Как научить ребёнка читать правильно и быстро? Ребёнка с нарушениями речи научить читать ещё сложнее. Это даёт толчок к поиску наиболее эффективных методов и приёмов обучения. Чтение является базой всего дальнейшего обучения. Формирование навыков чтения вызывает трудности у значительной части младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации.
Проблема обучения чтению — одна из важнейших проблем педагогического процесса, и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие авторы: Б. Г. Ананьев, М. С. Васильева, В. И. Городилова, Л. И. Климанова, Р. Ф. Спирова и др.
Недостаточная языковая компетентность, ярко выраженные затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом препятствуют успешному формированию навыка чтения. Данные нарушения затрудняют усвоение школьных знаний и не могут быть скомпенсированы ребёнком самостоятельно. Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыка чтения, — как психического процесса сложнейшего порядка.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка. Обучаясь чтению, ребёнок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности.
Устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется в 5–7 лет. Трудность усвоения грамоты обусловлена высокой степенью произвольности акта чтения и наличием сложноорганизованной сенсомоторной базы. Прежде, чем осваивать значения букв, ребёнок должен осознать звуковую сторону речи, как самостоятельную реальность.
Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь «является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием». Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения.
Усвоение чтения с психологической точки зрения можно представить в узком и широком смысле. В узком смысле — это овладение навыком, техникой чтения. В широком смысле овладение чтением — это формирование деятельности чтения как коммуникативно — речевого процесса. Продолжительность каждой стадии чтения зависит от возраста начала обучения и методики. Любой навык и операции осуществляются под контролем сознания. Схема регуляции и контроля максимальна развёрнута. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется в свёрнутом виде, вне контроля сознания. Под контролем остаётся только конечный результат. Эта схема приложима и к навыку чтения. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой, слияние в слог, слияние слогов в слово, интеграция нескольких слов в фразу или высказывание.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
В коррекционной работе для обследования навыка чтения удобна диагностика А. Н. Корнева. Предлагаемая им стандартизованная методика исследования навыка чтения СМИНЧ и ТОПЕЧ дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения, как способ, скорость, правильность и понимание прочитанного
Опираясь на анализ различных методик обучения чтению, диагностику, опыт работы приходим к выводу, что на логопедических занятиях следует вести работу в соответствующих направлениях, применяя комплекс методик. Для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но крайне труден метод зрительного глобального запоминания. Для других, наоборот, глобальный или полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее.
В чём же особенности формирования навыка чтения по этапам. Формирование навыка фонемного анализа и синтеза осуществляется с помощью традиционных методик. Но уже на этапе создания предпосылок осознанного овладения детьми звуковым анализом начинается работа по глобальному запоминанию слов (методика Т. С. Резниченко). Для слабослышащих детей используются приёмы из методики М.Монтессори (карточки с названиями предметов).
Для формирования зрительно-пространственной ориентировки, графического образа букв (контуры, тактильное опознание букв) эффективна методика Н.Потаповой.
На следующем этапе трудности при выработке навыков слогослияния преодолеваются быстрее, если использовать на занятиях методику А. Н. Корнева «называние — поиск — прочтение». Этот приём позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звукобуквенные связи. Определив, на каком этапе находится ребёнок, логопед составляет индивидуальную программу коррекционного воздействия. Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. То есть её условно можно разделить на несколько разделов:
- Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Работа со слоговыми таблицами.
- Чтение слов.
- Работа с текстом. Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Образование слога.
Развитию навыков полноценного понимания прочитанного способствуют задания на соотнесение слова с рисунком или действием. Эффективен подбор синонимов и антонимов, соотнесение этого слова с обобщающим понятием.
На занятия по формированию навыков чтения включаются фрагменты использования компьютерных программ и приёмы оздоровления.
Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Методы и приёмы оздоровления обеспечивают: здоровье ребёнка, двигательную активность, целостное восприятие мира, развитие психических процессов, формирование речи.
Сравнительный анализ диагностики в конце обучения говорит о том, что добиться эффективности коррекционной работы при нарушениях чтения можно, учитывая психологию усвоения навыка чтения как сложнейшего психического процесса; используя комплекс методик обучения; включая ИТ в систему обучения ребенка, создавая мотивацию и психологический комфорт.