Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15849/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Ключевые слова: выразительное чтение, интонационные правила.

Систематическую работу по совершенствованию навыков выразительного чтения и одновременно работу по закреплению и углублению имеющихся у школьников синтаксических и пунктуационных знаний можно с успехом организовать при изучении частей речи.

Задача преподавателя при изучении любой части речи заключается не только в том, чтобы дать ей грамматическую характеристику, но и в том, чтобы показать школьникам ее роль в связной речи и научить их использовать эту часть речи в своей речевой практике. Поэтому на уроках русского языка мы чаще имеем дело не с отдельными словами, а с предложениями и контекстными отрывками. Отсюда ясно, что при изучении всех частей речи открываются значительные возможности для работы над правильным произнесением различных по цели высказывания и по синтаксической структуре предложений.

При изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное» и «Местоимение» школьники в упражнениях учебника встречают чаще всего повествовательные предложения, что дает возможность закрепить и отработать интонацию сообщения. Особенно важно это при произнесении стихотворных текстов, так как в их чтении ученики часто допускают ошибки (в конце стихотворной строки, совпадающей с концом повествовательного предложения, повышают голос).

Но учащиеся должны уметь читать не только повествовательные, а и вопросительные и восклицательные предложения, т. е. уметь воспроизводить и интонацию сообщения, осложненную какими-либо сильными чувствами говорящего (в восклицательном предложении), и интонацию вопроса.

Закрепить навыки чтения различных по цели высказывания предложений можно на некоторых упражнениях школьного учебника.

Укажем тот материал из программных художественных произведений, который представляет, по нашему мнению, наибольшие возможности для обучения выразительному чтению предложений повествовательных, вопросительных и восклицательных.

  1. И. С. Тургенев. «Муму»

«Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона»...— «Слушаю-с», — произнес Гаврила и удалился».

«Барыня увидала её». — «...Скорей, Степан!»

«На другое утро она велела позвать Гаврилу»... — «Гаврила вышел».

  1. В. Г. Короленко. «Дети подземелья»

«Дверь часовни была крепко заколочена»... — «Я успел только разглядеть смутное очертание небольшой, как будто детской руки».

«Как твое имя?».. — «...Я тебе помогу взобраться на окно, а сами мы выйдем другим ходом».

«Солнце недавно еще село за гору». — «Через четверть часа я спал уже глубоким сном».

«Он усадил ее на траву»... — «...чувство щемящего до боли сожаления сжимало мне сердце».

«Слыша, как он отзывается о Тыбурции»... — «Все это заставило меня глубоко задуматься».

«Валек был грустнее и молчаливее обыкновенного». — «...не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно».

И на уроках русского языка, и на уроках литературы учитель должен внимательно слушать и в случае необходимости исправлять чтение каждого предложения.

Если для закрепления какого-либо грамматического правила привлекается отрывок из знакомого учащимся литературного произведения, то нужно стараться подобрать его так, чтобы он содержал различные по цели высказывания предложения. В этом случае будет возможность при чтении предложений обратить внимание класса на их различное интонационное оформление и добиться правильного их произнесения.

Повторяя с учениками сведения об употреблении существительного в роли подлежащего и дополнения и используя уже имеющиеся у них знания об однородных членах предложения, можно провести наблюдения над произношением предложений с однородными подлежащими и дополнениями. Учитывая то обстоятельство, что среди школьников бытует термин «перечисление», который они с III класса приравнивают к термину «однородные члены», можно ввести в употребление термин «перечислительная интонация». Материал для частичного грамматического разбора (найти однородные подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными), для наблюдений за интонационной стороной текста и для упражнений в правильном воспроизведении перечислительной интонации можно взять из хрестоматии по литературе для V класса. Среди произведений, которые можно использовать с этой целью, назовем повесть Короленко «Дети подземелья» и басню Крылова «Квартет», совпадающие по времени изучения с темой «Имя существительное».

Находя имена существительные в роли однородных подлежащих и дополнений, учащиеся имеют дело с предложениями или контекстными отрывками из знакомых произведений, что сокращает до минимума вариативность в чтении. Попутно детям сообщается, что однородные члены предложения, выраженные любой частью речи и соединенные при помощи перечислительной интонации, почти всегда несут на себе смысловые (логические) ударения. Обращаясь к художественным произведениям, мы покажем пятиклассникам на уроках литературы, что это грамматико-интонационное правило помогает автору решать его, писательские задачи. Так, басня И. А. Крылова «Квартет» начинается предложением с однородными подлежащими:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Учитель отметит, что названия четырех участников квартета автор недаром поместил на четырех отдельных строках. Такое расположение сосредоточивает наше внимание на словах: проказница-Мартышка, Осел, Козел, Мишка. Произнеся их с особыми ударениями, паузами и перечислительной интонацией, читающий этим самым помогает и слушателям сосредоточить внимание на героях басни — участниках квартета, лучше осознать идею произведения: если за сложное дело принялись невежды, толку не будет.

Следующее предложение этой басни:

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет

начинается с перечисления однородных дополнений. Подчеркивание их голосом усилит зримость картины тщательных приготовлений к «триумфу».

До сознания учащихся доводится мысль о том, что в нашей устной и письменной речи ничто — ни выбор слов, ни порядок их в предложении, ни интонация — не бывает случайным. Все помогает достичь той цели, которую мы ставим перед высказыванием.

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение. 2002
  2. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Издательство Харьков. 1960
  3. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело. 2007
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, перечислительная интонация, русский язык, урок литературы, III, дополнение, имя, интонация сообщения, однородный член предложения, предложение, участник квартета, часть речи.

Похожие статьи

Связь уроков русского языка и литературного чтения

В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Опыт использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с целью формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Похожие статьи

Связь уроков русского языка и литературного чтения

В статье авторы представляют опыт своей работы по развитию выразительной речи обучающихся.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).

Опыт использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с целью формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...