Метод проектов в обучении английскому языку младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, Е. С. Метод проектов в обучении английскому языку младших школьников / Е. С. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119860/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается метод проектов в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста, который представляет собой инновационный подход к развитию навыков английского языка, посредством участия в проектах, которые имеют отношение к их увлечениям. Также метод проектов может стать эффективным инструментом для повышения мотивации к обучению английскому языку, развития коммуникативных навыков и творческого мышления, умению работать в группе.

Ключевые слова: проект, младшие школьники, английский язык, критическое мышление, самостоятельная работа.

Младший школьный возраст — это возраст детей 6–11 лет, которые обучаются в 1–4 классах начальной школы. Начало обучения в школе означает переход от игровой деятельности к учебной, которая становится ведущей в формировании основных психологических новообразований. Именно в этом возрасте доминирующей функцией ребенка становится мышление. Развитие критического мышления у младших школьников неотъемлемая часть обучения, ведь благодаря этому ребенок учится искать и анализировать информацию, в результате анализа делать выводы, а также формировать собственное мнение. Сорокоумова Е. А. рассматривает младший школьный возраст как «период, когда дети впервые начинают осознавать себя как субъектов деятельности и общения. Они открывают в себе новые возможности, стремятся к самостоятельности и признанию, активно познают окружающий мир и свое место в нем» [5, с.216].

Эффективное обучение английскому языку детей младшего школьного возраста имеет сегодня первостепенное значение, поскольку английский язык стал международным средством общения. Традиционные методы обучения, ориентированные на грамматические правила и механическое запоминание, зачастую не обеспечивают глубокого погружения в язык и развития коммуникативной компетенции. В связи с этим все более актуальными и перспективными становятся проектные методики, основанные на практическом применении знаний и навыков. В данной статье мы рассмотрим, как метод проектов может быть использован для повышения мотивации к изучению английского языка, развития коммуникативных навыков, критического и творческого мышления у младших школьников.

Для начала зададимся вопросом: «Что такое метод проектов?». Полонский В. М. рассматривает метод проектов, как одну из форм организации обучения. «Метод проектов — это форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей» [4, с. 80]. Целью проектной деятельности является понимание и практическое применение учащимися полученных знаний, умений и навыков.

Метод проектов уже более века используется в образовательном процессе. Он возник в начале 20 века как ответ на запрос общества на изменения в подходах к обучению. «Обучение через деятельность» — ключевая идея Джона Дьюи, американского педагога и философа, который подчеркивал важность активного вовлечения учащихся в процесс обучения, что позволяло им не только запоминать материал, но и связывать его с практической жизнью [6, с. 360–366]. В 20-х годах 20 века идеи Дьюи были продолжены Уильямом Хердом Килпатриком, который предложил метод проектов как активный способ обучения, акцентируя внимание на значимости самостоятельной деятельности учащихся для достижения их целей. Этот метод стал популярным среди педагогов в середине 20 века. В последние годы метод проектов стал неотъемлемой частью образовательных программ, обогащая процесс обучения английскому языку, формируя у учащихся критическое мышление, креативность и навыки работы в команде [7, с. 30–33].

Разделяя метод проектов по типам, выделяют исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные и межпредметные проекты. Исследовательские охватывают анализ тем, связанных с культурой англоязычных стран. Творческие проекты предполагают создание уникального продукта (например, разработка книги или видеоролика). Информационные фокусируются на сборе и представлении информации (в виде буклетов или постеров). Практико-ориентированные направлены на применение языка в реальных ситуациях (например, организация англоязычного мероприятия). Межпредметные проекты объединяют изучение английского языка с другими предметами (например, создание презентации по экологии). Такой разнообразный подход делает изучение языка интересным для старшеклассников, однако выбор темы должен соответствовать интересам учащихся и образовательным целям. Для младших школьников важны адаптация проектов к возрастным и языковым особенностям [2, с. 94–99].

Метод проектов состоит из последовательных этапов, каждый из которых играет ключевую роль в реализации проекта. На первом этапе учащиеся выбирают тему, формулируют цели и задачи, разрабатывают план работы. Второй этап включает в себя поиск и обработку информации, создание необходимых материалов (презентаций, отчетов, графиков). На третьем этапе происходит публичная защита проекта — представление результатов в виде устных выступлений, выставок или мультимедийных презентаций. Финальный этап — рефлексия, на которой учащиеся анализируют результаты своей работы, оценивают сильные и слабые стороны, формулируют выводы и рекомендации по улучшению работы. Каждый этап важен для достижения результата: планирование помогает четко определить цели, реализация ставит учащихся перед задачами применения полученных знаний, представление результатов развивает навыки публичных выступлений, рефлексия способствует критическому осмыслению проделанной работы [1, с. 66–73].

Метод проектов, применяемый в обучении английскому языку младших школьников, обладает рядом преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для достижения образовательных целей. Во-первых, проектная деятельность позволяет детям окунуться в увлекательный процесс создания чего-то нового, имеющего практическое применение. Участвуя в проектах, дети не просто изучают язык, а используют его в реальных ситуациях, что повышает их мотивацию и интерес к обучению. Во-вторых, метод проектов подразумевает активное взаимодействие между учащимися, как в группах, так и при презентации результатов. Дети учатся общаться друг с другом на английском языке, развивая навыки говорения, аудирования и письма. В-третьих, проекты побуждают младших школьников искать решения, разрабатывать идеи, творчески подходить к задачам. Дети учатся анализировать информацию, отбирать необходимые данные, использовать свои знания и навыки для решения практических задач. Также в рамках проектов дети учатся планировать свою деятельность, распределять время, брать на себя ответственность за выполнение определенных задач. Это формирует навыки самостоятельной работы и самоорганизации, необходимые для успешного обучения. Более того, проекты могут быть связаны с изучением разных культур, традиций и обычаев англоязычных стран, что помогает расширить кругозор, формирует толерантное отношение к другим культурам и способствует пониманию межкультурных различий.

Но несмотря на множество преимуществ, некоторые педагоги допускают серьезные ошибки, которые значительно снижают потенциал данного метода. Эти ошибки могут быть связаны как с применением самого метода проектов, так и с проблемами разработки и реализации проекта. Лазарев Т. считает, что «одной из распространенных ошибок в преподавании методом проектов является формальный подход к его реализации» [3, с. 9–10]. По его словам, проект не должен превращаться в рутинное задание. Важно, чтобы учащиеся были вовлечены в процесс, проявляли инициативу и получали удовольствие от работы. Рассмотрим еще несколько ошибок учителей, применяющих метод проектов. Во-первых, основной задачей проекта является решение конкретной проблемы, которую преподаватель ставит перед учащимися. Именно в поисках ответа дети и будут получать необходимые знания. Но, к сожалению, многие учителя подменяют основную задачу, заменяя ее на традиционное изучение тематического материала, которое оформлено под видом «проекта». И конечно, данную работу уже нельзя будет назвать проектом, так как из нее исключается проектная технология, которая направлена на исследование, поиск ответов и решение практических задач. Еще одной ошибкой педагога является недостаточное уделение внимания поиску и выбору идей. Как уже было сказано, проект разрабатывается для решения конкретных проблем. Задача учителя найти проблему, которая будет интересна и значима для учащихся, чтобы они сами горели желанием найти ей решение. В данном случае мотивация обеспечит вовлеченность, ответственность и заинтересованность в изучении нового материала.

Подводя итог, можно отметить, что метод проектов представляет собой ценный педагогический инструмент, который может существенно повысить мотивацию младших школьников к изучению английского языка. Реализация проектов развивает у младших школьников такие важные навыки, как умение работать в команде, принимать решения, критически мыслить и решать поставленные перед ними проблемы. Кроме того, метод проектов создает возможности для межпредметной интеграции, что способствует формированию целостной картины мира и развитию творческих способностей учащихся. При умелом использовании метод проектов может стать эффективным средством обучения английскому языку, мотивируя учащихся и обеспечивая им прочный фундамент для дальнейшего языкового и личностного развития.

Литература:

  1. Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся/ Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — учебное пособие для вузов — 2024. — с. 115 — URL: https://urait.ru/book/metody-organizacii-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-544679 (дата обращения: 17.10.2024)
  2. Заграничная Н.А, Добротина И. Г. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде: учебно-методическое пособие — 2014 — с. 94–99
  3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2015. № 1. с. 9–10.
  4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004. — с. 80.
  5. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения/ учебное пособие для вузов — 2024. — с. 216 — URL: https://urait.ru/book/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-samopoznanie-v-processe-obucheniya-539745 (дата обращения: 16.10.2024)
  6. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность //Вестник ОГУ. 2011. № 2 с. 360- 366.
  7. Томюк О. Н., Филоненко И. А. Проектная деятельность как условие развития личности школьников // Современные проблемы образования: сборник научных статей. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. С. 30–33.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, английский язык, младший школьный возраст, проект, учащийся, критическое мышление, навык, процесс обучения, ребенок, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос