В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.
Для любой системы характерно развитие и изменение. Структурным изменениям подвержены все взаимоотношения в нашем социуме. Резкое развитие информационных и компьютерных технологий несомненно также оказывает влияние на эти изменения. Данные технологии проникают во все сферы жизни человека и, в том числе, в семейные отношения.
Компьютеры, планшеты, смартфоны и другие «гаджеты» в современном мире, — одни из самых интересных и доступных предметов для ребенка. Особый интерес для детей эти вещи представляют в том числе и потому, что находятся в центре внимания взрослых.
В развитых странах в среднем как минимум каждый второй ребенок дошкольного возраста пользуется планшетом или смартфоном [2].
Дети воспринимают их как данность и без труда их осваивают. Нередко это происходит быстрее, чем дети начинают читать, а иногда даже говорить. В связи с этим многие исследования современного детства посвящены изучению цифровизации детства, влиянию использования информационных коммуникационных и других компьютерных технологий на развитие психики ребенка (Смирнова Е. О., Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Поливанова К. Н., Фельдтейн Д. И. и др.).
Тем не менее, до сих пор тема взаимосвязи проблем в детско-родительских отношениях и цифровизации общества изучена недостаточно.
Современные родители обеспокоены влиянием гаджетов: игровой зависимостью, подменой нормальной реальности на виртуальную, девиантными сообществами в социальных сетях, доступностью непроверенной информации. Многие родители отмечают, что дети совсем с ними не общаются, «им лишь бы в телефоне сидеть». Сами технические устройства — гаджеты и девайсы — также часто становятся причинами раздоров и конфликтов между детьми и родителями. Но еще более существенным оказывается тот факт, что под влиянием цифровых технологий происходит реконструирование детско-родительских отношений.
Традиционно к исследованиям особенностей детско-родительских отношений обращено внимание социальных психологов. С точки зрения социологов, этот социальный феномен определенным образом способен повлиять на ход социального развития.
Так, согласно мнению С. Н. Майоровой-Щегловой, форматы складывающихся детско-родительских отношений, доминирующих в настоящем, являются неким ресурсом развития социума в будущем [1, с. 55–61].
Именно этому ресурсу и посвящена данная статья.
Был проведен опрос с целью узнать мнение родительского сообщества о влиянии цифровизации общества на психологический климат в семье. Опрос проводился в общеобразовательном учреждении среди родителей обучающихся. В опросе приняли участие 52 родителя детей в возрасте от 6 до 17 лет. 100 % родителей отметили, что испытывают тревожные чувства в отношении цифровых изменений в мире и их влиянии на детей, а 36 % отметили крайне высокий уровень этой тревожности.
42 % опрошенных родителей считают, что цифровизация общества отрицательно влияет на психологический климат в семье.
В современном обществе наблюдается тенденция к резкому снижению времени, проведенного семьей совместно — это время заменяют гаджеты и цифровое общение. Даже общение с детьми «отцифровывается», часто родители получают информацию о детях не от них самих, а с цифровых устройств — «умных» браслетов, приложений в телефоне, и так далее.
Тревожно, что виртуальная реальность становится для детей заменителем доверительного общения с родителями — 46,2 % подростков отметили, что у них есть проблемы, которые им легче обсудить в Интернете, нежели с родителями. Многие рассматривают времяпрепровождение в Сети как средство абстрагирования или терапии стрессов после ссор, неприятных разговоров (11,9 % — всегда, 20,5 % — часто, 30,4 % — иногда, 19,1 % — редко). По данным исследования С. Н. Майоровой-Щегловой, уровень доверия является ключевым критерием оценки качества детско-родительского взаимодействия [4, с. 65].
Гордон Ньюфелд отмечает: «Все это погружение детей в информационно-компьютерные технологии изменяет традиционные взаимоотношения родителей и детей. Привычным источником знания, а порой собеседником и наставником для современных детей становятся гаджеты с различными встроенными приложениями — «окей, google», Siri, Алиса, которые все чаще играют роль посредников между детьми и родителями» [3].
Есть и еще одна сложность, связанная с информационными технологиями — это доступность информации. До активной цифровизации общества родитель был неоспоримым авторитетом для ребенка и по определению обладал большим количеством информации. Сейчас многие родители отмечают снижение своего влияния, повышенной осведомленностью детей, что, конечно, не может не сказываться на выполнении родительских функций, а значит, сказывается и в целом на детско-родительских отношениях.
Ситуация усложнения семейных взаимоотношений также связана с большим количеством непроверенной и противоречивой информации, доступ к которой получают как дети, так и родители. Такая информация оказывает влияние на уверенность в своих действиях родителей, что ведет к парентификации.
Но только ли информационные и компьютерные устройства мы можем винить в изменении модели детско-родительских отношений?
51 % родителей считают, что цифровизация общества никак не влияет на психологический климат в семье, а 7 % даже уверены, что влияет положительно.
И действительно, несмотря на сильные изменения в обществе, основные потребности детей — в безопасности, во внимании, в любви и поддержке, и прочее — остались неизменные. И эти потребности не сможет удовлетворить гаджет.
Проблема парентификации связана с беспомощностью, неспособностью родителя проживать и контейнировать свои эмоции, и эта модель семейных отношений может присутствовать и без влияния технологий.
Технология сама по себе не может быть плохой — вопрос лишь в том, кто и как ее использует. Обществу и родителям необходимо понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость, которые могут обеспечить только близкие взрослые.
Из положительных аспектов влияния цифровизации на детско-родительские отношения мы можем отметить доступность информации о детской психологии, что позволяет родителям без получения дополнительного образования сформировать общие представления о развитии психики своего ребенка, об этапах взросления. Еще одним аспектом можно выделить доступность общения даже в случае разлуки детей и родителей. Несомненно, цифровое общение не заменит личное, но в случае вынужденной невозможности увидеться, общение через гаджеты позволит сохранить взаимосвязь. Конечно, это работает в случае, если до разлуки были сформированы здоровые детско-родительские отношения.
Безусловно, мы может отметить возрастающий уровень тревожности родителей на тему цифровизации общества и влиянии этого на семейные отношения. Систематическая информационно-просветительская работа поможет снизить в родительском сообществе уровень тревожности и уменьшить таким образом негативное влияние технологий на детско-родительские отношения. На наш взгляд, взрослым необходимо делать упор на информационное самообучение, самоконтроль, развитие собственных родительских компетенций и расширение кругозора.
Литература:
- Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2018. № 4 (52).
- Нечаева, О. С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования дошкольниками гаджетов / О. С. Нечаева. — Текст: электронный // https://psychlib.ru/: [сайт]. — URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/NechayevaOS_2021/NechayevaOS_5.pdf#page=1 (дата обращения: 28.12.2022).
- Ньюфелд, Г. «Как растить детей в век цифровых технологий» / Г. Ньюфелд. — Текст: электронный // https://changeonelife.ru/: [сайт]. — URL: https://changeonelife.ru/articles/gordon-n-yufeld-kak-rastit-detej-v-vek-tsifrovy-h-tehnologij/ (дата обращения: 28.12.2022).
- Янак, А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности / А. Л. Янак. — Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2021. — № 1.