Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 27.06.2022

Статья просмотрена: 850 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, П. С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития / П. С. Бондаренко, А. В. Арефьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93599/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Ключевые слова: задержка психического развития, связная речь, младшие школьники.

The article contains information about the features of coherent speech of younger schoolchildren with mental retardation. The leading factors contributing to the development of coherent speech of children with mental retardation and the peculiarities of its formation have been studied.

Keywords: mental retardation, coherent speech, junior schoolchildren.

Проблема социальной адаптации детей с проблемами в развитии является актуальной в настоящее время, как в теоретическом, так и практическом отношении. Каждый год только в России рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70 % является инвалидами. Одной из самой многочисленных нозологических групп является группа детей с задержкой психического развития, при этом жизнедеятельность данной категории детей во многом ограничена, дети выбиваются из социума, происходит «социальный вывих» [2, с. 306].

Максимального значения необходимости сформированности связной речи достигается к моменту обучения в школе, то есть в младшем школьном возрасте. Отсутствие к началу обучения в школе у ребенка элементарных речевых умений затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т. А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.

По мнению Ф. А. Сохина: «Связную речь формируют не только за счет последовательности взаимосвязанных мыслей, выражаемых через точные слова правильно построенного предложения. В систему связной речи входят освоенные ребенком звуковые стороны речи, все достижения в сфере овладением родным языком, а так же словарный запас и грамматический строй» [5, с. 224].

По мнению В. К. Воробьевой понятийная база связной речи, формируется из связных сообщений, имеющих сложную степень строения, в сравнении с предложениями. Так как контекстная речь — это особый вид речевой мыслительной деятельности. Даже если ребенок сформировал у себя навыки владения фразами, это не гарантирует ему полноценное развитие умений, направленных на создание связных сообщений. [3, с. 5].

Из-за особенности памяти у детей с задержкой психического развития им очень тяжело дается пересказ текста, который также является видом продуктивной связной речи.

Как отмечает Н. Ю. Борякова «в связной монологической речи детей с ЗПР имеются свои особые характеристики. Дети, с задержкой психического развития получая задания по пересказу текста, выделяют для себя важные детали, связанные с воспроизведением содержательной части текста. Они пересказывают текст со всеми подробностями, проявляя высокую степень точности всех деталей». Дети с данным психологическим диагнозом фиксируют в своей памяти на короткое время определенные слова и выражения. Для того чтобы быстро, но качественно пересказать материал.

Несмотря на такую особенность памяти, эти фрагменты быстро забываются детьми с ЗПР. Так как мозг ребенка не считает нужным внести их в словарный запас и тем самым расширить и активизировать его [1, с. 187].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебряков также смогли выявить особые черты в монологическом речевом развитии у детей младшего школьного возраста с ЗПР, которые сказываются в процессе расширения словарного запаса и формирования грамматического речевого строя.

Детям с ЗПР сложно формировать целенаправленные высказывания. Они чаще прибегают к примитивным грамматическим конструкциям в процессе формирования речевых оборотов. Так же затрудняются связно выражать мысли. Составляя предложения с опорными словами, многие дети допускают ошибки. Выражается это через ошибочное грамматическое оформление речевых оборотов [4, с. 304].

Также выделяется ситуативная и контекстная речь, контекстная речь более сложная, и ей дети овладевают к 4–5 годам. Но у детей с задержкой психического развития она начинает развиваться только ближе к 7–8 годам, что значительно затрудняет формирование у них высокого навыка связного говорения.

Также по мнению В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова: «Дети с ЗПР используют простую диалогическую речь. Излагая свои мысли, они строят предложения с большим количеством ошибок. Это очень заметно в процессе составления сложного предложения. Происходит легкое соскальзывание с основной темы, переплетение тем друг с другом. Дети чаще выбирают знакомые темы для раскрытия, игнорирую в тоже время основное задание [6, с. 95].

Рассказ детей младшего школьного возраста с ЗПР наполнен повторяющимися фразами. Что свидетельствует о динамическом нарушении речевых процессов. Связная речь, имеющая задержку в развитии, имеет:

  1. Несформированное внутреннее речевое программирование.
  2. Неразвитое грамматическое структурирование.

Проанализировав литературу по теме, удалось выявить закономерность в рассказах детей с ЗПР. В них преобладают:

1 — существительные;

2 — местоимения;

3 — наречия;

4 — служебные слова.

Связанно это с тем, что у детей с ЗПР возникают трудности при формировании развернутых высказываний.

В процессе построения предложения ребенок не строит его заново, а воспроизводит фразы или перечисляет субъекты и объекты, которые участвуют в действиях. Так же большое количество местоимений и наречий, которые имеют обобщенное недифференцированное значение, можно объяснить тем, что у ребенка ограниченный словарный запас.

Исследуя связную речь детей с ЗПР, удалось выявить нарушения семантического построения текста и погрешности в языковом оформлении. Большой урон наносится внутреннему программированию и семантической структуре информационного материала.

Проведение специальных исследований внутренних программных элементов связных текстов позволило установить, что семантические компоненты в структурированном тексте детей с ЗПР имеют низкий уровень формирования, если сравнить их с нормой. Но в тоже время соотношение результатов с показателями нормы детей, имеющих умственную отсталость, показывает положительную динамику.

В то же время, если усложнить структуру текстового материала, то показатели семантической структурированной деятельности детей с ЗПР станет уверенно приближаться к показателям уровня умственно отсталых детей.

Таким образом, можно сказать, что у детей с задержкой психического развития нарушены все стороны речи, а также высшие психические функции замедленны и формируются с большим отставанием, что значительно затрудняет их обучение в целом, а также негативно влияет на формирование самостоятельного навыка связного говорения.

Литература:

  1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов — М.,:Астрель,2007.–187с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. — Собр. соч. в 6 т. — М. 306 с.
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 5 с. — (Высшая школа)
  4. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебряков,С. В. Зорина.–М.,2003.–304 с.
  5. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада./ Ф. А. Сохин. М.: «Просвещение», 1976. 224 с.
  6. Ковшиков В. А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Научно-теорет. конф. Дефектология. — Л., 1967. С.95
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, психическое развитие, ребенок, задержка, контекстная речь, младший школьный возраст, особенность памяти, пересказ текста, связная речь детей, связное говорение.


Похожие статьи

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития. Проанализированы особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Перечислены основные проблемы в разв...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Похожие статьи

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития. Проанализированы особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Перечислены основные проблемы в разв...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Задать вопрос