В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.
Ключевые слова: логико-синтаксические отношения, произношение, осмысленное чтение.
Перед современной школой стоит задача достигнуть высокого уровня общей речевой культуры учащихся. Для разрешения этой задачи в процессе преподавания русского языка важное место должно занять развитие навыков устной и письменной речи учащихся.
Что мы имеем в виду под упражнениями по выработке умений устанавливать логико-синтаксические отношения в речи? Упражнения, вырабатывающие у учащихся умения точно устанавливать, определять синтаксические и смысловые взаимоотношения между отдельными членами предложения, между словосочетаниями и между целыми предложениями (отношения причины, следствия, времени, цели, места, условия и т. п.).
Это необходимо, во-первых, для повышения общей культуры речи, причем и устной, и письменной, ибо это будет способствовать более осмысленному пользованию всей системой придаточных предложений, обособленных оборотов и отдельных второстепенных членов предложения. Во-вторых, такие упражнения по установлению логико-синтаксических отношений в каждом конкретном отрезке речи необходимы для изучения синтаксиса и правил пунктуации, так как при наличии одной и той же синтаксической структуры и одного и того же словарного состава конкретное предложение может иметь различный смысл, который в устной речи может быть определен посредством контекста и очень часто (почти всегда) посредством интонации, а в письменной речи — посредством пунктуации (в отдельном предложении) и иногда посредством пунктуации вместе с контекстом (в связной речи).
И вот от умения пишущего точно представить в собственной речи те или иные логико-синтаксические отношения и зависит точность их выражения с помощью знаков препинания, а от степени точности знаний пунктуации читающим зависит степень точности восприятия им мыслей и чувств, заключенных в том или ином тексте.
Например, если мы напишем без знаков препинания сложное предложение:
Будет хорошая погода отправимся на прогулку.
То читающий не сможет точно установить его логико-синтаксических отношений и вне контекста, и даже в контексте; не то это бессоюзное сложное предложение с условным значением, не то это бессоюзное сложное предложение, выражающее последовательность действий.
Если нам необходимо придать этой синтаксической конструкции значение бессоюзного сложного предложения с условной смысловой связью, то это необходимо обозначить через тире. И предложение в таком случае выступит в таком виде:
Будет хорошая погода — отправимся на прогулку.
И читающий, благодаря поставленному тире, воспримет это предложение не как бессоюзное сложное предложение, выражающее последовательность действий, а как бессоюзное сложное предложение, выражающее условную смысловую связь. В устной же речи данные логико-синтаксические отношения точно могут быть выражены единством таких фонологических средств, как логические ударения, паузы и особенно (в этом случае) интонация, в которой главную роль в данном предложении будет играть повышение и понижение тона. Это бессоюзное предложение будет читаться примерно с той же интонацией, с такими же логическими ударениями и паузами, как и сложное. В таких случаях звучание в бессоюзном сложном предложении в определенной мере заменяет союз, т. е. звучание выступает в качестве синтаксического признака. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить произношение бессоюзного предложения:
Будет хорошая погода — отправимся на прогулку.
с союзным:
Если будет хорошая погода, отправимся на прогулку.
Если же рассматриваемой синтаксической конструкции нам необходимо придать значение бессоюзного сложного предложения, выражающего последовательность действий, то обозначить это поможет запятая. Предложение в таком случае примет следующее начертание:
Будет хорошая погода, отправимся на прогулку.
И читающий, благодаря поставленной запятой, данное предложение воспримет не как бессоюзное сложное предложение с условной смысловой связью, а как бессоюзное сложное предложение с временной смысловой связью, указывающей на последовательность.
В устной же речи данные смысловые отношения этого предложения могут быть выражены единством фонологических средств, о которых говорилось выше. Это предложение будет читаться с отчетливой перечислительной интонацией. Здесь даже сопоставления не требуется в произношении с союзным сложносочиненным предложением.
С чем же связать работу по развитию речевого слуха учащихся и как ее проводить?
Это можно и нужно делать, главным образом, в плане развития выразительной устной речи и выразительного чтения учащихся на уроках грамматики и на уроках литературного чтения. Хорошая постановка обучения учащихся выразительному чтению и устной речи является верным методическим путем к достижению цели обеспечить усвоение действительно систематического и точного очерченного круга знаний, а также прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи.
Между тем навыки выразительного чтения учащихся еще далеко не всегда соответствуют необходимому уровню.
Причем со стороны выразительности наши учащиеся вполне владеют устной речью, т. е. не соединенной с печатным текстом. Чтобы убедиться в этом достаточно прислушаться, с какой выразительностью, даже экспрессией, говорят они или спорят между собой. Но при чтении художественного текста мы такой выразительности часто не наблюдаем.
Работа по обучению выразительному чтению есть работа по осмысленному чтению. А без осмысления, понимания читаемого текста не может быть и речи о правильном, разумном обучении письменной речи, особенно пунктуации.
Что мы понимаем под выразительным чтением? Правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения или любого иного текста.
В выразительном чтении и в выразительной устной речи огромное значение имеет уменье правильно, точно (в полном соответствии со смысловым и эмоциональным значением предложения) делать логические ударения, соблюдать необходимые паузы и интонации.
Выразительному чтению школа должна обучать всех учащихся и на него должна опираться при изучении грамматики, пунктуации, литературных произведений. Это обеспечивает подъем общей речевой культуры, устной и письменной.
Очень важно показать учащимся на конкретных примерах роль и значение фонологических средств русского языка.
Глубоко, прочно и легко усваивают учащиеся синтаксис и пунктуацию в том случае, если их изучение проходит на основе наблюдения над интонациями, паузами и логическими ударениями.
Литература:
1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.
2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985.
3. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. — М. Ассоциация 21 век, 2007.
4. Журнал «Русский язык в школе», 1984.
5. Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. — М. Академия наук, 1999.