Психологическое здоровье в контексте государственной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Шаповал, А. Н. Психологическое здоровье в контексте государственной службы / А. Н. Шаповал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97373/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье поднимается вопрос значимости исследования психологического здоровья государственных служащих.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, государственные служащие.

Значение здоровья в жизни общества сегодня приобретает все больший вес. Органичность и эффективность работы многих социальных институтов зависит от физического и психического благополучная трудящихся единиц, а качество государственной устройственности во многом обусловлено уровнем психологического здоровья государственного служащего.

Государственная служба — это важнейший институт государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными обеспечивать проведение в жизнь принятых решений.

Профессиональная деятельность сотрудников государственной службы отличается высокой нервно-психической напряженностью, обусловленной воздействием многочисленных стресс-факторов, кроющихся в самой специфике работы в государственном аппарате. Строгая вертикальная дисциплина, давление определенных социальных норм, соблюдение жестких авторитарно-бюрократических требований и ограничений, связанных с замещением государственной должности, высокая коммуникативная насыщенность труда, необходимость принятия ответственных решений в сжатые сроки, высокая динамичность изменения должностного статуса и др., — все это способствует повышению уровня тревожности, росту чувства неудовлетворенности, а также развитию хронической усталости. В свою очередь, это отрицательно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности и может стать причиной психологического кризиса.

При этом, к факторам, провоцирующим различные психологические деформации относятся повседневные психоэмоциональные перегрузки, государственная ответственность за результаты работы, значительная диспропорция между психическими затратами и личностными возможностями, недостаточно высоким социальным статусом, дефицитом времени, остающегося для семьи, отдыха и восстановления здоровья.

Возникающие психологические деформации под действием условий профессиональной среды влекут неизбежное изменение не только психических, но и физических процессов организма, приводят к формированию негативных психических качеств, изменяющих отдельные черты личности.

Поэтому одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и социальной практикой, является исследование проблем и повышение уровня психологического здоровья служащих государственных органов власти.

Оценив взгляды представителей психологической науки на проблему развития и формулирования критериев психологического здоровья, можно констатировать, что понятие «психологическое здоровье» нередко употребляется в равном значении «психическому здоровью», однако данное заключение не стоит признавать столь оправданным, по меньшей мере, с той точки зрения, что устранение проблем психического характера требует приложения больших усилий, сводящихся к оказанию медицинской помощи.

Вместе с тем понятия: «психологическое здоровье», «психологическое благополучие», «субъективное благополучие», «индекс счастья», «жизнестойкость», «удовлетворенность жизнью» и некоторые сопоставимые другие активно эксплуатируются в современной медицине, социологии, психологии и в других науках [1, с. 7–16].

Междисциплинарность проблемы психологического здоровья предполагает расширение и обогащение как соответствующего понятийного аппарата, так и релевантной фактологии; систематизацию и обобщение сопоставимых закономерностей, теорий и концепций, а также технологий практической работы в данной области [2, с. 3].

Соглашаемся, что сегодня психологическое здоровье относится к личности и представляет собой совокупность психических свойств человека, которые постоянно развиваются. Эти свойства помогают личности найти свой путь, который позволит ей выполнить некую жизненную цель, а также приводят в гармонию потребности отдельно взятой личности и общества в целом [3, с. 12–17].

В качестве основных показателей психологического здоровья личности исследователи называют, во-первых, способность личности доверять себе, принимать факт собственного существования, осуществлять жизнедеятельность, исходя их своих ценностей; во-вторых, умение справляться со своими эмоциональными трудностями, наличие системы ценностей, полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности и др. [4, с. 22–26].

Как показывает практика при подборе кадров на государственную службу предъявляются требования к компетенциям и профессиональному уровню потенциального служащего, ограничиваясь формальным соблюдением условий по предоставлению медицинских справок.

Так, вопрос здоровья и здорового образа жизни при формировании кадрового состава государственных структур остается за пределами надлежащей оценки. Более того действующей системой правовых регламентаций на законодательном уровне проверка и поддержание надлежащего уровня психологического здоровья вовсе не предусмотрено, а система инициатив расходится с духом самой государственной устройственности в России.

