Особенности речевого развития младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности речевого развития младшего школьника / О. П. Андрианова, А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115987/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Ключевые слова: дислексия, дисграфия, особенности речевого развития, словарь ребёнка, коррекция, устная и письменная речь.

Исследование речевого развития младшего школьника является актуальным по нескольким причинам:

  1. Развитие речи играет ключевую роль в образовательном процессе. Чтение, письмо, устное общение — все это требует хорошо развитой речи. Изучение особенностей и проблем речевого развития младших школьников помогает разработать и оптимизировать методы обучения и индивидуальные подходы к каждому ученику.
  2. Речь является важным средством коммуникации и взаимодействия в обществе. Хорошо развитая речь способствует установлению контактов с окружающими людьми, формированию социальных навыков и уверенности в себе. Исследование речевого развития младших школьников помогает выявить трудности и проблемы, которые могут препятствовать успешной социализации.
  3. Речевые навыки влияют на когнитивное развитие ребенка. Развитие речи связано с развитием мышления и способности абстрагироваться. Исследование речевого развития младших школьников позволяет выявить связи между речевыми навыками и когнитивными функциями, что важно для создания эффективных образовательных программ и методик.
  4. Исследование речевого развития младших школьников позволяет выявить возможные причины и факторы, влияющие на задержку или нарушение развития речи. Такие исследования могут способствовать ранней диагностике и коррекции соответствующих проблем, что важно для предотвращения дальнейших трудностей и успешной адаптации ребенка в социуме.

В целом, исследование речевого развития младшего школьника является актуальным, так как помогает разработать эффективные методы обучения, улучшить адаптацию ребенка в обществе и выявить проблемы, требующие ранней коррекции.

При поступлении в школу ребёнок уже обладает достаточным словарным запасом, который даёт ему возможность овладеть всей сложной системой грамматики. В то же время он испытывает активную нехватку лексических средств, является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать. Такое противоречие в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения и мышления, то есть овладевает словарём в пределах повседневных потребностей, с приходом же в школу начинается новый этап в его языковом развитии.

Особенности речевого развития младших школьников могут включать следующие характеристики:

  1. Развитие лексико-грамматических навыков: Младшие школьники начинают применять более сложные грамматические конструкции и расширяют свой словарный запас. Они становятся способными использовать разнообразные слова и фразы для описания своих мыслей и чувств.
  2. Улучшение артикуляции и произношения: С поступлением в школу дети обычно улучшают свою артикуляцию и более точно произносят звуки и слова. Они начинают осознавать и исправлять свои речевые ошибки.
  3. Развитие навыков общения: Младшие школьники все больше становятся способными к более сложным формам общения, таким как убеждение, договоренность и объяснение. Они учатся выражать свои мысли и понимать точку зрения других людей.
  4. Развитие навыков письма: Младшие школьники начинают изучать письменность и развивают навыки письма. Они пишут простые предложения, составляют короткие тексты и начинают использовать правописание и пунктуацию.
  5. Развитие навыков чтения: Младшие школьники обучаются чтению и развивают навыки декодирования, понимания прочитанного и анализа текста. Они начинают читать простые предложения и короткие тексты, постепенно переходя к более сложным материалам.
  6. Развитие навыков слушания: Младшие школьники учатся концентрироваться на прослушиваемом и понимать основную идею. Они могут следить за инструкциями и учебным материалом, задавать вопросы и высказывать свое мнение.

Это лишь несколько основных особенностей речевого развития младших школьников. Каждый ребенок уникален и может развиваться в своем темпе, поэтому данные особенности могут варьироваться в каждом отдельном случае.

Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма — это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения. Синдромы дислексии и дисграфии — это довольно сложные явления, возникающие на пересечении биолого-пихологических и социокультурных закономерностей.

Специалист по коррекционной педагогике Садовникова Ирина Николаевна выделяет три группы дисграфических ошибок:

— ошибки на уровне буквы и слога; (специфика этих ошибок: пропуск; перестановка; вставка букв либо слогов).

— ошибки на уровне слова; (специфика этих ошибок: слитное написание слов и их произвольное деление; искажение слов)

— ошибки на уровне предложения. (специфика этих ошибок: нарушения связи слов «аграмматизмы»; отсутствие обозначения предложений (заглавных букв и точек); неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования).

При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью

— фонематического (звукового) анализа:

— пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов (лсица, карасный, водчика);

— фонематического восприятия:

— замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные;

— смешение букв по кинетическому сходству (п-н, п-и, у-и, ш-щ. ц-щ);

— ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:

— слитное написание слов;

— раздельное написание слов;

— пропуск слова;

— ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста

— частые пропуски точек в конце предложения;

— замена заглавной буквы на строчную;

— написание каждого нового предложения со строчной буквы.

Отдельно выделяются орфографические ошибки.

Основным направлением в работе учителя в начальной школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи родителям.

Таким образом, актуальной задачей педагогической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).

Литература:

  1. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе. — М.: Изд. Дрофа., 2004.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.,1996.
  3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие, школьник, ошибка, младший школьник, вставка букв, особенность, письменная речь, развитая речь, развитие речи, слитное написание слов.


Ключевые слова

Устная и письменная речь, коррекция, дислексия, дисграфия, особенности речевого развития, словарь ребёнка

Похожие статьи

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Проблема культурно-речевого развития младших школьников

В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Задать вопрос