная на результатах первичной диагностики, будет высокоэффективна при условии, если она будет направлена на: снятие эмоционального напряжения учащихся, снижение конфликтности, развитие стрессоустойчивости, организацию сплоченности, формирование взаимного доверия, коммуникативных навыков и творческих способностей подростков.
Исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Проведенное первичное исследование по опроснику «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой, по всем трем критериям — «референтность», «удовлетворенность», «защищенность» — у испытуемых выявлен средний уровень выраженности, что говорит о том, что ученики имеют пограничное отношение к той образовательной среде, в которой они находятся. Лишь для 15 % ребят исследуемой группы данная образовательная среда имеет высокую значимость. У 25 % испытуемых было выявлено отрицательное отношение к учителю, одноклассникам и школе в целом. Это говорит о том, что взаимоотношения ученика с учителями и одноклассниками складываются очень напряженно, переживают ряд каких-либо конфликтов. Ученик старается избегать ситуаций непосредственного взаимодействия с ними. Так же ученик испытывает психологический дискомфорт в данной учебной среде.
Результаты исследования по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой в исследуемой группе представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой в исследуемой группе
В процессе первичной диагностики по «Экспресс-методике по изучению социально-психологического климата в коллективе» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто, у большинства подростков 80 % отмечена неопределенная, противоречивая и отрицательная оценка социально-психологического климата в коллективе. Поведение подростков устойчивое неопределенное, противоречивое и отрицательное, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации.
Результаты исследования по «Экспресс-методике» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто в исследуемой группе, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты оценки отношения к коллективу по «Экспресс-методике» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто в исследуемой группе
По тесту креативности Е. Торренса в результате первичной диагностики выявлено, что больше, чем у половины подростков 70 % исследуемой группы выявлен низкий уровень развития творческих способностей. Это говорит о том, что в учреждении недостаточно созданы условия безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков.
Результаты первичной диагностики уровня развития творческих способностей подростков исследуемой группы по тесту креативности Е. Торренса представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты первичной диагностики уровня развития творческих способностей подростков исследуемой группы по тесту креативности Е. Торренса
Для оказания помощи по созданию безопасной образовательной среды была разработана и реализована программа психолого-педагогического обеспечения создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков. Цель программы: обеспечение создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков. Программа включала 3 блока: работа с родителями, работа с педагогами, работа с подростками. Программа была рассчитана на 10 занятий. Занятия проводились раз в неделю, продолжительность занятий — 60 минут. Проведенная программа способствовала созданию психологически безопасной образовательной среды, развитию следующих умений у подростков: находить большое количество решений на поставленную проблему, доводить результаты своей деятельности до желаемых высоких, выдвигать новые, нестандартные идеи, развивать творческий и интеллектуальный потенциал, фантазию и воображение, оригинальность, гибкость и креативность мышления. Наблюдение за подростками показало, что они стали менее раздражительными, научились аргументировать свою точку зрения, стали внимательнее относиться друг к другу.
Теоретические подходы к изучению проблемы создания безопасной образовательной среды позволили в контексте нашего исследования осуществить поиск педагогических условий, способствующих эффективному обеспечению процесса создания безопасной образовательной среды и опыта ее реализации через творческую самореализацию подростков. Проверка эффективности сформулированных условий осуществлялась на основе сравнительного анализа результатов первичного и повторного срезов, полученных по итогам диагностики процесса изучения условий создания безопасной образовательной среды в средней школе с использованием вышеописанных методик.
Повторная диагностика выявила положительную динамику по созданию психологически безопасной образовательной среды как фактора психологического здоровья подростков по итогам проведения программы. Результаты повторной диагностики с помощью опросника «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой показали, что увеличилась численность испытуемых с высоким уровнем референтности на 15 %. Для данной категории испытуемых выросла значимость изучаемой нами образовательной среды. В исследуемой группе после проведения программы стало больше подростков, отношение которых к одноклассникам и школе в целом изменилось в положительную сторону.
Сравнительные результаты первичного и повторного исследования по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой в исследуемой группе представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнительные результаты первичного и повторного исследования по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой в исследуемой группе
В результате повторной диагностики с помощью «Экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в коллективе» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто повысились показатели оценки социально-психологического климата в коллективе на 50 %. Подростки воспринимают группу как самостоятельную ценность.
Сравнительные результаты первичного и повторного исследования по «Экспресс-методике» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто в исследуемой группе представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Сравнительные результаты первичного и повторного исследования по «Экспресс-методике» О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто в исследуемой группе
По тесту креативности Е. Торренса результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о том, что уровень развития творческих способностей подростков в исследуемой группе повысился на 50 %. В результате повторного исследования выявлен высокий уровень развития творческих способностей.
Сравнительные результаты первичного и повторного исследования показателей уровня развития творческих способностей у подростков исследуемой группы по тесту креативности Е. Торренса представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Сравнительные результаты первичного и повторного исследования показателей уровня развития творческих способностей у подростков исследуемой группы по тесту креативности Е. Торренса
Таким образом, необходимо заключить, что разработанная нами программа психолого-педагогического обеспечения создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков дала положительный результат и её можно с полным основанием считать эффективной.
Однако, выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей ее разработки и изучения. В частности, в разработке более долгосрочной программы психолого-педагогического обеспечения создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков и определении её результативности с участием экспериментальной и контрольной группы.
Литература:
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом БАХРАХ — М, 2016. — 672 с.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 512с.