При изучении взглядов на проблемы психологического здоровья личности нашему вниманию предстала позиция психологов относительно причиной обусловленности всех психологических проблем, сводящаяся к психологической неграмотности и психологическому нездоровью. То есть либо какие-то проблемы у человека возникают из-за того, что человек чего-то не знает или не умеет, либо у человека нет достаточных психологических качеств и инструментов построения взаимоотношения с собой и окружающим миром.

Данное с определенной степенью практической значимости представляет определенный интерес и в том числе в спектре исследования психологического здоровья государственного служащего, поскольку вышеприведенные факторы, по намешу мнению, находятся в прямой зависимости и психологическая грамотность помогает нам адаптироваться в новой среде; — видеть какие-то ролевые, ситуационные, позиционные изменения; — помогает переделать, подкорректировать, переформировать, доформировать себя исходя из тех изменений, которые произошли в ролях, позициях и ситуациях.

Психологи выделили некоторые качества, которые позволяют более-менее точно определить качество психологического здоровья. Психологически здоровые люди:

  1. Реально оценивают происходящее вокруг.
  2. Воспринимают человека таким как он есть, без преувеличений.
  3. Ведут себя спонтанно, т. е. делают то, что хочется и когда хочется. При этом их поведение может не соответствовать некоторым общепринятым правилам.
  4. Не винят себя за ошибки или когда кто-то попадает в неловкие ситуации.
  5. Эти люди нуждаются в одиночестве. Они хотят отдохнуть от суеты.
  6. Они являются свободными и не любят, когда их обременяют.
  7. Это духовные люди [5, с. 6–9].

В качестве параметров качества психологического здоровья личности выступили самоактуализация, психологическое благополучие, копинг-стратегии, психологические защиты. Характер проектирование жизненных перспективы определялся посредством измерения событийной наполненности, глубины планирования, эмоциональной оценки [6, с. 121–126].

Автоматизированный режим работы в том числе в системе государственных структур неизбежно приводит к сидячему образу жизни, что не может не провоцировать пагубное воздействие на физическое здоровье человека и вместе с тем способствовать провокации нарушения уровня психологической стабильности личности.

В данном контексте интересен опыт социологического и психологического эксперимента по исследованию образа жизни и здоровья государственных служащих Великобритании, представленный в одной из научных статей, посвященных исследуемой проблематике [7, с. 17–20].

Так в исследовании приняли участие более 5000 государственных служащих, которые в конце 90-х годов представили информацию о своем среднем времени, проведенном в сидячем положении, занимаясь различными видами деятельности, такими как работа, просмотр телевизора или другие виды досуга. Исследование охватывает временной промежуток в 16 лет, для целей глубокого охвата аудитории служащих, и для того чтобы посмотреть, не увеличивает ли сидячий образ жизни, несбалансированный распорядок дня на риск смерти от тех или иных причин, связанных со здоровьем.

Полученные результаты не позволили предположить, что респондент может регулярно сидеть в течение длительного периода времени и не заниматься спортом, но при этом поддерживать хорошее здоровье. Сидячий образ жизни не может напрямую увеличить риск смерти, но это может способствовать риску развития хронических заболеваний, таких как ожирение, диабет 2 типа, инфаркт, которые могут иметь неблагоприятное влияние на качество жизни.

Таким образом, исследованием подтверждается важность активной деятельности днем, которая оказывает положительное влияние на психическое благополучие, улучшая настроение, снижая стресс и предотвращает депрессию.

Однако современные исследования практически не касаются состояния здоровья и образа жизни отдельных социальных групп, практически не ведется исследований относительно состояния здоровья государственных служащих в России. Важность британских исследований заключается не только в продолжительном периоде наблюдений за состоянием здоровья государственных служащих (в течение 16 лет), но практически единственным социологическим и лонгитюдным исследованием в данной области за последние десятилетия.

В свою очередь, опыт России в вопросах исследования проблем психологического здоровья государственных служащих не характеризуется обширностью и распространенностью, что скорее обусловлено отсутствием непосредственной заинтересованности правящих институтов в работе в подобном направлении и тем более финансировании таких исследований, поскольку, с одной стороны, обнаружение проблем укажет на несостоятельность механизма по подбору кадров и (или) «условиям труда», что потребует реформирования, с другой — выявит ряд специалистов с нарушением психологического здоровья и встанет вопрос, «что делать с такими специалистами и пригодны ли он к дальнейшей службе?», что также потребует своей проработки и соответственно финансирования.

На примере мониторинга психического здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту [8, с. 22] можно убедиться в абсолютной незаинтересованности правящего механизма в борьбе за благополучие трудового ресурса; при выявлении недостатков в психическом здоровье, военнослужащие были отстранены от дальнейшего прохождения службы без оказания какого-либо содействия в восстановлении психического здоровья.

Исследование проблем психологического здоровья государственного служащего с каждым годом становится еще более актуально, как в свете роста интереса к проработке механизмов обеспечения психологического благополучия каждой отдельной личности, так и повышении качества психологической адаптации госслужащего к специфике рабочей среды.

Литература:

  1. Bovina Inna B. Health and illness in the Russian context: some socio-psychological comments // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2017. Т.2 № 1.
  2. Акопов Г. В., Белоус А. В. Внутренняя коммуникация личности и эпидемиологические исследования психологического здоровья / Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 10 ноября 2020 г. / под ред. И. В. Белашевой, Н. В. Козловской, А. С. Лукьянова, Э. В. Терещенко. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020.
  3. Белоус А. В. Связь показателей внутренней коммуникации личности с самооценкой учебной деятельности студентов // Поволжский педагогический вестник. — 2020. — Том 8. — № 3 (28).
  4. Акопов Г. В., Белоус А. В. Внутренний диалог с позиций двухфакторной модели сознания // Психология диалога и мир человека: памяти Г. В. Дьяконова: сборник научных трудов / под ред. Л. Г. Дмитриевой, Т. И. Пашуковой. — Том 3. — Уфа, 2019.
  5. Армейская Д. А. Проблема психологического здоровья // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2017.
  6. Ральникова И. А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15).
  7. Ким О. Л., Большаков С. Н., Чекалев М. И. Здоровьесберегающие стратегии государственных служащих: опыт Великобритании // Экономика и политика. 2020. № 2 (16).
  8. Гончаренко А. Ю. Система мониторинга психического здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: Автореф. дис. … доктора медицинских наук/ Воен. –мед. акад. им. С. М. Кирова. Санкт-Петербург. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, состояние здоровья, государственная служба, психическое здоровье, психологическое здоровье личности, сидячий образ жизни, служащий, образ жизни, психологическое благополучие, Россия.


Похожие статьи

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

В данной статье рассматривается понятие социального самочувствия. Автор раскрывает подходы исследователей к данному явлению, определяет критерии социального самочувствия и приводит результаты исследования на примере одного из высших учебных заведений...

Проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи

В статье авторы анализируют проблему физического и психического здоровья современной студенческой молодежи, способы укрепления здоровья, связь здоровья с характеристиками темперамента.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Основы психического здоровья и психосоматическая физическая тренировка

В статье освещаются основы психологического здоровья личности. Рассматривается генезис психологического здоровья человека в процессе онтогенеза.

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Похожие статьи

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

В данной статье рассматривается понятие социального самочувствия. Автор раскрывает подходы исследователей к данному явлению, определяет критерии социального самочувствия и приводит результаты исследования на примере одного из высших учебных заведений...

Проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи

В статье авторы анализируют проблему физического и психического здоровья современной студенческой молодежи, способы укрепления здоровья, связь здоровья с характеристиками темперамента.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Основы психического здоровья и психосоматическая физическая тренировка

В статье освещаются основы психологического здоровья личности. Рассматривается генезис психологического здоровья человека в процессе онтогенеза.

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Задать вопрос