Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мишина, Т. Н. Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью / Т. Н. Мишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42042/ (дата обращения: 16.11.2024).



Здоровье является как инструментальной, так и терминальной ценностью для каждого человека. От количества и качества здоровья зависит не только реализация жизненных планов, становление человека как личности и индивидуальности, но и сама его жизнь. Этим объясняется непреходящая актуальность проблем здоровья и факторов, его определяющих, для научного знания вообще и психологии в частности.

Однако отношение к здоровью у современного человека оставляет желать лучшего. Многие, стремясь достичь материального благополучия, «до последнего» ходят на работу, даже испытывая недомогание. Обращаясь к врачам только в случае крайней необходимости, индивид доводит свои заболевания до стадии хронизации. Результатом становится получение статуса человека с ограниченным возможностями, потеря качества (а иногда и смысла) жизни. Причём всё это происходит на фоне не слишком благополучной наследственности, неумеренного потребления алкоголя, табакокурения и иных аддикций, не способствующих поддержанию здоровья. Следовательно, вопрос о формировании адекватного отношения к своему здоровью как безусловной ценности стоит очень остро. В то же время наблюдается разительный контраст между отношением к здоровью у мужчин и у женщин. Последние, по статистике, намного чаще обращаются за медицинской помощью, реже страдают хроническими заболеваниями и имеют большую продолжительность жизни. Таким образом, актуальность исследования обусловлена гендерными различиями в психологическом отношении человека к своему здоровью.

Цель исследования: с позиций психологического подхода изучить отношения человека к своему здоровью.

Объект исследования: психологическое восприятие концепта «здоровье».

Предмет исследования: психологические аспекты отношения человека к своему здоровью.

Современное состояние социальной психологии по проблеме отношения субъекта к здоровью характеризуется постепенной сменой подходов, а именно: акцент переносится с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения и укрепления здоровья, а также на повышение индивидуальной ответственности субъекта за своё здоровье [1].

Понятие «отношение к здоровью» в социальной психологии представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями действительности, а также сложившаяся на основе имеющихся у индивида знаний, оценка своего физического и психического состояния, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья.

Дефиниция «отношение к здоровью» включает в себя систему ценностно-мотивационных установок, которые связывают личность с обществом.

Структура понятия «отношение к здоровью» включает в себя:

1) оценку состояния здоровья;

2) отношение к здоровью как к одной из основных жизненных ценностей;

3) деятельность по сохранению здоровья (Н.П. Абаскалова).

Исходя из вышесказанного, под отношением к здоровью следует понимать один из элементов самосохранительного поведения, заключающегося в степени осведомлённости (компетентности) в области здоровья, включение здоровья в высшую иерархию ценностей индивидуумов, а также наличие адекватной степени самооценки [2].

Понимание целостного феномена здоровья подразумевает наличие в нём физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов. Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20%), экологических факторов (20-25%), здравоохранения (8-10%). Подобное распределение факторов, влияющих на здоровье, характеризует в большей степени медико-социальный подход к проблеме. С психологической же точки зрения, каждый из вышеназванных агентов влияния (исключая, в некоторой степени, наследственность) является внешним выражением, результатом тех ценностей, представлений, установок и стереотипов, которые доминируют в обществе в целом и у конкретного человека в частности, то есть психологических факторов здоровья [3].

В качестве одного из комплексных и наиболее значимых психологических факторов здоровья выделяют единое смысловое, ценностное и эмоционально-оценочное образование, существующее в психике каждого человека, – «отношение к здоровью» по Р. А. Березовской, «внутренняя картина здоровья» по В. А. Ананьеву, И. И. Мамайчук, «социальные представления о здоровье» по О. С. Васильевой, Ф. Р. Филатову и т.д. Исследователи Д. Сиерес, В. Гавидия используют для этих целей термин «индивидуальная концепция здоровья» [4].

