Мотивация при обучении и родительское влияние: комплексный подход к преодолению неуспеваемости младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XCIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2025)

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Г. С. Мотивация при обучении и родительское влияние: комплексный подход к преодолению неуспеваемости младших школьников / Г. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/528/18822/ (дата обращения: 16.01.2025).



Ключевые слова: младшие школьники, неуспеваемость, мотивация к учению, родительское влияние, семейные отношения, психологический тип родителей, социальные факторы, стили родительского отношения, комплексный подход.

Современное образовательное пространство сталкивается с множеством вызовов, среди которых неуспеваемость младших школьников по предметам, в частности по русскому языку, занимает одно из центральных мест. Неуспеваемость, зачастую, является следствием множества факторов, влияющих на мотивацию учения. Важно осознавать, что мотивация школьников — это многогранное и динамическое явление, которое требует комплексного подхода к его изучению и коррекции.

Одним из ключевых компонентов мотивации является влияние со стороны родителей, что делает необходимым исследование семейного контекста и родительских установок в отношении учёбы. В данной статье будут описаны результаты исследования учащихся 4 класса Чкаловской школы-интерната, обучающихся по адаптированной образовательной программе варианта 7.2 с помощью таких диагностических методик как: методика оценка школьной мотивации Н. Г. Лускановой для выявления различных уровней мотивации у младших школьников, а также «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман) и анкета «Психологический тип родителя» (B. B. Ткачева), которые помогают понять эмоциональную атмосферу в семье и взаимосвязи, влияющие на самочувствие детей в образовательном процессе. Не менее важным является применение теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, который позволяет исследовать установки родителей к обучению и их влияние на мотивацию детей [2].

В данной статье будет отражена интеграции данных методик для комплексного анализа мотивации учения младших школьников и воздействия семейного влияния на данный процесс. Результаты данной работы могут служить основой для разработки эффективных рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на преодоление неуспеваемости и создания условий для успешного обучения детей. Понимание взаимосвязи между мотивацией, семейным окружением и уровнем успеваемости станет важным шагом на пути к формированию успешной образовательной среды для младших школьников [1].

Для выявления уровня школьной мотивации у учащихся 4 «Б» класса была использована методика Н. Г. Лускановой, которая позволяет эффективно исследовать мотивационные аспекты учащихся. Мы подробно рассмотрим процесс проведения диагностики, включая описание анкетирования, цели, вопросы и общие принципы, согласно которым осуществляется сбор данных. Далее подведём итоги, проанализировав полученные результаты и выделив ключевые группы учащихся по уровню мотивации, что даст нам возможность лучше понять динамику образовательного процесса в классе и выявить области, требующие дополнительного внимания.

На основе проведённой диагностики уровня школьной мотивации по методике Лускановой в 4 «Б» классе Чкаловской школы-интерната г. Щёлково Московской области можно сделать следующие выводы:

Разнообразие уровней мотивации . Результаты исследования, продемонстрированные в рисунке 1, показали, что уровень мотивации среди учащихся неоднородный. Некоторые ученики продемонстрировали высокую мотивацию и интерес к учению, что благоприятно сказывается на их успеваемости. Такие дети обычно активно участвуют в уроках, проявляют инициативу и стремление к знаниям.

Группы с низким и средним уровнем мотивации. Однако среди учащихся выделились группы с низким и средним уровнем мотивации. Это может указывать на существование барьеров, мешающих успешному обучению. Возможные причины этой низкой мотивации включают неблагоприятную социальную среду, проблемы в отношениях с родителями или сверстниками.

Связь с социальным окружением. Предположительно барьерами могут быть как социальные, так и эмоциональные аспекты, взаимодействующие между собой. Низкий уровень мотивации может указывать на необходимость внедрения новых подходов в обучении, направленных на работу с детьми, испытывающими трудности.

Результаты диагностики уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой обучающихся 4 «Б» класса

Рис. 1. Результаты диагностики уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой обучающихся 4 «Б» класса

На основании полученных данных закономерно проведение дополнительного исследования, включая применение такой методики как «Кинетический рисунок семьи», для более глубокого анализа влияния семейных отношений на мотивацию учащихся.

Методика «Кинетический рисунок семьи» применяется для оценки внутрисемейных отношений и эмоционального состояния детей. Она включает в себя две ключевые составляющие: процесс рисования и последующее вербальное интервью. Во время рисования дети изображают свою семью, фиксируя, как каждый из её членов занят повседневной деятельностью.

Процесс диагностики включает:

Инструктаж. Дети получают чёткие указания: «Нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». Это простая формулировка позволяет детям свободно выразить свои эмоции и представления о семье.

Наблюдение. Наблюдающий фиксирует ключевые моменты процесса рисования: последовательность создания элементов, эмоциональные реакции (радость, тревога) и любые комментарии, которые могут повлиять на отношение ребёнка к членам семьи.

Анализ рисунка. Включает как формальные (качество рисунка, расположение элементов), так и содержательные характеристики (отражение деятельности, эмоциональные взаимодействия между членами семьи). Важным фактором является прочтение рисунка на предмет барьеров между фигурами, что может сигнализировать о конфликтности в отношениях.

Вербальное интервью. Также после завершения рисунка следуют вопросы, направленные на выявление ролей и отношений между членами семьи, что дополнительно помогает понять эмоциональный подтекст.

Таким образом методика КРС позволяет не только оценить уровень эмоционального комфорта ребёнка в семье, но и выявить возможные ресурсные и проблемные аспекты, которые могут влиять на его успеваемость и отношение к учебному процессу. Результаты такой диагностики могут стать основой для проведения коррективных мероприятий как в семье, так и в образовательной среде.

На основе анализа результатов, представленных на рисунке 2, можно сделать следующие выводы о внутрисемейных отношениях учащихся 4 «Б» класса с учётом того, что большинство учеников продемонстрировали признаки конфликтности в семье.

Результаты диагностического исследования «Кинетический рисунок семьи» учеников 4 «Б« класса

Рис. 2. Результаты диагностического исследования «Кинетический рисунок семьи» учеников 4 «Б« класса

Высокий уровень конфликтности . Результаты диагностики показывают, что значительное количество учащихся изобразили своих родителей и других членов семьи в конфликтах или негативной динамике взаимодействия. Чаще всего эти конфликты проявлялись в рисунках через напряжённые позы, отсутствие контакта между фигурами и использование агрессивных цветовых решений (например, красный или чёрный).

Недостаток эмоциональной поддержки. Учащиеся, изображая свои семьи, не включали элементы совместной деятельности и взаимопомощи. Это может свидетельствовать о том, что дети не чувствуют эмоциональной поддержки со стороны родителей. Наличие изображений, где члены семьи выглядят изолированно друг от друга или полное отсутствие ребёнка на рисунке, может указывать на высокую степень отчуждения, что негативно сказывается на их общем эмоциональном состоянии и учебной мотивации.

Влияние конфликтности на успеваемость. Учитывая, что семья является ключевым фактором в формировании личности и мотивации ребёнка, конфликтные отношения могут быть одним из факторов, способствующих неуспеваемости. Эмоциональная нестабильность и неблагоприятный психологический климат в семье могут отрицательно влиять на уровень мотивации детей к учёбе и, как следствие, на их академические достижения.

Необходимость вмешательства . Рекомендуется разработать ряд психологических интервенций и программ для работы с семьями, чьи дети, продемонстрировали высокую конфликтность в отношениях. Работа может быть направлена на разрешение конфликтов, создание более поддерживающей среды и развитие навыков эмоционального интеллекта как у родителей, так и у детей.

В целом, результаты диагностики «Кинетического рисунка семьи» подчёркивают важность анализа семейных отношений как ключевого аспекта, влияющего на успеваемость и эмоциональное благополучие учащихся.

В рамках анализа мотивации учения и влияния родительских установок на успеваемость младших школьников, следующим этапом исследование стало применение теста-опросника родительского отношения, разработанного А. Я. Варга и В. В. Столиным. Данная методика является ключевым инструментом, позволяющим получить более глубокое понимание установок родителей к обучению и их влияние на мотивационные аспекты детей.

Тест-опросник оценивает не только общее отношение родителей к учебной деятельности, но и конкретные аспекты взаимодействия с детьми, такие как уровень поддержки и понимания детей. Данный подход позволит нам сопоставить результаты, полученные в ходе диагностики мотивации учащихся и анализа семейных отношений, с установками их родителей.

Важно отметить, что результаты опросника помогут выявить потенциальные взаимосвязи между стилями родительского отношения и уровнем мотивации к учению у детей. Мы предполагаем, что родители с высокими показателями поддерживающего и поощряющего отношения к учебе могут способствовать более высокой мотивации учащихся, в то время как авторитарные стили могут оказывать негативное влияние на их желание учиться.

Диагностика родителей учащихся 4 «Б» класса по тесту-опроснику показала, что преобладающим типом родительского отношения стал тип «Симбиоз» (66 % — 8 родителей из 12 опрошенных), а также два типа родительских отношений выявили одинаковую статистику — 17 % — 2 человека из 12 опрошенных. Это такие типы как «Авторитарная гиперсонализация» и «Маленький неудачник». Результаты отражены на рисунке 3.

Преобладающие типологии родительского отношения у родителей 4 «Б» класса

Рис. 3. Преобладающие типологии родительского отношения у родителей 4 «Б» класса

При этом в разных типах родительских отношений также прослеживается неравномерность в распределении уровня по данным шкалам, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4.

Уровни проявления шкал родительских отношений у родителей 4 «Б» класса»

Рис. 4 Уровни проявления шкал родительских отношений у родителей 4 «Б» класса»

«Симбиоз»: только один родитель (12,5 %) показал достаточный уровень для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Также один родитель (12,5 %) показал низкий уровень, что говорит о том, данный взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Большая же часть опрошенных родителей с преобладающим типом «Симбиоз» (75 %) показала средний уровень, что говорит о том, что большинство родителей общаются с детьми формально, не отгораживаясь от ребёнка, но и не проявляя должного интереса к его проблемам и потребностям.

«Авторитарная гиперсонализация» : высокие баллы обоих родителей, показавшие приоритетным данный тип общения с ребёнком (100 % — в данном типе) говорят нам, что данные родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

«Маленький неудачник»: появление родителей в данном типе, как в приоритетном также не является положительным фактором. Оба родителя (100 % — в данном типе) показали средний уровень его проявления, что говорит в целом о том, что данные взрослые временами считают ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка временами кажутся взрослому человеку несерьезными.

Таким образом данная диагностическая методика показала наличие позитивных, но в большей степени негативных родительских установок, которые в значительной мере могут затруднить формирование учебной мотивации у учащихся 4 «Б» класса.

На основе проведенного исследования и анализа родительских установок, можно сделать вывод о том, что семейный контекст играет критически важную роль в формировании мотивации к обучению младших школьников. Выявленные типы родительского отношения, такие как «Симбиоз», «Авторитарная гиперсонализация» и «Маленький неудачник», убеждают нас в необходимости более глубокого понимания эмоциональных связей и взаимодействий в семьях, где растут дети.

Для более детального анализа родительских установок и их воздействия на школьников мы будем использовать методику, разработанную В. В. Ткачёвым — «Психологический тип родителя», которая поможет нам выявить потенциальные корреляции между типами родительского отношения и уровнем мотивации у обучающихся 4 «Б» класса.

На основании анализа данных, полученных в ход диагностики психологических типов родителей с использованием анкеты В.В, Ткачёва, можно сделать несколько ключевых выводов.

Во-первых, стоит отметить, что большинство родителей (41,5 %) отнесены к авторитарному психологическому типу. Это свидетельствует о том, что они, скорее всего придерживаются строгих принципов воспитания, нацеленных на подчинение и контроль над поведением ребёнка. Авторитарный подход может накладывать негативный отпечаток на эмоциональное состояние детей, поскольку такие родители могут, зачастую, применять жёсткие формы наказания и не уделать должного внимания эмоциональным потребностям своих детей. Это может привести к снижению у детей внутренней мотивации к обучению и развитию, что в долгосрочной перспективе усложнит взаимоотношения в семье.

Во-вторых, около трети родителей (33,5 %), проявили черты психосоматического типа. Это указывает на наличие у них тревожных состояний и эмоциональной перегрузки, что может сказаться на их способности поддерживать здоровую родительскую роль. Проблемы с психосоматикой могут проявляться в частых переживаниях о здоровье детей и большом количестве тревожных мыслей, что в свою очередь, может передаться детям, формируя у них невротические черты.

К сожалению, 25 % родителей относятся к невротическому типу. Это подчёркивает наличие постоянной тревожности и стремления оградить ребёнка от любых трудностей, что может привести к созданию условий, в которых дети становятся зависимыми и не научатся справляться с жизненными вызовами. Невротический тип родителя также может способствовать формированию низкой самооценки у детей и их неспособности принимать самостоятельные решения.

Таким образом, результаты диагностики показывают наличие в семья учащихся разнообразных подходов к воспитанию, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития ребёнка.

В статье была рассмотрена важная проблема неуспеваемости младших школьников. Особое внимание было уделено многогранности мотивации к учению и значимости родительского влияния на обучающихся. Исследования, которые были проведены с использованием различных методик, таких как: методика оценки школьной мотивации Н. Г. Лускановой, «Кинетический рисунок семьи» и анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёва, позволили выявить различные уровни мотивации учащихся и характер семейных отношений.

Результаты показали, что уровень мотивации среди учащихся варьируется: некоторые дети проявляют высокий интерес к обучению, что не может не коррелироваться с благоприятной социальной средой данных детей и эмоциональной открытостью родителей по отношению к детям. Тогда как другие сталкиваются с низкой мотивацией, что напрямую связано с социальными и эмоциональными условиями в семье.

По результатам диагностики можно рассмотреть следующие рекомендации:

  1. Углубленное обучение родителей . Проведение семинаров, тренингов для них, посвящённых влиянию их поведения и установок на мотивацию и успеваемость детей.
  2. Создание поддерживающей учебной среды . Школы должны активно работать над созданием дружественной и поддерживающей атмосферы, где дети чувствуют себя комфортно и безопасно. Это может включать в себя группы поддержки и программы наставничества.
  3. Индивидуальный подход к учащимся . Необходим дифференцированный подход в обучении и уделение внимания не только академическим, но и эмоциональны и психологическим потребностям детей. Индивидуальные беседы помогут выявить их личные барьеры в учении.
  4. Вовлечение детей в процесс принятия решений. Поощрение учащихся к активному участию в планировании своего образовательного и воспитательного пути, путём участия в разнообразных программах в том числе и социального развития, таких, как, например, «Орлята России».
  5. Систематическое проведение диагностик . Регулярное использование тестов и методик оценки мотивации и семейных отношений позволит своевременно выявлять проблемы и разрабатывать эффективные коррективные меры.
  6. Совместные мероприятия для родителей и детей . Проведение совместных занятий и мероприятий, которые смогут усилить взаимопонимание и доверие в семьях. Возможность родителям и детям работать вместе может улучшить их отношения и повысить интерес к учёбе.

Внедрение данных рекомендаций поможет создать более гармоничную образовательную среду, что в свою очередь будет способствовать улучшению успеваемости младших школьников и формированию их положительной мотивации к учению.

Литература:

  1. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования/ С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 464 с.
  2. Виттенбек, В. К. Педагогический эксперимент в начальной школе: диагностические методики: учебно-методическое пособие / В. К. Виттенбек, Г. П. Иванова, А. А. Марченко. — Москва: РУСАЙНС, 2023. — 140 с.
  3. Кукушкина, О. И., Гончарова, Е. Л. Осмысленное чтение и письмо: диагностика и коррекция трудностей: учебное пособие / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. — Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2024. — 180 с. ISBN 978–5-8290–2191–7