Нарушение норм речи русского языка в речи школьника
Автор: Борисова Любовь Владимировна
Рубрика: Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (12) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 04.11.2019
Статья просмотрена: 1501 раз
Библиографическое описание:
Борисова, Л. В. Нарушение норм речи русского языка в речи школьника / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2019. — № 3 (12). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/144/4578/ (дата обращения: 23.12.2024).
В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного рода речевых нарушений.
Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.
The article deals with the problem of violation of the norms of the Russian language in the speech of schoolchildren. The analysis of the causes of this kind of violations was carried out. The types of errors are highlighted. It is found that reading is one of the levers of correction of this kind of speech disorders.
Key words: speech, schoolboy, school, violation, speech disorder, speech behavior.
Язык народа является важнейшим признаком нации и выражением ее духа. Национальный язык всегда должен быть в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны заботиться о культуре русской речи. В связи с этим невозможно переоценить роль русского языка в процессе обучения школьников.
Язык является исторически развитой формой человеческого общения. Процесс речи включает в себя, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с помощью лингвистических (языковых) средств, а с другой — восприятие языковых конструкций и их понимание. Язык — это психолингвистический процесс, устная форма существования человеческих языков.
Язык является важным элементом человеческой деятельности, который позволяет человеку познавать мир вокруг вас, делиться своими знаниями и опытом с другими и собирать вас для передачи будущим поколениям.
Как средство выражения мысли язык в процессе его развития в онтогенезе становится важнейшим (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без языковой активности.
Одной из задач, стоящих перед учителями, является обучение детей правильному устному и письменному языку, соответствующему нормам литературного языка. Человек с грамотной речью будет успешен в школе, на работе, в общественной жизни. Поэтому учитель должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их исправлять.
Показательно, что в общественном сознании всегда идея значения языковой нормы живет в определении социального статуса личности, и поэтому демонстрация языковых ошибок остается одним из мощных сатирических средств [1].
В 1990-х годах наблюдалась тенденция переносить ответственность за снижение успеваемости в школе на факторы, связанные с ухудшением социально-экономического положения российских семей и здоровья учащихся. в первом десятилетии XXI в. Рост школьных трудностей был связан с неподготовленностью и неподготовленностью образовательных инноваций (от детских садов до университетов).
В психолого-педагогической литературе отмечается, что зачастую вооружение детей навыками письма направлено на конечный формальный результат — написание слова, предложения. В то же время техническая сторона, оперативная — время, затрачиваемое ребенком на написание, качество письма, состояние «давления», остается неурегулированным и неконтролируемым. А именно, эти показатели дают представление о реальном состоянии двигательного развития и навыков письма в целом.
Таким образом, борьба учителей за соблюдение языковых стандартов — это борьба за формирование общей культуры человека с целью донести до него признаки, определяющие его принадлежность к социальному классу — классу образованных людей.
Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов преподавания русского языка в школе. До недавнего времени учителя не могли различить лексические и грамматические ошибки, с одной стороны, и стилистические ошибки, с другой.
Стилистические ошибки часто являются не только стилистическими ошибками, но и лексическими, фразеологическими и грамматическими ошибками, а также логическими и даже — иногда актуальными. Включая перечисленные ошибки в категорию стилистических ошибок, учитель — в логике вещей — считает вас извиняющимся, грубым. При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки и ошибки пунктуации. Таким образом, широкое понятие языковой культуры заменяется узким понятием проверки правописания и пунктуации. Неизбежным следствием этого является низкая культура обучения [2].
Произношение ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Это неправильное произношение звуков в словах, нарушение норм ударения. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, поскольку их нарушение создает неприятное впечатление у слушателя о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Если вы слышите, как учащийся произносит слова неправильно, вам нужно указать, исправить.
