Работа по формированию орфографических навыков у детей с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений их развития.
Данная категория детей характеризуется нарушениями в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усвоения знаний: нарушены процессы восприятия, памяти, внимания, мышления.
Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения младших школьников с ОВЗ. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем педагогики.
В связи с этим возникает проблема исследования: устранение нарушений письма учащихся младших классов с ОВЗ.
Объектом исследования являются особенности нарушений письма у учащихся младших классов с ОВЗ.
Предметом исследования являются методические способы и приемы коррекции нарушений письма у учащихся младших классов с ОВЗ.
Задачи исследования:
‒ проанализировать специальную литературу по данной теме;
‒ определить степень разработанности в теории и практике педагогики проблемы нарушений письма учащихся младших классов с ОВЗ;
‒ изучить и описать характерные особенности нарушений письма у детей с ОВЗ;
‒ описать специальные методы и приемы коррекционной и логопедической работы, направленной на преодоление трудностей в отработке орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ;
Хотелось бы подробнее остановиться на характеристике, речевой и интеллектуальной готовности в овладении орфографическими навыками детей с ОВЗ.
Особенности освоения детьми с ОВЗ грамматики и правописания заключаются в следующем:
1) механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил.
2) фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости.
3) замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков.
4) смешение грамматических понятий и орфографических правил,
5) быстрое забывание грамматического и орфографического материала.
6) неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике.
Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Это способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их познавательных возможностей.
Исходя из типичных ошибок школьников с ОВЗ, мы подобрали упражнения, охватывающие некоторые разделы русского языка.
1) Подсчитать количество слогов и звуков в слове
от более простого к сложному:
‒ односложные слова, типа дым, дом, мост;
‒ двусложные слова, типа луна, фартук, парта;
‒ трёхсложные слова, типа огурец, водяной, молодец;
‒ четырёхсложные слова, типа бегемоты и т. д.
2) Назвать порядковый номер звука
Можно задать два вида вопросов:
— Какой по счёту звук «т» в слове танк?
— Назови второй по счёту звук в слове танк.
Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:
— Какой звук идёт после звука «н» в слове танк?
— Какой звук идёт между звуком «т» и звуком «н» в слове танк?
3) Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы — одной чертой, слова, обозначающие действия предметов — двумя чертами.
Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;
4) Чтение с использование алфавита
— Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.
Например: ЛТФЯ — муха
Можно использовать предыдущую букву.
5) Кодирование
— Зашифруй слова (мост — 2894)
— Расшифруй слова (23458 — метро)
Дан ключ:
Н М Е Т Р А Л О С
2 3 4 5 6 7 8 9
6) Собери слово.
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.
та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
7) Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги, ко_ ва, по_дор
8) Примеры.
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова
сок-к+ночи-но+ня+ет
ракушки — ушки
кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
8) Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги: Дорога машина
Сложи 2-е слоги: попона огород удача
Сложи 3-и слоги: талия непогода парады
Сложи 2 слог 1 слог 3 слог: гроза платок намекать
9) Игра «Составь новые слова»
Из одного слова необходимо сделать как можно больше новых слов
ГАСТРОНОМ, ЛЕКАРСТВО, АРИФМЕТИКА, РАСКЛАДУШКА, КИНОТЕАТР
10) Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:
ло. ка, игру. ка, к. ту. ка, клю. ка;
д. ро. ка, кры. ка, варе ка, но. ка;
л. ша. ка, лю. ской, л, па.ка, зага, ка;
11) Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова, где это возможно
Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство, охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье).
Таким образом, проанализировав специальную литературу, мы выделили основные направления работы и подобрали упражнения, которые наполняя в зависимости от уровня детей, можно использовать на уроках, так и в рамках дополнительных занятий.
Литература:
- Венгер Л. А. Диагностика готовности детей к обучению в школе [Текст] // Методические рекомендации. — Пермь. — 1992.
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности [Текст]. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]. — М.: Владос, 2004. — 336с.
- Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.