Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.10.2022

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Рыдлевская, А. А. Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития / А. А. Рыдлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95367/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Ключевые слова: дошкольники с общим недоразвитием речи, уровень сформированности речевых компетенций, задержка психоречевого развития, речевой профиль.

В статье представлена организация и содержание исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В исследовании приняли участие дошкольники средней группы (12 человек) с общим недоразвитием речи III уровня пятого года жизни.

В констатирующем исследовании использовались следующие методы: изучение психолого-педагогической документации; наблюдение, беседа, эксперимент.

При изучении психолого-педагогических характеристик детей средней группы с задержкой психоречевого развития были отмечены следующие особенности: у троих детей затруднён процесс познавательной деятельности из-за неустойчивого и рассеянного внимания; незрелость операций мышления; несформированность процессов восприятия. Два дошкольника проявляют замкнутость, застенчивость, нежелание вступать в активный контакт.

В процессе наблюдения за детьми с задержкой психоречевого развития у троих детей отмечалась неясность речи, у четверых испытуемых при произнесении слов наблюдали отставание грамматического строя, у всей группы скудный словарный запас и недоразвитие связной речи.

Беседа с воспитателями группы, логопедом и дефектологом показала, что в звукопроизношении 5 (42 %) детей наблюдались замены звуков, сложных в произношении простыми, например, вместо звука [с] — [ш], [р] — [л], вместо звонких — глухие; смешиваются звуки [т], [д].

В речи дошкольников чаще использовались слова обиходно-бытового значения. Дети испытывали сложности в построении сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Наблюдались аграмматизмы, выражающиеся в неправильном согласовании имен существительных с числительными, недоразвитие фонематических процессов, сложности при произнесении «трудных» слов (гинaсты — гимнасты).

В целях комплексного исследования и выявления уровня речевой компетентности у дошкольников с задержкой психоречевого развития использована методика И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» [3].

Методика была направлена на изучение уровня сформированности речевой компетентности и включала следующие показатели: понимание речи, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, слоговую структуру слова, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связную речь.

Результаты выполнения заданий оценивались в балльно-уровневой системе. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания.

Высокий уровень 5 баллов предполагал, что всем задания выполнены правильно; выше среднего 4 балла — это единичные ошибочные ответы, которые исправлялись ребенком самостоятельно или после уточняющего вопроса; Дошкольники получали средний уровень 3 балла, если большинство заданий выполнялись со стимулирующей помощью, темп выполнения был замедлен, требовалось повторение инструкции; ниже среднего 2 балла — часть ответов с уточняющей помощью, часть — с контекстной подсказкой, темп выполнения был замедлен, требовалось повторение инструкции; низкий 1 балл –неадекватные ответы, помощь ребенок не использовал. [3]

При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата детям быть предложены карточки с упражнениями: улыбка, иголочка, лошадка, качели, маятник и орешек, включающие задание повторить движения. При выполнении заданий у испытуемых мы наблюдали недостаточный диапазон движения языка 25 % (4 человека);у 58 % испытуемых (7 человек) присутствует смыкание губ с одной стороны, движения выполняются в неполном объеме у 42 % испытуемых (5 человек).

Для исследования лексического развития использовались задания на определение уровня сформированности повседневной, редко употребляемой лексики и т. д. Приведем примеры некоторых заданий:

Дошкольникам предъявлялся картинный материал (кукла, мишка, мяч, машинка, матрёшка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник) с инструкцией: «Что это?». Если данное слово отсутствовало в активном словаре ребенка давалось задание: «Покажи, где…». [3]

В результате мы выявили: что глагольный словарь ограничен небольшим количеством слов у 42 % испытуемых (5 человек); трудности вызывают слова редко употребляемой лексики у 67 % испытуемых (8 человек); испытывают трудности при подборе синонимов и антонимов 33 % испытуемых (4 человека).

Для изучения сформированности грaмматического строя языка использовались задания на проверку общего уровня языковых компетенций: «Послушай предложение и повтори его в точности как я»; проверка умения конструировать предложения «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».

Также включены задания на проверку правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительных падежах, усвоение предложно-падежных форм существительных и навыки словообразования.