Лексические ошибки включают использование паразитических слов. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это различные частицы, слова, которыми оратор заполняет вынужденные паузы: здесь, ну, это, так сказать, в общем, честно говоря, как бы. Разговорные слова в сфере повседневного общения, использование которых неуместно в письменных работах, сообщениях и т. д. Морфологические ошибки — это ошибки в формировании форм различных речевых частей. Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса — построения предложений, правил сочетания слов. Нарушение согласованности (логики) представления приводит к логическим ошибкам. К этим типам ошибок относятся следующие недостатки в содержании работы:
– нарушения последовательности изложения;
– отсутствие связи между частями и предложениями;
– необоснованное повторение ранее высказанного мышления;
– фрагментация в другой истории микротемой;
– несоответствие частей утверждений;
– отсутствие необходимых деталей;
– перестановка фрагментов текста (если не по представлению раскрыть),
– несанкционированная замена лица повествование становится (например, сначала от первого, а затем от третьего лица) [3].
Этические ошибки. Есть работы, в которых проявление речевой агрессии, обиды было зафиксировано.
Исходя из практики и опыта изучения проблем языкового развития учащихся начальной школы, для определения причин, можно говорить о том, что, в первую очередь, важно изучить причины возникновения нарушения речи у школьников, а впоследствии работать с решением данной проблемы.
В свою очередь, я работаю с детьми, родителями, изучаю литературу, чтобы узнать больше и научиться применять методы языковой коррекции. Моя цель требует больших усилий, но результат оправдает все трудности на моем пути и пути моих учеников.
Литература:
- Алмазова Анна Алексеевна Особенности обучения русскому языку школьников с нарушениями речи // Вестник ТГУ. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-russkomu-yazyku-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi
- Соколова Ирина Алексеевна Механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Концепт. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-simptomatika-narusheniy-pisma-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-intellekta
- Турчин А. С. Проблема нарушений письменной речи подростков-школьников // Экономика образования. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pismennoy-rechi-podrostkov-shkolnikov
Ключевые слова
речь, школа, школьник, речевое поведение, нарушение речи, нарушение, речевое поведение.Похожие статьи
Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся
Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Ознакомительное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению ознакомительного чтения в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. В процессе преподавания иностранного языка становится очевидным, что незрелость навыков чтения студентов проявляется в том, чт...
Использование фразеологических оборотов в процессе изучения русского языка как неродного
В статье рассмотрены примеры использования фразеологических оборотов в процессе изучения русского языка как неродного, для развития языковой компетенции студентов.
Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...
Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычным текстом в вузе. В процессе преподавания иностранного языка необходимо учить формулировать ядерное высказывание, извлекать необходимую информацию из текста. При этом следует иметь...
Показатели понимания содержания текста на иностранном языке
Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...
Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...
Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста
В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...
Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка» учащегося
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся культуры речи на иностранном (английском) языке, в частности, произносительной культуры, приводятся примеры нарушения произносительной нормы в ситуациях межкультурного общения.
Похожие статьи
Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся
Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...
Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения
В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...
Ознакомительное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению ознакомительного чтения в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. В процессе преподавания иностранного языка становится очевидным, что незрелость навыков чтения студентов проявляется в том, чт...
Использование фразеологических оборотов в процессе изучения русского языка как неродного
В статье рассмотрены примеры использования фразеологических оборотов в процессе изучения русского языка как неродного, для развития языковой компетенции студентов.
Особенности работы над лексикой в процессе преподавания иностранного языка в вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. В процессе преподавания иностранного языка необходимо работать над словообразованием, изучать возможности сочетаемости слов и фразеологических единиц, а также уделять в...
Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычным текстом в вузе. В процессе преподавания иностранного языка необходимо учить формулировать ядерное высказывание, извлекать необходимую информацию из текста. При этом следует иметь...
Показатели понимания содержания текста на иностранном языке
Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...
Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...
Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста
В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...
Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка» учащегося
В статье поднимается вопрос о необходимости формирования у учащихся культуры речи на иностранном (английском) языке, в частности, произносительной культуры, приводятся примеры нарушения произносительной нормы в ситуациях межкультурного общения.