На сегодняшний день актуальной является проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов играет важную роль в развитии личности в целом и представляет огромное значение для ребенка-дошкольника, так как степень сформированности данных процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К данной проблеме обращались многие педагоги и психологи прошлого, как зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.), так и отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.). В настоящее время возрастная психология располагает обширными и разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей.
Наряду с вышеуказанной проблемой, на современном этапе развития педагогической теории и практики, особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.).
Одним из условий осуществления данного процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи. Детям данной категории следует обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально-психологических особенностей с целью использования всех их потенциальных возможностей, а также разработку и внедрение коррекционно-развивающих технологий, направленных на полноценное формирование и развитие всех видов деятельности (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина, Е. Л. Черкасова).
Для разработки и реализации коррекционно-педагогической работы по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня главными задачами является учет возрастных и характерологических особенности детей данной категории.
С целью выявления особенностей познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, нами проведено исследование на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Сибирячок» города Абакана. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
При проведении исследования использовались следующие эмпирические методики: оценка переключения и распределения внимания «Проставь значки» (автор Р. С. Немов), исследование восприятия цвета, формы, величины «Разложи по цвету, форме, величине» (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), исследование памяти «Запоминание 10 слов», «Запоминание 10 картинок» (автор А. Р. Лурия), исследование мышления «Четвёртый лишний» (автор Н. Л. Белопольская).
Исследовав у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня такие психические процессы как внимание, восприятие, память и мышление, мы выявили следующие особенности познавательных процессов у детей данной категории:
– 35 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, принявших участие в исследовании находятся на низком уровне оценки переключения и распределения внимания;
– 55 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня находятся на среднем уровне восприятия цвета, формы и величины;
– 50 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют низкую способность к произвольному запоминанию на слух;
– 45 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют недостаточный объем произвольной зрительной памяти (низкий уровень памяти);
– 60 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня находятся на среднем уровне наглядно-образного мышления;
– 50 % детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня находятся на среднем уровне наглядно-действенного мышления;
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, свидетельствуют о том, что требуется разработка коррекционно-развивающей программы по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Считаем, что в данной работе важно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, и их причины.
С целью развития познавательных процессов необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы сделать процесс познания эмоционально насыщенным, а также помнить, что показателями активной мыслительной деятельности являются способность относительно долго проявлять интерес к проблеме и наличие интереса к педагогической задаче и процессу её решения.
Литература:
1. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009. — 50 с.
2. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 34.
3. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова.2-е изд. испр. и доп. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 144 с.
4. Широкова, Г.А., Жадько, Е. Г. Практикум детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько; — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — 320 с.
5. Филичева, Т.В., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст] / Т. В. Филичева, Г. В. Чиркина.- М., 2007. — 100 с.