Отношение к здоровью также является одной из важных тем изучения в психологии здоровья. Категория «отношение» наиболее глубоко разработана в концепции В. Н. Мясищева, который определяет отношение как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности. В. Н. Мясищев подчёркивает обусловленность характера отношений личности как её индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта. Таким образом, отношения человека могут измениться под воздействием объективных изменений в его жизни.

С. Д. Дерябо рассматривает отношение как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Отношение в данном случае является фактором, обуславливающим поведение [5].

Понятие «отношение» содержит индивидуальные и социальные аспекты жизнедеятельности человека, являясь предметом изучения и психологов, и социологов. Психологов больше интересуют условия, в которых индивид вырабатывает это отношение и формирует его индивидуальность. Социологи связывают социальное поведение с определенными социальными структурами и ситуациями. Согласно социологическому словарю «отношение» является эмоционально-волевой установкой личности на что-либо, т. е. выражение её позиции [6].

Ряд зарубежных авторов (Г. Олпорт, Габер и Фрид, Роукич), анализируя понятие «отношение», считают, что отношение ведёт к определённому поведению, т.е. отношение определяет поведение, другие настаивают на том, что отношение существует лишь мысленно, а поведение определяется ситуацией [7].

«Отношение к здоровью» как социологическое понятие было впервые описано И. В. Журавлевой, и её труды заслуживают внимания специалистов в этой отрасли знаний в настоящее время.

Отношение к здоровью обусловлено изучением сохранения здоровья (предупреждение и лечение болезней) и его формированием у человека (развитие биологического потенциала, обеспечивающего высокую адаптацию к факторам внешней среды). Отношение к здоровью оценивается на уровне индивида, социальных групп, государства и общества в целом.

Отношение индивида к здоровью определяется оценкой (самооценкой) собственного здоровья на основе знаний и ценностных ориентаций, сложившихся у человека на данный период жизни. По мнению А. И. Фёдорова, отношение отдельного человека к здоровью может быть охарактеризовано следующими показателями: оценка (самооценка) здоровья, медицинская информированность (знания в сфере здоровья), ценностные установки в сфере здоровья, деятельность человека по сохранению своего здоровья). Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором поведения. Медицинская информированность характеризуется знаниями человека в области профилактики наиболее распространённых заболеваний, принципов нормального функционирования систем организма, правил оказания первой медицинской помощи [8].

Понятие «отношение к здоровью» ещё относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния [9].

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий [9].

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р. А. Березовской, Л. В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий [10].

Ряд исследователей считает более адекватным использование понятия «внутренняя картина здоровья». Понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ), по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), было предложено первоначально В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой, затем уточнено В. Е. Каганом. В. Е. Каган утверждает, что понятие «здоровье» – это не только антоним понятия «болезни», но и мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм. Человек – субъект этой индивидуальной нормы – так или иначе, знает, что такое здоровье и соотносит с этим своё актуальное состояние. «Человек считает себя больным только лишь, когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимают широкий круг патологических состояний» [8]. Внутренняя картина здоровья описывается как своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений.

В. А. Ананьев рассматривает внутреннюю картину здоровья как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. ВКЗ по В. А. Ананьеву представляет собой совокупность элементов здоровья и внутренне связанных с ним содержательно-психологических, субъективно-оценочных моментов существования. В таком понимании внутренняя картина здоровья представляет собой «поле здоровья для себя» (отличающееся от суммы знаний, имеющихся в науке), в пространстве которого человек познает своё здоровье [11].

Несколько в ином ключе внутреннюю картину здоровья описывает И. И. Мамайчук. По её мнению, ВКЗ – динамическая система, включающая в себя совокупность представлений человека о своём здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов. Внутренняя картина здоровья в понимании, предложенном И. И. Мамайчук, рассматривается как часть «Я-концепции» личности с повторением её общей структуры, широко известной в психологической науке [7].

