Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Автор: Федорова Евгения Георгиевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.
Дата публикации: 20.01.2017
Статья просмотрена: 1898 раз
Библиографическое описание:
Федорова, Е. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / Е. Г. Федорова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1895/ (дата обращения: 15.11.2024).
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Орфографическое правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Исследователи П. С. Жедек, В. В. Репкин, методисты М. Р. Львов, Н. С. Рождественский и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующих умений считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих областях письма, в соответствии с которыми различаются разделы орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма.
Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические ошибки на следующие темы.
В 1 классе:
Жи, ши (например: малышы, пружына…)
Ча, ща (например: гущя, пищят…) Чу, щу (например: хохочют, блещют…) Ударные и безударные гласные (паля, сталы…) Парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос). А также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней гласной.
Во 2 классе:
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок, галстуг…) Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто, помедоры…) Правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный…) Не с глаголами (несорит, неидет…).
В 3 классе:
Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…) Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…) Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова, шепчит, светет…)
Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.
В результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся встречаются ошибки на замены согласных букв.
В работах первоклассников чаще заменялись аффрикаты [ч], [ц]. Буква ч заменялась буквами т, ц, щ, ш: «сатёк», сацок» (сачок). Слово цветы писалось так: «светы», «тветы». В слове трещали буква щ заменялась буквами ч, ц, ш, ж: «тречали», «трешали», «трецали».
В работах учащихся 2 и 4 классов эти замены были также многочисленны: «пецально» (печально), «крицали» (кричали) и т. д. Взаимозамены свистящих и шипящих встречались реже. Примеры подобных ошибок: «Шоня» (Соня), «Сура» (Шура), «пусистая» (пушистая). Часто встречались ошибки на смешение звонких и глухих согласных: «пегали» (бегали), «боймал» (поймал), «на луку» (на лугу) и др.
Недостаточное различение твердых и мягких фонем появилось в следующих ошибках: «кастёрь» (костер), «прижки» (прыжки), «мохь» (мох) и т. п.
Помимо указанных ошибок, значительное место в работах учащихся 1–4 классов занимают ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что свидетельствует о недостаточной сформированности звукового анализа у детей.
Условия успешного развития орфографической зоркости.
Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия:
- Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
- Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип:
– определение орфограмм на слух и выделение их в тексте, диктанты;
– списывание текста и выделение орфограммы;
– исправление деформированного текста (текста с ошибками);
– письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
– классификация слов в соответствии с орфограммами;
– выбор слов из текста с заданной орфограммой;
– постановка пропущенных букв в места орфограмм.
- Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Тоцким П.С была разработана система тренировки орфографической зоркости.
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, окружающем мире) отводить по 3–5 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т. д.)
В работе над развитием орфографической зоркости нужно использовать современные образовательные технологии:
- технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
- кейс метод (командная, групповая работа);
- компьютерные технологии обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательский метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение и др.
Приёмы работы по развитию орфографической зоркости
При формировании орфографической зоркости использую следующие виды упражнений:
- Работа с перфокартами;
- Работа в парах;
На карточках написаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы — лото. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограмму и проверочное слово. ЗУБ-ЗУБОК ЮБКА — ЮБОЧКА СКАЗКА — СКАЗОЧКА.
- Использование принципа какографии, т. е. письма с намеренно допущенными ошибками;
- Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке;
- Объяснительные и предупредительные диктанты;
- Выборочные списывания и диктанты;
- Показ нужной орфограммы на карточках — сигналах;
- Письмо по памяти;
- Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко;
- Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха; Очень полезно после разбора упражнений читать тексты так, как написано;
- Прием списывания, как одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Алгоритм списывания может выглядеть так:
В заключение хочу сказать, что значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся.
Литература:
- Тоцкий П.С Орфография без правил /П. С. Тоцкий. — М: Просвещение, 1991.- с.143.
- Кленицкая И.Я Веселые горошины: сборник текстов для комментированного письма и диктантов /И. Я. Клиницкая. –М: Новая школа, 1995.-с.80.