Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 01.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Сивцева, С. М. Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы / С. М. Сивцева, А. С. Сивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116934/ (дата обращения: 17.08.2024).



В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы организации взаимодействия между учителем и учениками, учитывающая их индивидуальные особенности. Особое внимание уделяется роли грамматики в процессе обучения, её влиянию на ясность и эффективность устных и письменных высказываний. Обсуждаются различные подходы к обучению грамматике, такие как эксплицитный (индуктивный и дедуктивный) и имплицитный, а также методы формирования грамматических навыков через коммуникативно ориентированные упражнения. Подчёркивается необходимость систематического изучения грамматики и её важность для развития когнитивных способностей и речевой компетенции. В статье также рассматриваются факторы, влияющие на мотивацию подростков к изучению, и предлагаются стратегии, направленные на эффективное обучение грамматике в 7 классе средней школы.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, методика обучения, грамматика, эксплицитный подход, имплицитный подход, индуктивный метод, дедуктивный метод, коммуникативные упражнения, мотивация подростков, средняя школа.

В методике обучения иностранным языкам термин «метод» применяется для описания основного подхода или направления, которое определяет конкретные цели, содержание и принципы обучения.

При представлении метода в контексте обучения иностранному языку стоит учитывать, что это означает не только просто название подхода, но и систему обучения внутри этого конкретного направления. Эта система может отражать концепции автора (или авторов), которые разработали этот метод.

Кроме того, термин «метод» также указывает на способ организации взаимодействия между учителем и учащимися в процессе обучения иностранному языку. Это включает в себя методические приемы, используемые средства обучения, различные организационные формы работы и учет индивидуальных особенностей учащихся, таких как их возраст, уровень подготовки по языку, степень мотивации, а также доступное время для изучения [8]. Таким образом, метод включает в себя не только теоретические принципы, но и практические инструменты и приемы, используемые для эффективного обучения иностранному языку.

Усвоение грамматики является неотъемлемой частью изучения иностранного языка обучающимися. Без правильного применения грамматических структур, устные и письменные высказывания лишаются существенной части своей ясности и эффективности.

При обучении иностранному языку, грамматика играет ключевую роль, поэтому преподавателям стоит тщательно выбирать методы передачи знаний в этой области каждому ученику [2].

Как было указано ранее, в период подросткового возраста нередко наблюдается существенное снижение мотивации к учебе. Этот феномен может быть обусловлен несколькими факторами. Во-первых, подростки могут начинать задавать себе вопросы о цели учебы и ее значимости для своего будущего. Возникающие сомнения могут подорвать их мотивацию и интерес к учебному процессу. Во-вторых, внешние факторы также играют важную роль: подростки могут быть отвлечены социальными сетями, сверстниками или другими внешними влияниями, что отрицательно сказывается на их концентрации и вовлеченности в учебу. Кроме того, некоторые подростки могут столкнуться с давлением или негативным отношением к учебе со стороны окружающих, что также может снижать их мотивацию к учебе [7]. Именно поэтому следует учитывать возраст обучающихся 7-го класса как для обширного обучения иностранному языку, так и более углубленного изучения грамматики.

Все методы овладения грамматикой иностранного языка в подростковом возрасте опираются на принцип сознательности. Каждый метод стремится к определенному балансу между теорией и практикой. Ни чистая теория без ее подтверждения на практике, ни практика без понимания теоретических основ не считаются эффективными в школьном курсе.

Грамматический навык — это умение использовать грамматические структуры как в продуктивной, так и в рецептивной речевой деятельности автоматически [1]. Процесс формирования грамматических навыков проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу: знакомство с грамматическими явлениями, освоение отдельных действий, их совмещение с другими, систематизация и обобщение, и, наконец, интеграция грамматических навыков в речевую деятельность.

Основная цель грамматических упражнений — обеспечить школьникам практические навыки работы с грамматическим материалом. Одним из условий эффективного формирования грамматических навыков является наличие достаточного количества лексического материала, на который эти навыки могут быть распространены. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение действий на разнообразном лексическом материале.

Формирование грамматических навыков является сложным и важным аспектом обучения речи. Они помогают выбирать соответствующие модели в различных ситуациях и корректно оформлять речевые высказывания [29].

Современные методики развития и улучшения формирования грамматических навыков базируются на выполнении разнообразных коммуникативно ориентированных упражнений. Коммуникативные задания включают в себя ситуационные упражнения, которые создают реальные обстановки для общения, стимулируют диалог и позволяют выражать свои мысли, используя изученный языковой материал. Они осуществляются путем предоставления инструкций, выбора соответствующих фраз для реальных ситуаций и создания контекстов общения. Участвовать в таких упражнениях могут как пары учащихся, так и целые группы. Важно отметить, что коммуникативные задания также имеют диагностическую функцию, помогая выявить уровень сформированности грамматических навыков учащихся. В целом, обучение грамматике английского языка строится на диалогическом взаимодействии, где присутствуют участники, контекст общения и языковые материалы [6].

Исследования в области методов преподавания грамматики обнаружили множество подходов. Традиционно выделяют два основных: эксплицитный и имплицитный [3].

В эксплицитном подходе акцент делается на объяснении грамматических правил, в то время как в имплицитном подходе основное внимание уделяется повторению и заучиванию правильных структур без изучения самих правил. Эксплицитный подход может реализовываться через два метода: индуктивный и дедуктивный.

При индуктивном методе учащимся предлагается фрагмент языковой ситуации для анализа и выявления грамматических закономерностей, а дедуктивный метод начинается с предоставления учителем грамматических правил, после чего ученики их отрабатывают. Индуктивный метод считается более ценным с точки зрения развития когнитивных способностей учащихся и формирования у них стратегий самообразования, однако требует больше времени и усилий со стороны педагога. Обучение грамматике часто вписывается в рамки коммуникативного подхода, который считается более эффективным, так как усвоение грамматики происходит в процессе решения коммуникативных задач. Традиционный подход к обучению грамматике чаще всего базируется на передаче знаний и заучивании правил, в то время как альтернативный подход уделяет больше внимания смысловой стороне речи.

Также на первых этапах обучения грамматике часто используется методика, при которой грамматика усваивается не через объяснение правил, а через непосредственное погружение в язык, что называется имплицитным подходом к обучению. Этот подход часто применяется как в начальном обучении иностранному языку, так и в развитии коммуникативных навыков. В ряде учебных материалов начальной школы успешно сочетаются два подхода: структурный и коммуникативный. Структурный подход основан на выполнении упражнений, направленных на отработку грамматических конструкций. Этот метод включает в себя несколько этапов:

1) Прослушивание речевых образцов с определенной грамматической структурой.

2) Повторение образцов хором или индивидуальное произнесение за учителем или диктором.

3) Упражнения в форме вопросов и ответов с использованием изучаемых грамматических конструкций в парах и с преподавателем.

4) Проведение обучающего диалога, включающего несколько грамматических структур [3].

Помимо эксплицитного и имплицитного подхода, формирование грамматических навыков реализуется с помощью дифференцированного подхода, сочетающего в себе индуктивный и дедуктивный метод обучения [5].

Для актуализации грамматического навыка учитель должен обеспечить обучающихся следующими этапами:

  1. Знакомство с материалом;
  2. Тренировку материала;
  3. Применение изучаемого материала в речи.

При обучении грамматике, часто игнорируется последний этап. Многие студенты и преподаватели считают, что работа над грамматическими навыками требует особого внимания, терпения и не может быть «развлекательной» частью урока.

Сам процесс отработки грамматики вызывает сомнения не только у учителей, но и у студентов, которые рассматривают его как «несерьезные игры» и предпочитают традиционные грамматические упражнения и исправление ошибок.

Важно отметить, что не все грамматические упражнения должны быть коммуникативными. Тем не менее, тренировочный характер упражнений предполагает содержательность, речевую и социокультурную ценность заданий. В практике обучения иностранному языку (а также в других областях), важно объединять практические, образовательные и развивающие цели. Формирование языковой компетенции не противоречит формированию речевой и социокультурной компетенций.

Когда дело касается обучения грамматике, это может проявиться в учете содержательной и социокультурной ценности предложений и совмещении упражнений, предшествующих и последующих речевой практике [5].

Системное изучение грамматики подростками является самым подходящим способом обучения иностранному языку по некоторым причинам:

  1. С начала младшего подросткового возраста (9–10 лет) люди начинают развивать критическое мышление. При изучении грамматики через усвоение грамматических категорий устанавливаются системные связи в языке, что позволяет делать речь грамматически правильной и чистой без лишних усилий.
  2. Изучение грамматики представляет собой увлекательное и интересное погружение в новые понятия.
  3. Систематическое изучение грамматики позволяет глубже понять культурные особенности говорящих на этом языке и их менталитет.
  4. Изучение грамматики иностранного языка помогает лучше понять особенности структуры родного языка.
  5. Развитие грамматических навыков способствует развитию логического мышления и улучшению памяти, а также дисциплинирует ум.
  6. Навыки грамматики в устной и письменной речи облегчают взаимодействие и общение [5].

Эффективное обучение грамматике в 7 классе средней школы требует комплексного подхода, учитывающего особенности возраста, уровня подготовки и познавательных способностей учеников. Ключевыми аспектами методики являются сбалансированное сочетание теоретических знаний и практических навыков, поэтапное формирование грамматических компетенций, активное использование разнообразных упражнений и учет индивидуальных потребностей каждого ученика.

Важно, чтобы методические подходы способствовали не только усвоению грамматических правил, но и развитию навыков их применения в аутентичных языковых ситуациях. Грамматические упражнения должны быть разнообразными, интересными и адаптированными к уровню понимания и способностям учащихся.

Таким образом, успешное обучение грамматике в седьмом классе средней школы требует грамотного подхода к выбору методических приемов, активного вовлечения учеников в учебный процесс и постоянного анализа результатов с целью корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями учащихся.

Литература:

  1. Петруль, А. Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению / А. Н. Петруль. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 172–176.
  2. Сакаева, Л. Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие). — 2016. — С. 25.
  3. Салпагарова, А. А. Подходы и методы преподавания грамматики английского языка / А. А. Салпагарова, Э. К. Текеева — Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №. 58–2. — С. 216–219.
  4. Соболева, Е. А. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку / Е. А. Соболева, Г. Н. Папоян — Наука и образование сегодня. — 2019. — №. 1 (36). — С. 77.
  5. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. — 2021. — С. 115.
  6. Урусова, Л. Р. Содержание и методы обучения грамматике в общеобразовательной школе / Л. Р. Урусова, М. Б. Шидакова –Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — №. 75–4. — С. 285–288.
  7. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
  8. Шульга, Г. А. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения слушателей на факультете профориентации и довузовской подготовки // Непрерывная система образования «школа-университет». Инновации и перспективы. — 2020. — С. 443–446.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, грамматик, имплицитный подход, навык, упражнение, изучение грамматики, индуктивный метод, учебный процесс, эксплицитный подход, эффективное обучение.


Похожие статьи

Задать вопрос