Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Садчикова, Я. О. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды / Я. О. Садчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104448/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса является важным показателем психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, психологическая безопасность, участники образовательного процесса, образовательная среда.

The article analyzes the concepts of «psychological health», «psychological safety of the educational environment», presents a theoretical justification for their relationship. It is concluded that the psychological health of participants in the educational process is an important indicator of the psychological safety of the educational environment.

Keywords: health, psychological health, psychological safety, participants in the educational process, educational environment.

В современных исследованиях все чаще понятие «здоровье» понимается широко, не ограничиваясь характеристиками физического состояния человека. Не менее важным становится и психологическое здоровье человека, оцениваемое как фактор его продуктивности, успешности как личности, как обладателя определенной социальной и профессиональной роли.

Под психологическим здоровьем В. Э. Пахальян понимает «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе» [5]. Такое состояние личности может оцениваться и характеризоваться разными параметрами, к числу которых чаще всего относят:

— «адаптивность к окружающей действительности;

— саморегуляция поведения;

— планирование собственных целей деятельности;

— активность личности;

— адекватная самооценка и уровень притязаний;

— тенденция к самосовершенствованию» [2, с. 103];

— позитивное эмоциональное состояние, уравновешенность [3].

Выделение таких параметров создает возможности для конструирования психологического портрета ребенка или человека, обладающего достаточным или недостаточным уровнем психологического здоровья.

Психологическое здоровье выступает объектом внимания и анализа в педагогической практике. Необходимость организации деятельности образовательной организации, направленной на сохранение и поддержание психологического здоровья участников образовательного процесса, отражается в ряде нормативных документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного, начального и остальных уровней образования, Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Участниками образовательного процесса, как правило, являются как минимум три стороны: обучающиеся, их родители и педагоги. Безусловно, значение родителей наиболее велико на дошкольном уровне образования, а на этапе профессионального обучения начинает снижаться, вплоть до минимальных значений, однако и их следует учитывать при раскрытии темы психологической безопасности образовательной среды. В связи с вышесказанным следует анализировать проблему психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Психологическое здоровье обучающихся определяется тем, насколько они активны, мотивированы и позитивны в своей деятельности, в каком эмоциональном состоянии находятся и способны ли они его регулировать, насколько легко адаптируются к новым условиям — требованиям образовательной организации, условиям обучения, ученического коллектива, к среде в целом. Психологически здоровые обучающиеся, соответственно, — это обучающиеся, занимающие активную социальную позицию, не тревожные, неконфликтные, неагрессивные, владеющие собой (своими эмоциями и поведением), имеющие адекватную самооценку и адекватную систему ценностей, сформированные коммуникативные навыки, организаторские умения, умеющие справляться со сложными и конфликтными ситуациями, стремящиеся к постоянному развитию, а потому они более результативны в учебной деятельности и общественных делах, более принимаемы в детском и подростковом сообществах.

В современных исследованиях уделяется внимание как психологическому здоровью обучающихся в целом, так и отдельным категориям. Наиболее уязвимыми, к примеру, являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся-мигранты, обучающиеся из неблагополучных семей и др. Социальная ситуация развития таких категорий обучающихся определяет формирование особых психологических характеристик, создающих риски для их психологического здоровья (например, тревожность, агрессивность, использование неконструктивных копинг-стратегий).

Психологическое здоровье родителей обучающихся определяется тем, насколько активную и одновременно конструктивную роль они занимают в процессе воспитания и психологической поддержки своих детей, насколько сформированными психолого-педагогическими компетенциями они обладают, в каком состоянии они находятся, насколько удовлетворены своей жизнью. Так или иначе акцент делается на том, как их психологическое здоровье оказывает влияние на психологическое здоровье детей. Психологически здоровые родители обучающихся, соответственно, — это родители, которые знают индивидуальные и возрастные особенности, потребности своих детей, владеют умениями адекватно воспитывать и оказывать психологическую поддержку, содействовать социализации детей, имеют конструктивные родительские установки, создают благоприятную для психологического здоровья детей внутрисемейную атмосферу и обстановку.

Психологическое здоровье педагогов определяется тем, насколько они удовлетворены своей профессиональной жизнью и развитием, как справляются с физическими, интеллектуальными и психоэмоциональными нагрузками, с возникающими стрессовыми и конфликтными ситуациями. Психологическое здоровье педагогов является сдерживающим фактором в развитии их профессиональных деформаций, в частности, эмоционального выгорания. Психологически здоровые педагоги имеют достаточный уровень удовлетворенности своим трудом и жизнью в целом, находятся в положительном эмоциональном состоянии, принимают себя, осознают свои достоинства и недостатки, уравновешенны, стрессоустойчивы и владеют конструктивными копинг-стратегиями, склонны к рефлексии, стремятся к личностному и профессиональному саморазвитию, а потому они хорошо выполняют свои обязанности, справляются с ними, способны к проявлению творчества в труде.

Психологическое здоровье участников образовательного процесса является важным показателем психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность в таком контексте трактуется И. А. Баевой как «… состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 83]. То есть психологическая безопасность предполагает создание особых условий в образовательной среде, снижающих или вовсе нивелирующих риски для психологического здоровья участников образовательного процесса. Для обучающихся такими рисками могут выступать физическое и психологическое насилие, конфликты в образовательной среде и т. д., для педагогов — чрезмерно высокие профессиональные нагрузки, барьеры в профессиональном развитии и т. д.

Актуальность изучения психологической безопасности образовательной среды подкрепляется результатами собственного эмпирического исследования уровня психологического здоровья обучающихся (исследование проводилось 30 обучающихся 9-х классов, с применением методики Филлипса), которое выявило высокий уровень школьной тревожности по таким факторам: «фрустрация потребности в достижение успеха» (40 % опрошенных), «страх ситуации проверки знаний» (53 % опрошенных), «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (33 % опрошенных). Результаты исследования свидетельствуют о повышенной школьной тревожности у обучающихся и ставят актуальную задачу разработки программы их сопровождения с целью оптимизации психоэмоционального состояния в образовательной среде, что выступает следующим этапом нашего исследования.

Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды как методический конструкт, как система мероприятий имеет своим целевым ориентиром и одновременно показателем сохранение и поддержание психологического здоровья участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Баева, И. А Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. — Санкт-Петербург, 2002. — 271 с.
  2. Горбунова, Н. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор сохранения психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. Е. Горбунова, Г. К. Труфанова // Science Time. — 2015. — № 7(19). — С. 102–105.
  3. Елисеева, О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности / О. А. Елисеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2011. — № 132. — C. 368–375.
  4. Кулюкина, М. А. Психологическое здоровье педагога и обучающихся / М. А. Кулюкина, Д. А. Шашков // Аллея науки. — 2019. — Т. 1, № 10(37). — С. 905–909.
  5. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 294 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, образовательный процесс, психологическое здоровье, психологическое здоровье участников, обучающийся, психологическое здоровье обучающихся, адекватная самооценка, образовательная организация, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Задать вопрос