Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15444/ (дата обращения: 17.12.2024).



Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Ключевые слова: языковая культура, формирование навыков логического чтения, работа над выразительностью речи.

Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной проблемой образования, и ее анализ выводит на методический уровень педагогической науки. Потребность в чтении должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому решение проблемы связано с эффективностью методов, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации.

В процессе всякого речевого общения, в том числе и в процессе чтения вслух, говорящий или читающий стремится воздействовать одновременно на ум и чувства, волю слушателя, т. е. интеллектуальная и эмоционально-экспрессивная стороны речевого высказывания неразрывно связаны. Каждая из этих сторон речевого высказывания применительно к выразительному чтению имеет свое специальное название. То, что мы называем интеллектуальной стороной речевого высказывания, в выразительном чтении носит название логической выразительности. Воздействие на чувства и волю слушателя называется эмоциональной (иногда — художественной) выразительностью. Всякое выразительное чтение включает в себя в качестве обязательных компонентов логическую и эмоциональную выразительность.

Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре, призваны решать смежные, а часто и одни и те же задачи разными методами и на разном языковом материале. Бесспорна связь этих родственных учебных предметов. Она становится особенно тесной в работе по развитию речи учащихся, и в частности в работе над выразительным чтением.

Наиболее приемлемой и единственно рациональной формой связи преподавания русского языка и литературы в работе над выразительным чтением мы считаем воспитание параллельных навыков по двум линиям. Одна линия осуществляется преимущественно на уроках русского языка и выражается в обучении детей технике речи, орфоэпии и логической выразительности, а другая — преимущественно на уроках литературы и выражается в развитии умения эмоционально читать художественные произведения на базе речевых технических навыков и логико-грамматического осмысления текста. Конечно, эти задачи невозможно оторвать одну от другой — мы говорим лишь о преимущественном решении той или иной из них.

Программы по русскому языку и литературе включают в себя особый раздел, который имеет прямое отношение к каждому из этих двух учебных предметов. Раздел этот — «Работа по развитию навыков связной речи и выразительного чтения». В объяснительной записке к нему указывается, что и на уроках русского языка, и на уроках литературы должно постоянно уделяться внимание развитию навыков выразительного чтения. Кроме этого, довольно общего указания, в разделе «Русский язык» по каждой грамматической теме сформулированы требования к навыкам литературного произношения и выразительного чтения, к развитию у школьников умения пользоваться изучаемыми средствами языка в речи. Выполнение таких требований связано с усвоением соответствующего грамматического материала, поэтому нет необходимости выделять для этого специальные уроки русского языка.

Таким образом, отдельные навыки логически выразительного чтения приобретаются при изучении определенной грамматической темы. Но это совсем не означает, что работа над их развитием должна закончиться вместе с завершением грамматической темы. Закрепление и совершенствование этих навыков продолжается и при изучении последующего грамматического материала на уроках русского языка, и в работе над выразительным чтением на уроках литературы, и в результате других видов речевой практики учащихся.

Занятиям по выразительному чтению должна предшествовать и сопутствовать работа над развитием слуха учащихся, умения расчленять слова на звуки, сопоставлять звуки с буквами, отчетливо произносить слова, работа над усвоением навыков правильного, литературного произношения. Все это проводится в первую очередь на уроках фонетики, которые могут быть использованы в целях выработки навыка бегло различать ударные и безударные слоги, твердость и мягкость согласных, изменения в темпе речи, ритмическую и неритмическую речь.

Продолжая занятия выразительным чтением во время изучения морфологии, придется постоянно повторять синтаксис и пунктуацию и проводить предварительное ознакомление с еще не изученными синтаксическими конструкциями и знаками препинания. Только на базе этих начальных знаний синтаксиса и пунктуации можно ознакомить учащихся с совершенно необходимым минимумом средств логической выразительности.

Основная работа по выразительному чтению на уроках русского языка проводится при изучении синтаксиса. Здесь школьники расширяют и углубляют свои первоначальные знания о законах русской интонации, проводят наблюдения над звучащей речью, устанавливают соответствия и несоответствия между устной речью и ее графико-пунктуационным изображением, упражняются в логически выразительном чтении, работают над использованием в чтении средств художественной выразительности (тембральная окраска высказывания, «иронические кавычки» и др.).

На уроках русского языка во всех классах нужно побольше привлекать художественные произведения в целях работы над выразительным чтением — использовать не только отдельные, наиболее подходящие предложения, но и законченные в смысловом отношении отрывки и даже небольшие произведения.

На уроках литературы в это время проводится интонационно-смысловой анализ художественных произведений (как стихотворных, так и прозаических). Такой анализ потребует от учеников хорошего знания синтаксического строя текста и владения пунктуационными навыками.

При подготовке выразительного чтения изучаемых художественных произведений на уроках литературы проводится не только работа литературоведческого характера, но и синтагматическое членение предложений, определение логических ударений, подыскание на основании смысла читаемого подходящего тембра, темпа и т. п.

Сделаем вывод. На уроках русского языка при изучении грамматики открываются значительные возможности для работы над так называемой логической выразительностью чтения. Специфика работы над выразительным чтением на уроках русского языка выражается в тесной связи изучения грамматических конструкций е наблюдениями над интонацией. На уроках литературы, используя знания учащихся в области логической выразительности, можно и нужно расширять работу над выразительным чтением в сторону его эмоциональной выразительности. Это, конечно, не означает, что на уроках русского языка на эмоциональную выразительность чтения не следует обращать внимания. Но уроки литературы располагают большими возможностями для решения указанной задачи.

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, русский язык, урок литературы, логическая выразительность, работа, речевое высказывание, урок, литературное произношение, эмоциональная выразительность, языковая культура.

Ключевые слова

языковая культура, формирование навыков логического чтения, работа над выразительностью речи

Похожие статьи

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,...

Формирование языковой личности подростков

Языковая личность подростков — это совокупность способностей и различных характеристик, нацеленных на восприятие и создание продукта речевого процесса. Процесс развития языковой личности необходимо корректировать при помощи педагогических и психологи...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Методика раннего обучения иностранным языкам

Данная статья посвящается основным функциям иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности ис...

Актуальность самообразования в педагогической деятельности

В статье самообразование педагога определяется как одна из основных задач системы образования. Педагог должен ежедневно стремиться к самосовершенствованию, повышать уровень своего педагогического образования, демонстрировать профессионализм и мобильн...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,...

Формирование языковой личности подростков

Языковая личность подростков — это совокупность способностей и различных характеристик, нацеленных на восприятие и создание продукта речевого процесса. Процесс развития языковой личности необходимо корректировать при помощи педагогических и психологи...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Методика раннего обучения иностранным языкам

Данная статья посвящается основным функциям иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности ис...

Актуальность самообразования в педагогической деятельности

В статье самообразование педагога определяется как одна из основных задач системы образования. Педагог должен ежедневно стремиться к самосовершенствованию, повышать уровень своего педагогического образования, демонстрировать профессионализм и мобильн...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...