Р. А. Березовская с соавторами с целью выбора более адекватного понятия провели сравнение понятий «отношение к здоровью» и ВКЗ по основным структурным компонентам. В ходе анализа они пришли к выводу, что данные понятия являются синонимичными. Однако, по мнению этих авторов, в теоретическом плане предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности [4].

Д. Сиерес, В. Гавидия в качестве базового термина для определения совокупности знаний, представлений и оценок человека в отношении здоровья используют выражение «индивидуальная концепция здоровья» (ИКЗ). Согласно концепции Д. Сиерес, В. Гавидия представления о здоровье рассматриваются в единстве двух компонентов: природы и причин здоровья. Представления о природе здоровья – это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье – отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом – здоровье как сохраняющийся баланс, как «инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем», где важной является психическая, ментальная составляющая. Причины здоровья также рассматриваются как протяженность с двумя полюсами: на одном – здоровье зависит от внешних элементов или от удачи; на другом – здоровье – это то, что определяется стилем жизни. Соответственно Д. Сиерес, В. Гавидия выделяют четыре основные тенденции в представлениях людей о природе и причинах здоровья как четыре квадранта при графическом представлении концепции [8].

Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья [4].

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. Особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Считаем целесообразным внесение в человеческую жизнь элементов здравотворчества, регуляции, оснащая молодежь привычками и навыками, способствующими оптимизации психоэмоциональных состояний и формированию ценностного отношения к здоровью. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.

Таким образом, отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего психического или физического состояния.

Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов. Решение этой проблемы очень важно для любого человека, но особую значимость она имеет для взрослого человека. Современные взрослые представляют собой основной потенциал трудового и популяционного ресурсов нашей страны, от «качества» которого зависит будущее как отдельного человека, так и нации в целом.

В то же время следует отметить, что для взрослых характерно проявление негативных тенденций в состоянии здоровья. Так, общая заболеваемость россиян увеличилась на 55%. Максимальные темпы прироста отмечены по болезням костно-мышечной системы – в 3,8 раза, болезням эндокринной системы – в 3,2 раза, болезням репродуктивной сферы – в 3,1 раза. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет 44,7%, на втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств (12,7%). В последние годы значительно возросло число болезней эндокринной и мочеполовой систем, значимость которых особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции организма. Это характеризует большую вероятность осуществления неблагоприятного прогноза здоровья населения России на ближайшее десятилетие, и делает особенно актуальным проблему формирования адекватного психологического отношения человека к своему здоровью.

Литература:

1. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии [Текст] / О. О. Андронникова. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014. – 264 с.

2. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Э. Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2013. – 446 с.

3. Васильева, О. С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, в психологической науке и обыденном сознании [Текст] / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Мини-Тайп, 2010. – 480 с.

4. Ведехина, С. А. Клиническая психология [Текст] / С. А. Ведехина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 174 с.

5. Масияускене О. В. Валеология [Текст] / О. В. Масияускене. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 251 с.

6. Мишина Т. Н. Психологическая культура Вуза. Монография. – Минеральные Воды, изд. ООО «Полиграфпром», 2012. – 224 с.

7. Мишина Т. Н. Психологические основы формирования семьи. Монография. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ. 2015. – 272 с.

8. Парфёнов, Ю. А. Основы клинической психологии [Текст] / Ю. А. Парфёнов, В. А. Кулганов, В. Г. Белов. – CПб.: Питер, 2013. – 464 с.

9. Петрова, Р. Гендерология и феминология: учебное пособие [Текст] / Р. Петрова. – М.: Дашков и К, 2014. – 271 с.

10. Прохорова, Э. М. Валеология [Текст] / Э. М. Прохорова. – М.: Инфра-М, 2014. – 255 с.

11. Рассел, Дж. Валеология [Текст] / Дж. Рассел. – М.: VSD, 2012. – 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, отношение, внутренняя картина здоровья, избирательная связь личности, Ананьев, здоровье людей, окружающая действительность, оценка индивидом, причина здоровья, психологическая наука.


Задать вопрос