Учитель-словесник на уроках внеклассного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлева, В. Ю. Учитель-словесник на уроках внеклассного чтения / В. Ю. Яковлева, Г. А. Сбитнева, Е. Л. Константинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78885/ (дата обращения: 22.12.2024).



Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливают учителей на повышение общей культуры подрастающего поколения, уровня эстетического развития учащихся, на воспитание личности со сформированиями социально значимыми, ценными интересами и потребностями. Особая роль в решении этой задачи принадлежит учителю-словеснику, поскольку преподаваемый им предмет воздействует одновременно на интеллект человека и на его эмоциональную сферу.

В многообразной работе словесника значительное место занимают уроки по внеклассному чтению, организация и проведение которых требует от учителя не только поиска методических решений, но и умения вести доверительный, откровенный разговор с учениками о наиболее важных, волнующих их проблемах.

«Цель уроков внеклассного чтения в школе — развитие, углубление, расширение читательских интересов детей, формирование культуры чтения. Одновременно уроки внеклассного чтения позволяют закрепить приобретенные на уроках литературы умения и навыки работы с художественным произведением» [4:3].

«В рамках учебного предмета главная практическая цель сегодня — отработка путей, методов, форм и приемов организации работы на уроке общения учеников с произведением искусства» [2:31]. Общение с художественным произведением — процесс сложный, но из него ученик под руководством учителя постигает художественную истину через опыт сопереживания. Учителю литературы важно развить этот опыт путем активизации эмоциональной памяти. В этом плане следует ориентировать ученика не только на восхождение эпизодов, оценочные высказывания, но и на воссоздание того эмоционального состояния, в котором он находился во время чтения книги. Нужно помочь ученику — читателю почувствовать музыку стиха, пережить волнение, радость, боль и муку от соприкосновения с чьей-то судьбой, жизнью, и поступком. Здесь уместны вопросы типа: Что тебя взволновало в прочитанной книге? Где и когда при чтении книги было особенно грустно, радостно? Когда в каких обстоятельствах ты хотел помочь герою и почему? Так рождается опыт переживания и сопереживания, без чего не мыслим процесс воздействия литературы на человека.

Первое условие формирования полноценного восприятия произведения к тексту, которое включает в себя два направления: знание содержания текста и формирование умений и навыков его анализа. Исходя из этого правомерно включать в уроки внеклассного чтения задания по определению уровня первичного восприятия текста. Следует продумать систему заданий, которые позволили бы организовать правильное восприятие произведения при самостоятельном чтении выявить глубину и уровень постижения книги. Можно предложить учащимся вопросы и задания типа Какие книги хотел бы перечитать и почему? Какую картину нарисовал бы к данному эпизоду? Как объяснить эпиграф книги, ее название? Ожидал ли ты такой концовки произведения? Выдели эпизод книги в котором по-твоему наиболее полно проявляется характер героя. Сопоставить поведение героя в начале и в конце повести. Какие поступки слова героя заставили тебя задуматься о жизни о себе? «Ориентировочное занятие рассматривается с одной стороны как прием повышения интенсивности восприятия и осмысления художественного произведения с другой- как возможность заинтересовать читателей вызвать желание углубиться в текст, включиться в процесс открытия художественной истины» [4:4].

«Поскольку речь идет о внимании к художественному тексту, надо воспитывать вкус к слову, больше времени уделять выразительному чтению на уроке, «которое незаменимо и для личностного восприятия художественного произведения, а следовательно, для формирования внутреннего мира ученика, и для возбуждения интереса к книге, к писателю, к литературе вообще которое выступает перед школьником как образец осмысленного эмоционального самостоятельного чтения» [1:22].

Как учить школьника выразительному чтению? Здесь уместна совместно с учениками разработка партитуры читаемого текста, установка на передачу при чтении тех или иных чувств, чтение по ролям, прослушивание записей мастеров художественного слова, выразительное чтение самого учителя. Главное, чтобы на уроке звучало слово писателя, волнующее и страстное.

Продумывая систему уроков внеклассного чтения, учитель должен опираться на знание психологических особенностей школьников данного возраста, ясно представлять их читательские интересы, потребности. Допустим, если не учесть, что для семиклассников характерны стремление к объективной самооценке, потребность в самовоспитании, и не подобрать соответствующие книги, воздействие литературы на подростка окажется минимальным. Художественные произведения без ориентации на возраст читателя не смогут выполнить главную свою социальную задачу — воспитание средствами литературы. Чем глубже сила чувств, вызванных прочитанным произведением, тем эффективнее процесс превращения почерпнутых из книг нравственных истин в личностные убеждения. Если проблемы, поднятые автором книги, волнуют читателя, если поступки, мысли, чувства литературных героев заставляют рассуждать, сопереживать — значит встреча с искусством состоялась, она не пройдет бесследно для юного читателя.

Найти книги, созвучные мыслями и чувствам школьников, отобрать их для внеклассного чтения — одна из задач, стоящих перед учителем. Каждый словесник решает ее индивидуально, исходя из уровня литературного развития своих учеников и тех общих воспитательных и учебных задач, которые конкретно на каждом уроке по внеклассному чтению.

Эффективность уроков внеклассного чтения зависит от связи их с уроками, где анализируются произведения, предусмотренные для изучения в классе. Такая связь — основа прочных знаний. Поэтому желательно, чтобы при планировании уроков внеклассного чтения учитель видел место каждого урока по внеклассному чтению в учебном процессе, определял конкретную цель данного урока. Эта связь может проявлять по — разному. Например, после изучения романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» проводится урок внеклассного чтения по поэзии М. Джалиля. Эти уроки объединяются общей темой Великой Отечественной войны. При анализе на уроке повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» возникает вопрос о соотношении исторического материала и художественного вымысла в литературном произведении. Эту же проблему можно обсудить на уроках внеклассного чтения по книгам С. С. Смирнова «Брестская крепость» и М. Прилежаевой «Удивительный год» что даст возможность ученикам глубже осознать суть проблемы. Можно провести урок внеклассного чтения, который ставит своей задачей расширить представление о творчестве того или иного писателя. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» завершается урок внеклассного чтения по произведениям Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». После изучения на уроке темы «Литературная сказка» (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») закономерным будет продолжение разговора об этом жанре на уроке внеклассного чтения.

«Планируя уроки внеклассного чтения, учителю полезно видеть всю систему этих уроков от класса к классу, перспективу всей работы. Примерно половина всех уроков посвящена «сквозным» темам, которые изучаются в каждом классе: тема подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, тема революционного пути страны и т. д. Приступая к планированию уроков по конкретной теме учитель должен хорошо представлять, что нового каждом классе ученик открыл для себя по этой теме чем и как обогатить его представление о ней» [4:6].

При планировании уроков внеклассного чтения в средних классах необходимо сохранять преемственную связь с начальной школой, опираться на приобретенные навыки и умения, на полученные знания и углублять их. Например, ученики в начальной школе научились делить текст на эпизоды, озаглавливать их. Возвращаясь к этому виду работы в V — VΙΙΙ классах, учитель постепенно усложняет задания по составлению плана, опираясь на умения, приобретенные в начальной школе, — учит школьников составлять устно или письменно план своего ответа или высказывания, цитатный план, аргументировано оценивать эту же работу своего товарища. Для развития навыков пересказа текста, ученикам предлагается пересказывать художественный текст с изменением лица рассказчика.

«Чтобы уроки внеклассного чтения были яркими, запоминающимися, учитель при проведении их может отойти от традиционных элементов и провести урок как диспут, конференцию, праздник книги и праздник поэзии, литературную викторину и игру» [3:51].

Уроки внеклассного чтения предшествует большая подготовительная работа, состоящая из нескольких этапов: отбор произведений, определение темы урока, организация чтения, продумывание коллективных и индивидуальных заданий ученикам (подготовка рефератов, составление библиографии, оформление выставки книг, иллюстраций, подбор музыки, подготовка выразительного чтения отдельными школьниками), составление вопросов для анализа.

Выбор формы проведения урока внеклассного чтения, методов и приемов, применяемых на нем, обусловлен уровнем литературного развития класса, его возможностями и способностями, зависит от темы и жанра произведения.

В практической работе зачастую сложной оказывается организация чтения. Эффективность уроков внеклассного чтения зависит от того, насколько вдумчиво прочитали все ученики предложенную книгу. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо заинтересовать школьников. Здесь может быть несколько вариантов: зачитать небольшой отрывок из произведения, острый, интригующий; на стенде для внеклассного чтения можно поместить иллюстрации к произведению, оценку этой книги известным писателем, критиком, учеником, уже прочитавших ее; показать в классе книгу, рассказать об ее авторе.

Очень тщательно надо продумать, как подготовить учеников к правильному восприятию произведения, поскольку они читают его дома самостоятельно. Это могут быть проблемные вопросы, задания по сопоставлению героев книги, творческие работы. И на самом уроке желательно ставить такие вопросы и проблемы, которые были бы интересны ученикам, затрагивали детские души, не оставляли их равнодушными, углубляли осмысление прочитанного, рождали споры, неоднозначные ответы. Вопросы могут быть такие: Вкаких эпизодах, по — вашему, ярче всего раскрывается характер героя? Как вы расцениваете поведение героя? Поступки героя случайны или они являются следствием его характера? Как относится писатель к своему герою и где это видано? [4:8].

Каждое художественное произведение изъявляет авторскую позицию, идеал, антиидеал. Глубоко постигнуть произведение — значит воспринять его с учетом авторского отношения к изображаемым явлениям. При этом необходимо помнить, что чаще позиция автора выявляется не прямо, а опосредованно, через подтекст, через художественную деталь. Ученики должны определять, от чьего лица ведется повествование и что дает такая форма повествования, уметь рассказать, каким представляется им автор произведения по его книгам.

Желательно активно включать в уроки по внеклассному чтению творческие задания: устное рисование, составление киносценария или рабочего плана режиссера, озвучивание книги — подбор музыки (Представьте, что вы музыканты. Какая музыка, по вашему мнению, подойдет к повести, наиболее точно выразит ее идейное звучание?) , заочную экскурсию, составление рецензии и т. д.

Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школьники осваивали содержание и форму художественного произведения в естестве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли».

«В процессе анализа литературного произведения надо стремиться к тому, чтобы идейно — политически критерий в оценке произведения сочетался с критерием нравственным и художественным. Сочетание это достигается в ходе нравственно — функционального разбора суть которого в «анализе структуры произведения, его элементов и их отношений с точки зрения воздействия на читателя» [3:142].

Литература:

  1. Беленький, Г. И. Путями реформы / Г. И. Беленький // Литература в школе — 1987. — № 2. — С. 22.
  2. Курдюмова, Т. Ф. В чем главное направление поиска? / Т. Ф. Курдюмова // Литература в школе. — 1987. — № 2 — С. 31.
  3. Никифорова, О. И. Методы изучения психологии читателя и восприятия литературы / О. И. Никифорова // Художественное восприятие. — М.: 1971. — С. 142.
  4. Чернявская, Я. А., Асташенок, Л. В., Лиокумович. Уроки внеклассного чтения в V — VIII классах: Пособие для учителя / Я. А. Чернявская, Л. В. Асташенок, Т. Б. Лиокумович. — М.: Нар. асвета, 1989. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, урок, художественное произведение, ученик, выразительное чтение, класс, книга, литературное произведение, начальная школа, планирование уроков.


Задать вопрос