По результатам исследования выявлено, что испытывают трудности в преобразовании существительных единственного числа в множественное 67 % испытуемых (8 человек), в преобразовании уменьшительно-ласкательных суффиксов — 75 % испытуемых (9 человек); большинство заданий выполняется с уточняющей помощью.

Изучение навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза позволяют выявить у ребенка не только нарушения фонематического слуха, но и ряд других показателей: замедленность, трудности переключения, персеверации. Детям предлагалось повторить слоговые ряды из слов: кот-кит, дом-дым, уточка-удочка, киска-миска и слоговые ряды из слогов: ба-па, мa-ба, ба-ма, га-ка, ва-ка, да-та, ня-на, та-да.

Прилагались также задания на различение на слух оппозиционных фонем на материале слов. В ходе исследования наблюдали замену звука в слове на другой звук у 50 % испытуемых (6 человек).

Для исследования звукопроизносительной стороны речи детям предлагалось повторить слова на разные группы звуков (звонкие, согласные, свистящие, шипящие, сонорные). В результате выявили, что у 42 % испытуемых (5 человек) наблюдалась замена звуков на более лёгкие по артикуляции, искажённое произношение некоторых звуков у 58 % испытуемых (6 человек).

При исследовании связной речи у всех дошкольников (100 %, 12 человек) отмечалось: непоследовательность в изложении; смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе; соскальзывают на второстепенные детали.

Приведем пример результатов логопедического обследования Семёна П.

Лексический запас у Семёна ниже возрастной нормы. Объем предметного словаря — 3 балла. Изучение глагольного словаря показал, что испытуемый может придумать самостоятельно одно слово-действие, отмечались паузы, повторения уже сказанных слов (например: «птичка прыгает... прыгает»), использовал помощь, оценка — 3 балла.

Не сформирован словарь наречий — 1 балл. Задания на подбор определений оценено в 3 балла. Словарь притяжательных местоимений сформирован в пределах возрастной нормы. При выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов испытывает затруднения, выполняет в замедленном темпе — 2 балла. Уровень обобщений был оценён в 2 балла.

Нарушена дифференциация близких по смыслу понятий — 2 балла. Допускает ошибки при выполнении заданий на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах — 3 балла. Навыки словообразования были оценены в 2,5 балла. При обследовании строения и моторики артикуляционного аппарата выявлено, что грубых аномалий в строении нет, но не удаются движения: «Качели» и «Лошадка». Оценка — 3 балла. Нарушено произношение следующих звуков: Л, Ль, Р, Рь, С, Сь, 3, Зь, Ц. Оценка — 2 балла.

Был сделан вывод о том, что у ребенка речевые нарушения носят системный характер. Для овладения всеми компонентами речевой системы мальчику необходима целенаправленная помощь логопеда.

По результатам исследования на каждого ребёнка составлен и проанализирован речевой профиль, разработана индивидуальная и групповая коррекционная работа.

Таким образом, по результатам исследования и анализа речевых профилей выявлено, что у детей среднего дошкольного возраста преобладают средний, ниже среднего и низкие уровни речевой компетентности.

После проведённого нами исследования состояния речи у дошкольников с задержкой психоречевого развития можно сделать вывод, что результаты практического исследования показали необходимость диагностики речевых компетенций и привели нас к выводу о том, что у дошкольников с задержкой психоречевого развития затруднено формирование всех исследуемых речевых компетенций.

Литература:

  1. Ларина Л. Ю. Исследование речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития / Л. Ю. Ларина Педагогический журнал. -2016. -№ 4.- С. 127–139.
  2. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учеб. пособие к спецкурсу / Р.И Лалаева — СПб: МГНП «Внедрение», 1992.
  3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития / И. Д. Коненкова — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005–80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, испытуемый, слово, выполнение заданий, дошкольник, задание, задержка, ребенок, речевая компетентность, связная речь.


Ключевые слова

дошкольники с общим недоразвитием речи, задержка психоречевого развития, уровень сформированности речевых компетенций, речевой профиль

Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты основные особенности психосенсомоторного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (шестой-седьмой год жизни) с нарушениями речевого развития.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Задать вопрос