Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Романенко, Н. В. Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения / Н. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68039/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.

Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.

Акт чтения — сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. «Одной из причин трудностей формирования правильного чтения у детей с нарушениями речи являются нарушения зрительного восприятия, скорости переработки зрительной информация. Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения:

  1. На уровне буквы:

– прописывание буквы рукой в воздухе;

– поиск буквы среди других букв (подчеркивание или обводка ее в тексте);

– распознавание наложенных, перевернутых, перечеркнутых букв;

– поиск и подчеркивание слов, которые начинаются с заданной буквы;

– ощупывание буквы и сравнение ее с другими (зрительно и кинестетически);

– тактильное опознание букв, изготовленных из наждачной бумаги;

– обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв и распознавание с закрытыми глазами;

– дермолексия (логопед «рисует» на ладони ребенка букву, а тот ее опознает с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария);

– обводка буквы с использованием трафаретов, шаблонов, а также раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям;

– конструирование буквы из палочек, полосок, конструктора, ленты, лепка из пластилина, печатать по точкам на бумаге в клетку и т. п.

– проговаривание описания изображения буквы, например, буква Г — палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;

– использование стихотворений об образах букв различных авторов», сопровождающихся иллюстрацией. Например,

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску.

Учим, учим букву «Е» —

Вот и выучили все.

(В. Аношина)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

– метод конструкции и реконструкции буквы. Учащиеся действуют по инструкции: «Перед вами лежит буква (например, В) и несколько палочек, кружочков и других элементов. Ваша задача — сделать из нее буквы Р, Б, Ь. Для этого вы должны изменить данную букву: прибавить или убрать какую-либо деталь» [1];

– группировка стилизованных букв. Детям необходимо сгруппировать написанные одинаковым шрифтом буквы (печатные и письменные);

– использование таблиц букв. Логопед показывает по таблице буквы в определенном порядке и дает задание составить слог;

– игра «Потерянная буква». На доске записаны слова из текста с пропущенной буквой. «Учащиеся должны догадаться, какая буква потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово, способствует профилактике дисграфии.

  1. На уровне слога:

После изучения первой согласной буквы начинается обучение слогослиянию. Учащиеся повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают их, протягивая звуки». Первые согласные буквы, с которыми знакомятся дети, обозначают сонорные и фрикативные звуки. Обучение послоговому чтению происходит с постепенным наращением слоговой структуры, которую разработал Корнев А. Н.:

Этапы автоматизации навыка чтения:

этап

материал для чтения

1

буквы (гласные Г, затем согласные С)

2

слоги (слова) типа СГС

3

слоги (слова) типа ССГ и ГСС

двусложные слова типа СГСГ и ГССГ

4

слоги (слова) типа ССГС

двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

5

слоги (слова) типа ГССС

трехсложные слова типа

СГСГСГ и СГСГСГС

6

трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ

На всех этапах важно осуществлять контроль за чёткостью звукопроизношения.

Таким образом увеличение объема слоговых таблиц и усложнение слоговых структур происходит постепенно.

«Наибольшие затруднения у детей с нарушениями речи вызывает чтение слов со стечением согласных. На этом этапе характерными ошибками являются пропуски и перестановки букв. Для тренировки в чтении слов со стечением согласных можно использовать прием «чтение с подготовкой», например, то — сто — стол — столб — столбы; а — ан — бан — бант.

На начальном этапе каждое прочитанное слово — предмет дети соотносят с предметной картинкой, а слово, обозначающее действие — с сюжетной.

Возможно использование такого приема, как последовательный показ карточек со слогами, из которых ребенок мысленно составляет слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя» [4].

  1. «На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:

– метод чтения цветных слов (буквы в слове написаны разным цветом);

– маркировка цветом слогов;

– игра «Потерялся слог». На доске записаны слова с пропущенным слогом. Учащиеся должны догадаться, какой слог потерян. Для подсказки можно использовать текст с данными словами. Игру можно использовать в работе с родственными словами. Например, снег, сне...вой, сне...кат, сне…вик.

– игра «Кто внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством или расположением (муха — мука, потеплело — потемнело, так -как). На прочтение каждой пары дается определенное время. Школьники должны назвать слова, которые они прочитали;

– чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой (Запел — пропел — спел — напел — допел);

– чтение форм одного и того же слова;

– чтение слов с наращиванием: по — вар, по — жар, по — пей, по — шел, по — вел.

– соединение слов из правого и левого столбика так, чтобы образовались новые слова:

– упражнение «Шепни на ушко». Логопед записывает слова на доске и закрывает полосками. Полоски снимает поочередно на короткий промежуток времени и возвращает на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо соседу, какое слово они прочитали». Сосед называет слово вслух. [2]

– упражнение «Пройди лабиринт». Школьники соединяют буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, при этом двигаясь по заданным линиям.

– упражнение «Бегущая лента». Логопед записывает слова на полоске бумаги, затем постепенно разворачивает ленту. Дети должны успеть прочитать и запомнить слова (но не более двух-трех);

Таким образом, перечисленные методические приемы для развития зрительного опознания позволяют использовать не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, проприоцептивные, слуховые ощущения, а также межанализаторные связи при переработке информации».

«Данные методические приемы способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки, профилактике дисграфии.

Литература:

  1. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий; М.: ВАКО, 2003. — 495 с.
  2. Абдульменова З. З. Игра — способ развития пытливости и любознательности [Статья] / З. З. Абдульменова // Нач. Школа, 2003. — № 11. — С.29–31.
  3. Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О. Б. Иншакова. — М.: Педагогика, 2000.-272с.
  4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев — СПб.: Речь, 2003.- 330с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, буква, нарушение речи, слог, зрительное восприятие, правильное чтение, ребенок, чтение слов, двусложное слово типа, зрительный анализатор.


Похожие статьи

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Похожие статьи

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задать вопрос