В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.
Ключевые слова: общение, культура, культура общения, культура речи, формирование, развитие, коммуникативно-речевые умения.
Общение является важнейшим условием социализации и реализации потенциала человека. Основы культуры общения закладываются ещё с детства. Поэтому одной из главных задач воспитания детей в школе является формирование культуры общения, которая является частью культуры поведения, выражающейся, главным образом, в речи. Очень важно, чтобы ребёнок в школе научился устанавливать межличностные отношения. Проблема в том, что дети часто не умеют по собственной инициативе вступать и поддерживать межличностные отношения с другими учениками и воспитателями, им сложно выражать свою симпатию или же неприязнь, следствием чего становятся конфликтные ситуации, агрессивное отношение к окружающим, дети часто прекращают общение и замыкаются в себе. Сегодня необходимость решения этой проблемы в рамках дошкольного образования и начального школьного образования очевидна, этим и определяется актуальность темы исследования.
Период в жизни ребёнка с 7 до 10 лет определяется как младший школьный возраст. Основной деятельностью в этом возрасте становится учебная, что определяет изменения в развитии психики детей: происходит перестройка межличностных взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. У окружающих его людей складывается особое отношение к нему: как к человеку, взявшему на себя обязательство. Именно школа, семья и сверстники становятся основными факторами, оказывающими влияние на развитие ребёнка, в том числе речевое развитие [3].
Речевому развитию ребёнка в школе уделяется особое внимание и предъявляются новые требования: речь учащего при ответе на уроках должна быть грамотной, лаконичной, ясной, выразительной. Ребёнок в школе должен правильно строить свою речь, чтобы устанавливать взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Повышенный интерес детей младшего школьного возраста к окружающему миру, их способность общаться, сопереживать, в некоторой мере управлять своим поведением, является важной особенностью их психологического развития (эта способность определяет данный возраст детей как самый благоприятный для формирования культуры общения). Но вместе с тем им необходимо руководство взрослого в своём взаимодействии.
В школе основным фактором социализации ребёнка становится учёба. Но наравне с этим ребёнок включается в процесс освоения социального опыта в форме построения межличностных отношений. Одним из главных объектов познания ребёнка в этом процессе является поведение сверстников и учителя. Полученные знания ребёнок применяет в общении, делает выводы, а постоянная практика общения показывает, какие из его выводов и оценок верны, а какие — ошибочны.
При поступлении в школу ребёнок уже обладает определённым запасом слов и коммуникативными качествами. Но главная задача учителя состоит в формировании навыков и умений речевой деятельности, т. е. в установлении взаимосвязи коммуникативных качеств ребёнка и речевых умений и навыков. Это помогает осознанию явлений языка и речи, усвоению социального опыта, развитию общения и творческих способностей, у ребёнка формируется способность прогнозировать общение, определять социальный статус собеседника, выполнять роль социального партнёра.
Особые затруднения младшие школьники испытывают в овладении устной монологической речью. Это связано с тем, что от говорящего требуется умение связно и последовательно излагать свои мысли, этот процесс усложняется ещё и тем, что младшие школьники не владеют свободно необходимыми для выражения мысли языковыми средствами.
Межличностное общение младших школьников часто ограничено учебным взаимодействием. И здесь в ситуации формального равенства они сталкиваются с разной культурой речевого и эмоционального общения со сверстниками, с отличным чувством личности. Это столкновение приводит к агрессивным реакциям вне учебного взаимодействии детей, плаксивости, прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задач, ребёнок замыкается в себе. Причиной аффекта является неразвитость коммуникативных качеств. Но несмотря на перечисленные трудности, младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения, устанавливающий дружеские связи, а именно умение заводить друзей является важной задачей развития в этом возрасте, это значит, что ребёнок обладает необходимым уровнем коммуникативной компетентности [4].
Характер речевого и экспрессивного общения определяет уровень речевой культуры, которая состоит не только в умении правильно подбирать и произносить слова, но и в наличии в речи волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, уверенности в себе и чувстве собственного достоинства. Важно, чтобы ребёнок представлял собой личность, характеризующаяся такими качествами как: доброжелательность, эмпатия, открытость внешнему миру, инициативность и самостоятельность в различных речевых ситуациях. Всё это способствует развитию речевой культуры ребёнка [1]. Анализ речевого развития детей показывает, что коммуникативно-речевые умения детей нуждаются в формировании, развитии и совершенствовании.
Под формированием относительно к развитию личности человека понимается как «придание окончательной формы», «окончательное развитие». В педагогике и психологии понятие «формирование» дополняет и углубляет понятие развития. Формирование является и процессом развития, и результатом развития человеческой личности. В педагогике под формированием культуры речи понимается процесс целенаправленного и организованного освоения учащимися нормами и правилами речевого общения, которые основаны на уважении, доброжелательности и вежливости, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту [5].
Содержание государственного стандарта начального образования в области формирования речевой культуры младших школьников сводится к формированию у детей умения понятно и ясно выражать свои мысли; умения изъясняться грамотно; умения говорить в соответствии с нормами речевого этикета; умения говорить с интонационной выразительностью.
Для детей младшего школьного возраста сфера общения в обучении очень важна, поэтому для них значимыми являются: умение устанавливать контакт со сверстниками; умение правильно обращаться к сверстникам и взрослым; умение использовать вариативные формы приветствия [2].
Формирование культуры общения у детей младшего школьного возраста должно проводится не только в рамках учебной деятельности, основная цель которой состоит в обучении. Необходимо эту работу перенести в программы внеурочной деятельности школьников, где акцент делается на игровые формы обучения, которые предполагают большую свободу для общения, творческого самовыражения.
Литература:
- Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста / Б. С. Волков. — М.: Кнорус, 2018. — 348 с.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О. М. Казарцева. — М.: Флинта, 2017. — 80 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Красанд, 2019. — 216 с.
- Налимова, Т. А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников / Т. А. Налимова. — Казань: Бук, 2017. — 118с.
- Романова, Н. Н. Словарь. Культура речевого общения / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. — М.: Флинта, Наука, 2019. — 304 с.