В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.
Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.
Акт чтения — сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. «Одной из причин трудностей формирования правильного чтения у детей с нарушениями речи являются нарушения зрительного восприятия, скорости переработки зрительной информация. Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения:
- На уровне буквы:
– прописывание буквы рукой в воздухе;
– поиск буквы среди других букв (подчеркивание или обводка ее в тексте);
– распознавание наложенных, перевернутых, перечеркнутых букв;
– поиск и подчеркивание слов, которые начинаются с заданной буквы;
– ощупывание буквы и сравнение ее с другими (зрительно и кинестетически);
– тактильное опознание букв, изготовленных из наждачной бумаги;
– обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв и распознавание с закрытыми глазами;
– дермолексия (логопед «рисует» на ладони ребенка букву, а тот ее опознает с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария);
– обводка буквы с использованием трафаретов, шаблонов, а также раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям;
– конструирование буквы из палочек, полосок, конструктора, ленты, лепка из пластилина, печатать по точкам на бумаге в клетку и т. п.
– проговаривание описания изображения буквы, например, буква Г — палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;
– использование стихотворений об образах букв различных авторов», сопровождающихся иллюстрацией. Например,
«Е» похожа на расчёску,
Сделать может всем причёску.
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили все.
(В. Аношина)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
– метод конструкции и реконструкции буквы. Учащиеся действуют по инструкции: «Перед вами лежит буква (например, В) и несколько палочек, кружочков и других элементов. Ваша задача — сделать из нее буквы Р, Б, Ь. Для этого вы должны изменить данную букву: прибавить или убрать какую-либо деталь» [1];
– группировка стилизованных букв. Детям необходимо сгруппировать написанные одинаковым шрифтом буквы (печатные и письменные);
– использование таблиц букв. Логопед показывает по таблице буквы в определенном порядке и дает задание составить слог;
– игра «Потерянная буква». На доске записаны слова из текста с пропущенной буквой. «Учащиеся должны догадаться, какая буква потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово, способствует профилактике дисграфии.
- На уровне слога:
После изучения первой согласной буквы начинается обучение слогослиянию. Учащиеся повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают их, протягивая звуки». Первые согласные буквы, с которыми знакомятся дети, обозначают сонорные и фрикативные звуки. Обучение послоговому чтению происходит с постепенным наращением слоговой структуры, которую разработал Корнев А. Н.:
Этапы автоматизации навыка чтения:
этап |
материал для чтения |
1 |
буквы (гласные Г, затем согласные С) |
2 |
слоги (слова) типа СГС |
3 |
слоги (слова) типа ССГ и ГСС двусложные слова типа СГСГ и ГССГ |
4 |
слоги (слова) типа ССГС двусложные слова типа СГСГС и СГССГ |
5 |
слоги (слова) типа ГССС трехсложные слова типа СГСГСГ и СГСГСГС |
6 |
трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ |
На всех этапах важно осуществлять контроль за чёткостью звукопроизношения.
Таким образом увеличение объема слоговых таблиц и усложнение слоговых структур происходит постепенно.
«Наибольшие затруднения у детей с нарушениями речи вызывает чтение слов со стечением согласных. На этом этапе характерными ошибками являются пропуски и перестановки букв. Для тренировки в чтении слов со стечением согласных можно использовать прием «чтение с подготовкой», например, то — сто — стол — столб — столбы; а — ан — бан — бант.
На начальном этапе каждое прочитанное слово — предмет дети соотносят с предметной картинкой, а слово, обозначающее действие — с сюжетной.
Возможно использование такого приема, как последовательный показ карточек со слогами, из которых ребенок мысленно составляет слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя» [4].
- «На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:
– метод чтения цветных слов (буквы в слове написаны разным цветом);
– маркировка цветом слогов;
– игра «Потерялся слог». На доске записаны слова с пропущенным слогом. Учащиеся должны догадаться, какой слог потерян. Для подсказки можно использовать текст с данными словами. Игру можно использовать в работе с родственными словами. Например, снег, сне...вой, сне...кат, сне…вик.
– игра «Кто внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством или расположением (муха — мука, потеплело — потемнело, так -как). На прочтение каждой пары дается определенное время. Школьники должны назвать слова, которые они прочитали;
– чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой (Запел — пропел — спел — напел — допел);
– чтение форм одного и того же слова;
– чтение слов с наращиванием: по — вар, по — жар, по — пей, по — шел, по — вел.
– соединение слов из правого и левого столбика так, чтобы образовались новые слова:
– упражнение «Шепни на ушко». Логопед записывает слова на доске и закрывает полосками. Полоски снимает поочередно на короткий промежуток времени и возвращает на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо соседу, какое слово они прочитали». Сосед называет слово вслух. [2]
– упражнение «Пройди лабиринт». Школьники соединяют буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, при этом двигаясь по заданным линиям.
– упражнение «Бегущая лента». Логопед записывает слова на полоске бумаги, затем постепенно разворачивает ленту. Дети должны успеть прочитать и запомнить слова (но не более двух-трех);
Таким образом, перечисленные методические приемы для развития зрительного опознания позволяют использовать не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, проприоцептивные, слуховые ощущения, а также межанализаторные связи при переработке информации».
«Данные методические приемы способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки, профилактике дисграфии.
Литература:
- Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий; М.: ВАКО, 2003. — 495 с.
- Абдульменова З. З. Игра — способ развития пытливости и любознательности [Статья] / З. З. Абдульменова // Нач. Школа, 2003. — № 11. — С.29–31.
- Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О. Б. Иншакова. — М.: Педагогика, 2000.-272с.
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев — СПб.: Речь, 2003.- 330с.