В статье автор раскрывает сущность феномена «психологическое здоровье», раскрывает его специфику по отношению к понятию «психическое здоровье», выделяет основные компоненты и критерии психологического здоровья.
Ключевые слова: психологическое здоровье, структурная система психологического здоровья, психическое здоровье.
В современном научном мире понятие «здоровье» имеет множество смысловых трактовок и структурных взаимосвязей. В общем виде Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье следующим образом: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [6]. Кроме того, сегодня в психологических исследованиях и сам человек рассматривается с позиции сложной системы, состоящей из биологического, психологического и социального уровней. Феномен психологического здоровья, таким образом, является важнейшей составляющей полноценного функционирования человека и его успешного развития.
Психологическое здоровье — сложное, многогранное понятие, не имеющее сегодня однозначного и общепринятого определения у большинства учёных. С таких западных учёных, как А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, представляющих гуманистический подход, начинается постановка и разработка проблемы психологического здоровья. Они предприняли попытки создать первые психологические модели здоровой личности и, таким образом, задачи курс на систематическое изучение психологического здоровья в целом.
Г. Олпорт видел проявление психологического здоровья человека в наличии широких границ Я, эмоциональной стабильности и тёплых социальных отношений. К. Роджерс рассматривал психологически здорового человека через формирующуюся Я-концепцию и «полноценно функционирующую личность» [6].
Наиболее подробно и структурированно концепцию здоровья «о психически здоровом индивиде» представил А. Маслоу, выделяя два главных компонента психологического здоровья: самоактуализацию (или самореализацию) и стремление к формирующимся через неё гуманистическим ценностям. Автор считает, что важным условием самоактуализации является реализация скрытых способностей и поиск верного представления о самом себе. Самоактулизрующаяся личность отличается наличием следующих качеств: решительность, автономия, открытость новому опыту и отсутствие страха перед ошибками, принятие других людей, альтруизм, наличие творческого потенциала, чувствительность к прекрасному [6].
Значительный вклад в изучение феномена психологического здоровья внесли и такие отечественных психологи, как В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, А. И. Пахальян, Ю. М. Забродин, Ю. И. Родин, О. В. Хухлаева, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов, Е. И. Исаев, Г. А. Цукерман и др.
Непосредственно сам термин «психологическое здоровье» был включен в научный оборот советским и российским психологом И. В. Дубровиной в 1987 году. Согласно определению автора, психологическое здоровье представляет собой совокупность психических свойств личности в динамической связи, которые обеспечивают её согласованное и гармоничное состояние, что позволяет человеку полноценно функционировать в обществе [4].
Анализируя феномен психологического здоровья, И. В. Дубровина одна из первых увидела необходимость в разграничении терминов «психологическое» и «психическое» здоровье. Учёный-психолог отмечает, если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.
Схожая позиция обнаруживается у В. Э. Пахальяна, утверждающего, что психическое здоровье представляет собой баланс психический свойств и процессов, в то же время психологическое здоровье, по его мнению, это «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности» [7].
Тем не менее, ученые отмечают, что психическое здоровье создаёт основу для психологического здоровья, являясь его необходимым, хотя далеко не главным условием. В первую очередь имеется ввиду непосредственное влияние врождённых особенностей психики, таких как тип высшей нервной деятельности, развитие сенсорных систем, моторно-двигательной активности и т. п. Так, например, О. В. Хухлаева подчёркивает тесную связь между психическим и психологическим здоровьем человека: «…психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» [8, с. 9].
Психологическое здоровье, по мнению В. И. Слободчикова и А. В. Шувалова, опирается на развитие онтогенеза согласно с той возрастной нормой, которая будет считаться наилучшим вариантом для человека на определенном этапе взросления [2, с. 77].
Помимо сложности и многогранности термина «психическое здоровье», существуют неопределенность вопроса, касающегося критериев и структуры данного феномена. Тем не менее, существует тяготение к построению интегративной модели психологического здоровья.
В своей труде «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» вышеназванные учёные представляют психологическое здоровье человека как структурную систему, имеющую три взаимодополняющих и взаимосвязанных друг с другом компонента: потребностно-мотивационный, инструментальный и аксиологический, [5, с. 387].
В аксиологический компонент В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов включают в первую очередь осознание ценности своего «Я» и «Я» остальных людей, что проявляется через позитивное, уважительное и толерантное отношение к себе и окружающему миру.
Инструментальный компонент включает в себя способность человека к самопознанию и самосовершенствованию с помощью главного «инструмента» — рефлексии, которая приближает личность к более глубокому понимаю причин собственных поступков и действий окружающих людей, что, в свою очередь, даёт возможность человеку свободно, открыто и без вреда по отношению проявлять себя в мире [5, с. 388].
Потребностно-мотивационный компонент содержит необходимость человека проявлять себя как субъект своей жизнедеятельности, другими словами, потребность в саморазвитии и самоактуализации. Наличие данного компонента подразумевает принятие ответственности за последствия собственных действий, наличие активной позиции и активных социальных контактов.
Таким образом, структура феномена психологического здоровья раскрывается авторами через три главных компонента, находящихся в динамическом взаимодействии: понимание и ценностное отношение к собственному «Я» и «Я» других людей, позитивная личностная рефлексия, наличие потребности в самоактуализации и саморазвитии.
О. С. Васильева обобщает основные критерии психологического здоровья, формируя представление полной картины данного феномена: телесное здоровье; баланс и гармония между телесными и психическими, интеллектуальными и эмоциональными составляющими личности; наличие определенного уровня созданной культуры здоровья; ценностное самоотношение и признание ценности окружающих людей; ориентация на постоянное саморазвитие и самореализацию; базовое доверие к окружающему миру; стремление к теплым социальным отношениям; высокий уровень адекватной саморегуляции, высокий уровень морального сознания и наличие развитой этической системы [3].
Как мы видим, к сегодняшнему дню научные психологические исследования располагают большим объёмом знаний в области психологического здоровья человека, включая представления о его содержании, роли и значении в индивидуальной и общественной жизни. Вместе с тем можно заметить необходимость в дальнейшем уточнении структурных компонентов термина «психологическое здоровье», его критериев и ключевых особенностей.
Литература:
- Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев — СПб.: Речь, 2006. — 384 с.
- Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья / Т. И. Безлугая // Калининградский вестник образования. — 2020. — № 2. — С. 74–84.
- Васильева О. С. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Academia, 2001. — 343 с.
- Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования.– 2009. — № 3. — С. 17–21.
- Жесткова Н. А. Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека» / Н. А. Жестакова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2018. — № 3 (35). — С. 384–392.
- Лебедева Ю. В., Меламед С. И. Особенности рефлексивности младших и средних подростков // Психологическое сопровождение в системе образования: сборник научных трудов по материалам Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире» / науч. ред.: Б. Ю. Берзин, Э. Э. Сыманюк. Екатеринбург, 2015. — С. 103–113.
- Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей/ В. Э. Пахальян // Прикладная психология. — 2002. — № 5–6. — С. 83–94.
- Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001. — 208 с.