Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Текова, А. М. Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе / А. М. Текова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71457/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Ключевые слова: принцип наглядности, грамматика, грамматические навыки, схемы-опоры, визуализация, иллюстративная наглядность.

Наглядность — важнейший дидактический принцип образования, один из наиболее эффективных и актуальных на сегодняшний день. Известно, что чем больше органов чувств мы привлекаем к восприятию информации, тем более эффективным становится это восприятие. Данное правило было выведено Я. А. Коменским, который дал правильное и широкое понимание наглядности не только как средства зрительного восприятия, но и как средства восприятия информации с привлечением всех органов чувств. Данное правило известно как «Золотое правило дидактики». Принцип наглядности широко применяется в обучении ИЯ при обучении лексике, письму, аудированию, говорению, и, в частности, при обучении грамматике.

Грамматика представляет собой каркас речи. Без грамматики овладение иноязычной коммуникативной компетенцией (основной целью обучения ИЯ в школе) немыслимо.

Грамматические навыки, которые представляют собой грамматическую сторону речи, являются наиболее важным компонентом речевых умений: аудирования, говорения, чтения и письма. В связи с этим, формирование данных навыков немаловажно.

Существенную роль, в формировании грамматических навыков, играют наглядные средства обучения: схемы, таблицы, раздаточные материалы, презентации, подстановочные таблицы, аудиоматериалы, видеоматериалы и т. п. В современных реалиях способы реализации принципа наглядности расширились и усложнились. Сегодня «рынок» наглядности предлагает использование разнообразных инструментов: от примитивных карточек и предметов, движений и жестов, до сложнейших компьютерных программ и созданий моделей объективной реальности.

Разумеется, большое количество наглядных материалов сосредоточено и в самом кабинете иностранного языка в виде разного рода грамматических таблиц, схем, карт и картинок, которые висят на стенах. Но наличие наглядных материалов еще не означает, что принцип наглядности реализуется. Главная проблема реализации принципа наглядности состоит в том, что формально он используется, но по факту мы видим, что эти наглядные средства не работают. Наглядность должна быть функциональной — она должна работать, облегчать путь к познанию, а не усложнять и становится чем-то малопонятным. В реализации данного принципа, как всегда, бытует две крайности [6, с. 2]:

  1. Полное игнорирование и пренебрежение. В лучшем случае — это таблицы, схемы и картинки, висящие на стенах кабинета, к которым никто не обращается, и лишь изредка кто-то может невольно бросить на них свой взор.
  2. Злоупотребление. Очень типичная картина, когда учитель увлекается использованием наглядности на столько, что тем самым уводит внимание детей от главной цели урока.

Как показывают массовые исследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Когда, где и как следует применять принцип наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам следует разобраться в структуре формирования грамматического аспекта речи.

Е. А. Маслыко рассматривает три основных этапа формирования грамматического навыка:1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение. [3, с. 29]

Особое внимание наглядности можно уделить на этапе ознакомления и первичного закрепления, так как целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.

Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях. Средства наглядности, применяемые для создания учебно-речевых ситуаций при семантизации грамматических явлений, разнообразны:

  1. Использование реальных предметов и физических действий для раскрытия сущности явления.
  2. Привлечение воображаемых действий (жестов, пантомимы) для передачи значения того или иного явления.
  3. Использование различных средств изобразительной наглядности (картин, серий картинок, фотографий, открыток, слайдов, марок, планов, ментальных карт, схем, таблиц, диаграмм), в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказываний.
  4. Использование учебных фильмов (мультфильмов, видео-роликов, кинофрагментов), позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления.
  5. Создание иноязычного контекста путем ссылки на реальные события, отношения, факты, реалии (из жизни обучаемых). Такие ситуации создаются словесным путем, с опорой на внутреннюю наглядность.
  6. «Разыгрывание» речевых поступков в «предлагаемых обстоятельствах» с использованием кукольного или теневого театра. В экспозиции сообщаются условия и сведения об участниках общения. Роли персонажей, если нет соответствующей фонограммы, «озвучивает» преподаватель. «Предлагаемые обстоятельства» могут сочетаться со зрительной наглядностью [3, с. 30].

Как считает Е. И. Пассов на уроке формирования грамматических навыков существует три главных вида работы: 1) экспозиция, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала [5, с. 402].

  1. Экспозиция. Здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учеников и продемонстрировать использование новой грамматической формы. Сделать это можно с помощью аудиовизуальных средств наглядности.
  2. Презентация нового грамматического материала. Здесь в качестве наглядности могут использоваться схемы-опоры. Закрепить в памяти воспринятое и осознать новое возможно с помощью правил-инструкций. Подобные инструкции используются как визуальное средство наглядности.
  3. Автоматизация. Процесс автоматизации должен пройти шесть последовательных стадий формирования грамматического навыка: 1) восприятие, 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) репродукция, 6) комбинирование.

Имитационные упражнения можно построить на основе аудио наглядности. Следующая стадия — подстановка. Здесь в качестве наглядности уместны подстановочные таблицы. Затем на этапе трансформации в качестве наглядности можно использовать правила-инструкции (таблицы, схемы). Последняя стадия формирования грамматического навыка — репродукция. Данный вид упражнений также выполняется с помощью наглядности в виде визуальных опор.

Итак, мы рассмотрели структуру формирования грамматических навыков и какие инструменты наглядности на каждой стадии можно использовать. Помимо таблиц, схем, схем-опор, аудио и видео материалов (презентации, кинофильмы, видеофильмы, мультфильмы, отрывки из кино, слайд-шоу т. п.), нельзя забывать и о натуральной (естественной) наглядности, которая представляет собой реальные предметы или процессы. Подобного рода натуральная наглядность будет иметь куда больший эффект, нежели таблицы и схемы.

Наглядные средства обучения не однородны, так же, как и грамматические явления, поэтому важно уметь подбирать к каждой теме тот инструмент наглядности, который будет наиболее эффективен.

Большое разнообразие видов имеет иллюстративная наглядность. Часто к иллюстративной наглядности прибегают для придания процессу учения ситуативного характера. Это очень важная функция наглядности. Особо хочется отметить в этом плане условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. Если, к примеру, дается установка: «Согласна ли вы со мной?», а затем подаются реплики: «Эта книга очень интересна», «Это платье старомодно» и т. п., то первую фразу следует сопроводить показом какой-то книги, а вторую — картинкой с изображением платья. Иначе фразы лишаются ситуативной отнесённости и упражнение, несмотря на речевую установку, остается формальным, чисто условным, а не условно-речевым [5, с. 263].

В качестве иллюстративной (или изобразительной) наглядности при обучении грамматике используются, помимо схем и таблиц, картинки, диаграммы, инфографика, ментальные карты и т. п.

Если говорить о диаграммах, как средствах наглядности, то следует сказать, что они способствуют развитию критического мышления, увеличивают процент успешного усвоения материала, а также способствуют развитию фотографической памяти.

Еще один вид наглядности — инфографика. Это графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Она дает возможность приобрести учениками навыки организации собственного информационного пространства, найти эффективные способы поиска и преобразования информации для решения поставленных учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности. По сути, инфографика — это сочетание любого текста и графики [2, с. 116].

Одним из типов инфографики является так называемая ментальная карта (mindmap). Ментальная карта — это техника визуализации мышления. К сожалению, данный вид наглядности крайне редко используется учителями. Использование ментальных карт заставляет активно работать оба полушария мозга.

Как мы видим, существует масса средств наглядности. Главное уметь их использовать в нужном месте и в нужное время. Но, к сожалению, учителя либо игнорируют данный принцип, либо не умеют его реализовывать качественно и верно. Учителю при обучении грамматике на уроках английского языка следует, использовать различные виды наглядности, а не ограничиваться лишь тем, что предлагает учебник, — а он мало что может предложить в плане наглядности, как показал наш анализ современных УМК.

Несмотря на значимость грамматических навыков и основополагающую роль в овладении иностранным языком, учащиеся больше всего не любят заниматься именно грамматикой на уроках иностранного языка. В связи с этим мы видим необходимость правильного и эффективного использования наглядных средств обучения как инструмента оптимизации процесса овладения иноязычной компетенцией. Главное помнить, что неправильное использование средств наглядности, либо злоупотребление ими, отвращает эффект от «положительного» к «отрицательному».

Литература:

  1. Артемов В. А. Психология наглядности при обучении. — М.: Просвещение, 2016. — 345 с.
  2. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств: учебное пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. — 204 с.
  3. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга учителя иностранного языка. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 540 с.
  4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и иноязычного образования: методическое пособие преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2015. — 568 с.
  5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов на/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2016. — 640 с.
  6. Фридман А. М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 c.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип наглядности, английский язык, грамматический материал, иллюстративная наглядность, иностранный язык, качество наглядности, навык, наглядное средство обучения, первичное закрепление, схема, таблица.


Ключевые слова

визуализация, грамматика, грамматические навыки, принцип наглядности, схемы-опоры, иллюстративная наглядность

Похожие статьи

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Похожие статьи

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Задать вопрос