В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на уроке, успешность и эффективность обучения возрастает. В статье представлены примеры аудиальных, визуальных и кинестетических методов работы.
Ключевые слова: иностранный язык, мультисенсорный подход, средняя школа, сенсорные каналы, способы преподавания, личностно-ориентированное обучение.
В современном мире изучение иностранных языков подразумевает не только заучивание лексического материала и грамматических конструкций, но и является постижением новой, более или менее чуждой обучающемуся картины мира.
Одним из современных и эффективных подходов в обучении иностранным языкам, который все больше используется учителями по всему миру, можно назвать мультисенсорный подход. Данная концепция обучения подразумевает, что дети обучаются лучше, когда усвоение материала происходит через трехканальную систему восприятия: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Термин «мультисенсорный» восходит к латинским корням: multum — много и sensus — восприятие, чувство, ощущение.
Каждый обучающийся обладает своим собственным неповторимым стилем познания, своими когнитивными особенностями, которые оказывают непосредственное влияние на усвоение нового материала.
Теорию множественных одаренностей в 1983 г. предложил американский психолог Говард Гарднер. Согласно его утверждениям, если ребенок может легко считать и быстро умножать, это совсем не свидетельствует о его гораздо более высоком умственном развитии. Вероятнее всего у других детей сильно выражены другие виды когнитивных способностей: музыкальная или художественная одаренность, способность легко и эффективно вступать в коммуникацию с другими людьми и др [1].
Хотя некоторые психологи и не поддерживают теорию множественного интеллекта, многие работники образования встретили ее с энтузиазмом. Теория множественного интеллекта не только соответствует их представлениям, что дети бывают умны по-разному, она также вселяет надежду, что гораздо большее их число удастся эффективно обучать, если их предпочтительные способы познания будут учтены при составлении программ, преподавании и оценке.
Люди получают информацию из внешней среды с помощью трех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. В соответствии с этим люди делятся на кинестетов, аудиалов и визуалов [2].
Визуалы. Сюда можно отнести людей, которые запоминают максимальное количество информации, преимущественно используя зрение. Они буквально «видят» окружающий нас мир. Как правило, у них пристальный взгляд, высоко поставленный голос и направленные от себя горизонтальные жесты. Во время общения визуал четко смотрит в глаза своему собеседнику.
Аудиалы. Эта категория включает в себя людей, получающих информацию в основном через аудиальный канал. Обычно они имеют поразительно острый слух и хорошую память. В разговоре такие люди предпочитают больше слушать, чем смотреть на собеседника или прикасаться к нему.
Кинестетики. Восприятие информации в большей степени связано с ощущениями (осязание, обоняние и др.), а также посредством телодвижений. Такие люди устанавливают с окружающим миром тактильный контакт. Они не способны скрывать свои чувства. Кроме того, людей с данным психотипом несложно выявить, так как они обладают заметной жестикуляцией, импульсивностью и консервативностью.
Изучение иностранных языков в школе является, в первую очередь, процессом восприятия и усвоения предлагаемого языкового материала. Проведено огромное количество научных исследований об особенностях восприятия информации обучающимися разного возраста. Логично, что есть люди, для которых один канал предпочтительнее другого. Конечно, преподавателю сложно подстроиться под один конкретный тип (зрительный, слуховой, кинестетический). Но при введении материала или его отработки, учитывая все возможные сенсорные способности, каждый ребенок сможет иметь больше шансов на успех, а заодно и развить остальные типы восприятия [3]. Мультисенсорный подход предлагает различные виды деятельности, например, использование реальных предметов, изображений, тематических историй и др.
Для развития визуальных способностей следует применять тексты и изображения на бумаге, плакатах, проекторах, использовав цвета для выделения главной информации. При работе с лексикой, эффективнее вести визуальный словарь, который облегчит запоминание слов. Особенно востребованными креолизованные или мультимодальные тексты становятся сейчас, в условиях видеовербальной парадигмы. Кроме того, работа с креолизованными текстами гармонично вписывается в рамки системно-деятельностного подхода, подразумевающего самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Слуховые методы включают аудиозаписи, парное чтение, разговорную речь, скороговорки, песни. Кроме того, аудиалы хорошо запоминают то, что обсуждали. Будь то спорная тема, заданная учителем в начале урока, обсуждение преимуществ и недостатков на различную тематику [4].
Кинестетические методы включают мелкие и грубые моторные движения во время песни, физкультминутки, игры с мячом, деятельность с подделками из пластилина, бумаги. К такому типу заданий можно отнести и «Laufdiktat», который рекомендуют создатели курса для школьников на веб-сайте Гете-Института. Его суть в том, что ученик бегает от своей парты до стены на расстоянии 4 метров, где расположен текст диктанта, запоминает предложения или слово, а затем бежит обратно и записывает. Такой способ помогает сконцентрироваться и допустить меньше ошибок.
Все вышеперечисленное имеет место быть на уроках иностранного языка вне зависимости от преобладающего типа мышления в группе. Однако, существуют такие виды деятельности, которые помогут затронуть сразу несколько каналов восприятия одновременно. В учебных пособиях по иностранным языкам часто фигурируют диалоги на различные ситуации общения, либо же обучающиеся самостоятельно составляют их между собой. Например, после прослушивания диалога в форме телефонного разговора, необходимо его разыграть: использовать телефоны, верную интонацию предложений, мимику, жесты, искренне посочувствовать собеседнику или порадоваться за него. Такого рода задания помогают лучше усвоить лексический и грамматический материал. В свою очередь, ученики сами являются главными героями. Они слушают друг друга, визуализируют образы и жестикулируют.
Благодаря таким особенностям детей преподавателю не только проще разобраться в поведении учеников, но и предоставлять такие задания, которые предусмотрены на различные потребности и способности. Это напрямую упрощает освоение школьного предмета. Для того чтобы максимально полезно проводить уроки, учителю стоит преподнести тот же самый материал несколько раз на разных «сенсорных языках». Продуктивность деятельности учителя очень важна на уроках, а взяв во внимание все органы чувств обучающихся, он обойдет множество трудностей и заложит прочную базу знаний.
Литература:
- Говард Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. — М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2007.
- Акимова М. К. Психологические особенности индивидуальности школьников. — М.: Академия, 2002.
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения: практическая психология. — М.: Сфера, 2003.
- Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. — М.: Айрис-пресс, 2006.