Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.
Ключевые слова: дислексия, дисграфия, особенности речевого развития, словарь ребёнка, коррекция, устная и письменная речь.
Исследование речевого развития младшего школьника является актуальным по нескольким причинам:
- Развитие речи играет ключевую роль в образовательном процессе. Чтение, письмо, устное общение — все это требует хорошо развитой речи. Изучение особенностей и проблем речевого развития младших школьников помогает разработать и оптимизировать методы обучения и индивидуальные подходы к каждому ученику.
- Речь является важным средством коммуникации и взаимодействия в обществе. Хорошо развитая речь способствует установлению контактов с окружающими людьми, формированию социальных навыков и уверенности в себе. Исследование речевого развития младших школьников помогает выявить трудности и проблемы, которые могут препятствовать успешной социализации.
- Речевые навыки влияют на когнитивное развитие ребенка. Развитие речи связано с развитием мышления и способности абстрагироваться. Исследование речевого развития младших школьников позволяет выявить связи между речевыми навыками и когнитивными функциями, что важно для создания эффективных образовательных программ и методик.
- Исследование речевого развития младших школьников позволяет выявить возможные причины и факторы, влияющие на задержку или нарушение развития речи. Такие исследования могут способствовать ранней диагностике и коррекции соответствующих проблем, что важно для предотвращения дальнейших трудностей и успешной адаптации ребенка в социуме.
В целом, исследование речевого развития младшего школьника является актуальным, так как помогает разработать эффективные методы обучения, улучшить адаптацию ребенка в обществе и выявить проблемы, требующие ранней коррекции.
При поступлении в школу ребёнок уже обладает достаточным словарным запасом, который даёт ему возможность овладеть всей сложной системой грамматики. В то же время он испытывает активную нехватку лексических средств, является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать. Такое противоречие в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения и мышления, то есть овладевает словарём в пределах повседневных потребностей, с приходом же в школу начинается новый этап в его языковом развитии.
Особенности речевого развития младших школьников могут включать следующие характеристики:
- Развитие лексико-грамматических навыков: Младшие школьники начинают применять более сложные грамматические конструкции и расширяют свой словарный запас. Они становятся способными использовать разнообразные слова и фразы для описания своих мыслей и чувств.
- Улучшение артикуляции и произношения: С поступлением в школу дети обычно улучшают свою артикуляцию и более точно произносят звуки и слова. Они начинают осознавать и исправлять свои речевые ошибки.
- Развитие навыков общения: Младшие школьники все больше становятся способными к более сложным формам общения, таким как убеждение, договоренность и объяснение. Они учатся выражать свои мысли и понимать точку зрения других людей.
- Развитие навыков письма: Младшие школьники начинают изучать письменность и развивают навыки письма. Они пишут простые предложения, составляют короткие тексты и начинают использовать правописание и пунктуацию.
- Развитие навыков чтения: Младшие школьники обучаются чтению и развивают навыки декодирования, понимания прочитанного и анализа текста. Они начинают читать простые предложения и короткие тексты, постепенно переходя к более сложным материалам.
- Развитие навыков слушания: Младшие школьники учатся концентрироваться на прослушиваемом и понимать основную идею. Они могут следить за инструкциями и учебным материалом, задавать вопросы и высказывать свое мнение.
Это лишь несколько основных особенностей речевого развития младших школьников. Каждый ребенок уникален и может развиваться в своем темпе, поэтому данные особенности могут варьироваться в каждом отдельном случае.
Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма — это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения. Синдромы дислексии и дисграфии — это довольно сложные явления, возникающие на пересечении биолого-пихологических и социокультурных закономерностей.
Специалист по коррекционной педагогике Садовникова Ирина Николаевна выделяет три группы дисграфических ошибок:
— ошибки на уровне буквы и слога; (специфика этих ошибок: пропуск; перестановка; вставка букв либо слогов).
— ошибки на уровне слова; (специфика этих ошибок: слитное написание слов и их произвольное деление; искажение слов)
— ошибки на уровне предложения. (специфика этих ошибок: нарушения связи слов «аграмматизмы»; отсутствие обозначения предложений (заглавных букв и точек); неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования).
При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью
— фонематического (звукового) анализа:
— пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов (лсица, карасный, водчика);
— фонематического восприятия:
— замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные;
— смешение букв по кинетическому сходству (п-н, п-и, у-и, ш-щ. ц-щ);
— ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:
— слитное написание слов;
— раздельное написание слов;
— пропуск слова;
— ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста
— частые пропуски точек в конце предложения;
— замена заглавной буквы на строчную;
— написание каждого нового предложения со строчной буквы.
Отдельно выделяются орфографические ошибки.
Основным направлением в работе учителя в начальной школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи родителям.
Таким образом, актуальной задачей педагогической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).
Литература:
- Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе. — М.: Изд. Дрофа., 2004.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.,1996.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.