Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

4. Дошкольная педагогика
02.03.2022
54
Поделиться
Библиографическое описание
Шавырина, Н. В. Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста / Н. В. Шавырина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17024/.


Исследования многих отечественных педагогов и психологов посвящены проблеме создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста в образовательном процессе (О. А. Воробьева, Е. В. Данилова, Ю. Г. Коровникова, О. А. Лагута, Т. Ю. Мысина и др.) В трудах ученых раскрывается сущность понятия «психоэмоциональный комфорт детей дошкольного возраста». Однозначного мнения о составляющих психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста нет. Исследователи сходятся во мнении, что психоэмоциональный комфорт создается с помощью соответствия между психоэмоциональными состояниями, психическими свойствами ребенка дошкольного возраста и организационно-коммуникативными условиями среды внутри детского сада. Благоприятный психоэмоциональный комфорт показывает на состояние радости, удовольствия и удовлетворения, которые дошкольник переживает, находясь в образовательной организации [1].

Как показывает анализ исследований, это требует определенных педагогических условий формирования психомоционального комфорта в дошкольной образовательной организации. Таких как: построение и реализация программы с целью формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми; формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, с помощью создания благоприятного группового климата.

На базе детского сада «Радуга» реализуется программа «Как прекрасен этот мир!», которая включает в себя 3 модуля: психолого-педагогическое просвещение педагогов, просвещение родителей, образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Задачи программы: формирование эмоционально-положительного отношения всех участников образовательного процесса; повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие саморегуляции в эмоциональной сфере; просвещение родителей по созданию психоэмоционального комфорта в семье, формирование благоприятного эмоционального микроклимата семьи; обогащение эмоционального опыты ребенка, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, адекватного осознания своих мыслей, чувств и потребностей; формирование положительного эмоционального состояния детей; коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, агрессивности, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.

Первый модуль программы раскрывает психолого-педагогическое просвещение педагогов. Работа проводится в форме психологической студии, которая позволяет активизировать потенциал группового взаимодействия. С педагогами применялись активные методы просвещения: тематические дискуссии, игровые занятия, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, семинары, тренинги и т. д.

Второй модуль программы направлен на просвещение родителей. С родителями сложилась система работы по данной проблеме, по определенным направлениям: психологическая и педагогическая диагностика; консультативная и просветительская деятельность; игровая образовательная деятельность, онлайн и офлайн-консультирование родителей; проведение тренингов, круглых столов, и т. д.

С родителями проводятся круглый стол «Наказывая, подумай, как», семинар-практикум «Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на чувства и переживание окружающих людей», «Атмосфера в семье может стать источником агрессии у детей» и др. [2].

Третий модуль программы представлен образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста, которая проходила поэтапно. На подготовительном этапе деятельности используются эффективные формы и методы деятельности с детьми дошкольного возраста: игры-имитации, игры-этюды, психогимнастика, игровые импровизации и т. д. Такие формы деятельности позволяют создать благоприятный групповой климат, сформировать положительное отношение к себе; и умение адекватно оценивать себя и свою деятельность [3].

Основной этап характеризуется: реализацией личностно-ориентированного взаимодействия в игровой деятельности, в которой происходит эмоционально насыщенное общение детей с педагогом, со сверстниками (детско-взрослое взаимодействие); формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками с помощью актуализации приятных воспоминаний в рамках определенных традиций группы. Реализуется через организацию игровых упражнений для дошкольников, которая распределена по основным разделам: «Я и мои эмоции», «Я и мои успехи», «Наши традиции», «Добрые слова и пожелания», «Моя семья — моё богатство».

Первый раздел «Я и мои эмоции» предполагает создание благоприятного группового климата, формирование положительного отношения к себе. Этому способствует проведение таких игр как: «На что похоже моё настроение?», «Клубочек», «Угадай, что я почувствовал», а также упражнения «Росточек под солнцем»; «Ласковый мелок»; «Сказка о страхе»; арт-терапия: «Мне хорошо!».

Цель второго раздела «Я и мои успехи», формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе; обеспечение положительного взаимодействия друг с другом. Игры данного раздела направлены на создание ситуации успеха, развитие уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Такие как «Волшебные кляксы», «Шкатулка», «Смена ритмов», «Волшебный стул».

Следующий раздел «Наши традиции», который заключался в формирование у ребенка благоприятного отношения к взаимодействию со сверстником с помощью актуализации приятных воспоминаний в рамках определенных традиций группы. В группе были организованы различные традиции, такие как «Доброе утро!», «Мастерская добрых дел», «Дружный кружочек», «Чистая пятница».

Четвертый раздел «Добрые слова и пожелания» заключался в проведение игр, которые позволяют выражать свои эмоции и свое отношение к другим. Данный раздел позволяет дошкольникам узнать положительные качества и достоинства своих сверстников. Дети получают удовольствие и радуются вместе, делая комплименты своим сверстникам, высказывая свои пожелания [5].

Пятый раздел «Моя семья — моё богатство» направлен на формирование благоприятного эмоционального микроклимата семьи, овладение семейными ценностями. В данном разделе применялась игровая образовательная деятельность: «Забота о младших и старших», «Семейные легенды и предания»; «Традиции моей семьи».

В процессе образовательной деятельности использовались различные методы и приемы: ситуационные беседы, с целью ознакомления дошкольников с различными эмоциями, чувствами; игры разнообразного характера: настольные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые; психоэмоциональная гимнастика; проигрывание этюдов; сказкатерапия и т. д.

Заключительный этап направлен на совершенствование умений детей управлять своими чувствами и эмоциями, обучение методам регуляции и саморегуляции, распознавать причины возникновения различных настроений у детей, которые способствуют психоэмоциональному комфорту. На данном этапе применялся прием «В кругу друзей». Круг обозначает общую теплую и доброжелательную атмосферу жизни детей в группе. Благодаря данному приему воспитанники анализируют и обсуждают свои поступки, проблемы, ссоры, в результате дети перестают драться и спорить, а начинают обсуждать проблемы, которые у них возникают в процессе общения со сверстниками.

Итак, реализация программы «Как прекрасен этот мир!» позволяет осуществлять деятельность при создании определенных педагогических условий: реализация программы формирования психоэмоционального комфорта детей старшего дошкольного возраста; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми; формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, с помощью создания благоприятного группового климата. Все это позволяет постепенно достигать предполагаемый результат: формирование психоэмоционального комфорта у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Воробьева, О. А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дисс. … канд. пед. наук. — Коломна. — 2000. — 231с.
  2. Кипина, О. А. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 72. — С.109–113.
  3. Лагута, О. А. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду. — М., 2017. — С.123–126.
  4. Мысина, Т. Ю. Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний: автореф. дис.... канд. психол. наук. — Самара. — 2019. — 27с.
  5. Особенности эмоциональных состояний дошкольника и методы их регуляции. //Материалы 2-ой московской городской конференции Новые технологии в работе ПМС — центров. — Москва. — 2019. — С.15–16.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный