Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колядова, Т. С. Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения / Т. С. Колядова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17708/ (дата обращения: 21.11.2024).



Чтение является одним из основных способов восприятия любой информации. Освоение навыков чтения выступает предикатом успешности обучения. Нарушения навыков чтения — актуальная проблема для обучения в школе, т. к. именно чтение из цели становится средством дальнейшего приобретения знаний. Навык чтения, как разновидность письменной речи, выступает более поздним и очень сложным образованием на основе устной речи и находится на более высокой ступени речевого развития.

Вопросами формирования навыков выразительною чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения занимались Л. А. Горбушина, Т. А. Задорожная, Н. А. Зайцева, Е. И. Кубасова, М. Р. Львов, А. А. Матвеева, Н. Н. Светловская и другие.

Выразительное чтение — чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаками выразительного чтения являются:

1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительное чтение предполагает наличие умения соблюдать паузы и логические ударения; умения соблюдать интонации вопроса; хорошей дикции, ясного, четкого произношения звуков, достаточной громкости, темпа.

Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии: словарный запас у ребенка находится на хорошем уровне, ребенок может говорить сложными предложениями, однако звуки произносятся не совсем правильно. Очень часто окружающие ребенка люди не могут понять его речь.

К особенностям чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития можно отнести следующие:

– нечеткое произношение звуков в самостоятельной речи;

– низкий уровень владения фразовой речью;

– наличие лексических ошибок (неправильное употребление слов в речевом контексте);

– отсутствие в словаре обобщающих понятий;

– затруднения в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

– ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже, в согласовании числительного с существительным всех трех родов;

– ошибки в употреблении предлогов;

– ошибки в передаче логической последовательности событий.

Выразительность чтения выражается в навыке применять паузы, применять ударение (психологическое или логическое), находить необходимую интонацию, в умении читать точно, достаточно громко и понятно для окружающих. Большие затруднения при чтении испытывают дети с общем недоразвитием речи третьего уровня, особенно это касается выразительности чтения, они ошибаются в расстановке пауз, делают большее количество ошибок при постановке логического ударения, не замечают знаков препинания, читают монотонно, возникают трудности интонационного оформления вопросительных и восклицательных предложений, наблюдается отсутствие эмоциональности при чтении [1, с. 97].

На протяжении всех четырёх лет обучения младших школьников выразительному чтению меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала происходит освоение целостных приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); затем начинают формироваться приёмы интонационного объединения слов в предложения. Далее начинает увеличиваться скорость чтения (беглое чтение), постепенно начинает вводиться чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.

Условиями работы над выразительностью чтения выступают:

  1. Демонстрация образца выразительного чтения работы. Как правило, им выступает образцовое чтение учителя. Если образец демонстрируется при первоначальном знакомстве детей с текстом, лучше использовать чтение учителя. Демонстрация образца выразительного чтения обладает несколькими целями:

– первая цель состоит в том, что такое чтение становится своего рода эталоном, к которому должен стремиться младший школьник;

– вторая цель состоит в том, что такое чтение показывает слушателям понимание смысла текста и помогает ее сознательному чтению;

– третья цель состоит в том, что такое чтение служит базисом для «имитационной выразительности» и может обладать позитивной ролью, даже при отсутствии понимания читателем: при подражании интонации, которая выражает определенные чувства, у детей возникают эти чувства и через эмоциональный опыт приходит осознание работы [2, с. 27].

  1. Перед работой над выразительным чтением должна быть проведена работа, направленная на анализ произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться только на заключительных этапах урока, когда работа над формой и содержанием завершается.

Работа над выразительностью чтения основывается на воссоздании воображения школьников, то есть на их способности представить картину жизни в соответствии с вербальным описанием автора, чтобы увидеть с внутреннего взгляда то, что автор изобразил.

Основными условиями овладения выразительной речью являются:

1) навык распределения дыхания в процессе речи;

2) получение навыков правильной артикуляции каждого звука и четкой диктовки;

3) постижение норм литературного произношения.

В подготовке к выразительному чтению, по мнению Л. А. Горбушиной, можно выделить три этапа:

1) установление конкретного содержания текста, анализ мотивов поведения актеров, выявление идеи работы;

2) маркировка текста: пауза, логический стресс, определение темпа чтения;

3) упражнения в чтении (неоднократное прочтение, до появления в голосе читающего задумок автора) [3, с. 33].

Повышение эффективности методики выразительного чтения, согласно М. А. Рыбниковой, предполагает учет в работе учителя следующих принципов:

– словесное действие;

– целенаправленность чтения;

– искренность переживаний;

– общение в процессе выразительного чтения [4, с. 51].

Важным компонентом обучения навыку выразительности чтения выступает работа, направленная на формирование правильной интонации, которая возникает благодаря умению подражать интонации учителя.

На основании анализа литературы можно выделить следующие способы формирования навыка выразительного чтения у младших школьников с общем недоразвитием речи третьего уровня:

– работа над дыханием и артикуляцией;

– слушание образцов выразительного чтения;

– выразительное чтение учителем, которое выступает в качестве эталона;

– слуховая дифференциация текстов, обладающих различной интонацией;

– применение специальной разметки текста, которая выступает как подготовительная работа для последующего выразительного чтения;

– прочитывание предложений с выделением словесного и логического стресса, пауз;

– ответы на вопросы, предназначенные для некоторых слов в предложении;

– чтение по ролям;

– коллективное чтение;

– упражнения при чтении (тихое чтение, громкое чтение, быстрое или медленное чтение);

– прочитывание фраз с акцентом на отдельные слова на примере подражанию учителю;

– повторное громкое прочитывание текста, который приготовлен учителем для запоминания наизусть (пословицы, басни, загадки или стихотворения).

Таким образом, работа учителя по формированию навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения должна строиться на основе принципов построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения, методики обучения выразительному чтению, последовательности этапов работы.

Литература:

1 Кубасова, О. В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О. В. Кубасова. — М.: Дело, 2013. — 144 с.

2 Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. — М.: Просвещение, 2019. — 103 с.

3 Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л. А. Горбушина. — М.: Просвещение, 2014. –160 с.

4 Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — М.: Просвещение, 2013. — 84 с.

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Похожие статьи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок