Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Есманская, Н. Е. Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями / Н. Е. Есманская, А. А. Мелехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 490-492. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96824/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются определить особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: когнитивная сфера, младший школьный возраст, речевые нарушения.

С началом школьной жизни у детей младшего школьного возраста под влиянием образовательного процесса, классного коллектива и учителя осуществляется развитие их когнитивной сферы, приобретение таких свойств и качеств личности, характерных для взрослых людей. Это обусловлено тем, что младшие школьники выполняют новые и необычные для них виды деятельности, а также находятся в системе таких межличностных отношений, диктующих от них обладание новыми личностными качествами. Едиными характеристиками всех составляющих когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста должны стать их стабильность, произвольность и результативность. Учащиеся начальной школы, которые имеют подобные качества, выделяются среди сверстников большей заинтересованностью к обучению, наблюдательностью, возможностью качественнее выполнять упражнения и задания, а также воспринимать окружающую их действительность [1, c. 140–168].

Важную роль в совершенствовании когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста выполняет личностная характеристика учителя, его качества, а также глубокая заинтересованность тем, что он преподает, чему желает научить своих учеников. Личный авторитет педагога — крепкий фундамент воспитания у учеников заинтересованности на занятиях, без наличия которой становится маловероятным усвоение изучаемого учебного материала [3, c. 103–120].

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при речевых нарушениях не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с речевыми нарушениями в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер [4, c. 174–182].

В ряде случаев у детей с речевыми нарушениями развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику [2, c. 168–175].

Младшим школьникам с речевыми нарушениями предстоит очень важный момент в их жизни — переход после окончания начальной школы в среднее звено образовательного учреждения. Этот процесс заслуживает самого серьёзного внимания. Связано это с тем, что условия обучения преобразовываются коренным образом. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к другим составляющим когнитивную сферу, а также к личностному совершенствованию учащихся [5].

Однако по результатам проведенного нами исследования мы выяснили, что уровень развития когнитивной сферы у значительного числа учащихся начальной школы с речевыми нарушениями едва достигает нормы, а у многочисленной группы младших школьников с речевыми нарушениями уровень развития явно недостаточен для данного периода онтогенеза, чего нельзя сказать про детей младшего школьного возраста без речевых нарушений.

Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть развиты у учащихся с нарушениями речи к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или получили развитие в недостаточной степени.

Поэтому выявление особенностей когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями имеет важное значение, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработана программа работы и проведена с каждым учеником, тем меньше будет особенностей когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г. С. Абрамова — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 0 672 с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников, практикум по психодиагностике. М. Издательство «Речь» 2005г.
  3. Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи/ О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — 2012.
  4. Кибрик, А. А. Когнитивные исследования: сборник научных трудов. — 5 вып. [Текст] / ред. А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — 294 с.
  5. Лебедева, Т. В. Когнитивные корреляты грамотности у детей с речевыми и языковыми трудностями по сравнению с детьми с другими специальными потребностями / Е. Л. Григоренко, Т. В. Лебедева, Н. А. Прихода, Н. В. Рахлина // Материалы VI Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии «Ребенок с дислексией в реалиях XXI века». — М.: Российская ассоциация дислексии, 2013. — С. 28–34 (0,4 п.л.).
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная сфера, младший школьный возраст, нарушение, ребенок, начальная школа, уровень развития, школьник.


Похожие статьи

Особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями

В статье авторы пытаются определить особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями.

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников

В статье рассматривается, как социальная депривация влияет на формирование речи у младших дошкольников.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики

В данной статье проведен анализ особенностей когнитивной функции внимания. Выявлены две группы с разным уровнем грамматики на основании ее исследуемых параметров у детей с общим недоразвитием речи. В данных группах исследовался уровень устойчивости и...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Похожие статьи

Особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями

В статье авторы пытаются определить особенности возрастного кризиса у младших школьников с речевыми нарушениями.

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников

В статье рассматривается, как социальная депривация влияет на формирование речи у младших дошкольников.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики

В данной статье проведен анализ особенностей когнитивной функции внимания. Выявлены две группы с разным уровнем грамматики на основании ее исследуемых параметров у детей с общим недоразвитием речи. В данных группах исследовался уровень устойчивости и...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Задать вопрос