В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение грамматике английского языка в средней школе, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, мыслительной, когда обучающийся готов использовать иностранный язык как орудие речевой деятельности. Коммуникативный подход призван научить учащихся свободно ориентироваться в иноязычной среде.
Ключевые слова: коммуникативно-ориентированное обучение, иностранные языки, коммуникативная компетенция.
Образование в школах и университетах определяется коммуникативными целями на всех этапах обучения, при этом обучение направлено на развитие коммуникативной культуры, что позволяет обучающимся приобрести компетенции межкультурного общения на иностранном языке в повседневной, культурной жизни и учебно-профессиональной сфере. Практическая цель обучения иностранному языку состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма.
Обучение общению на иностранном языке предполагает, прежде всего, сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц. Лишь затем можно оттачивать навыки общения в социокультурном плане.
Грамматика — один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, потому что полноценное обучение невозможно без грамматической основы.
Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуационной основе. Это означает, что грамматические явления исследуются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средство выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и их введения в языковой опыт. Конечно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Возникает вопрос, должны ли мы обучать ребенка правилам только с помощью учебных упражнений, которые предназначены для коммуникативной деятельности или необходимо отрабатывать грамматические структуры в том числе? Оба вида упражнений важны и должны быть включены в методическую систему.
Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков. Она учит студентов выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры.
При этом учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.
Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
В методологии принято понятие коммуникативной ситуации как явления, определяющего логику изложения материала на страницах учебника и на уроке. Все упражнения, реализующиеся при коммуникативном подходе, так или иначе, связаны с необходимостью воссоздания ситуации реального общения, овладения ее параметрами и развития умения переносить усвоенный материал на все подобные ситуации.
Очень важно, чтобы обучающиеся могли «отпустить ситуацию», звучать естественно и придать ей индивидуальный подход. Это увеличивает эффективность усвоения материала при изучении иностранного языка, поскольку включается реальная эмоциональная составляющая общения. Роль, которую обучающиеся получают временно или постоянно, придает личную значимость ситуации.
Общение, в ходе которого рассматривается реальная проблема, помимо коммуникативной функции языка выполняет и когнитивную функцию, поэтому коммуникативный подход открывает широкие перспективы для развития интеллектуальных способностей обучающихся. Основной упор в реализации коммуникативного подхода делается на развитие мышления и поведенческих навыков с упором на общение и активную деятельность школьников.
Коммуникативно-ориентированное обучение использует подход грамматических форм. Сами грамматические структуры вводятся и редактируются в контексте, чтобы обучающиеся могли видеть, как они используются для передачи смысла высказывания. На второй и третьей ступени средней школы целесообразно исключить механические репродуктивные упражнения: их место должны занимать игровые ситуации, задания на поиск ошибок, работа с партнером, сравнения и соизмерения, связывающие не только память, но и логику, способность мыслить аналитически и образно. Весь комплекс методов помогает создать иноязычную среду, в которой обучающиеся должны «функционировать»: общаться, читать, выражать свои мысли, делать выводы.
В ходе ролевых игр обучающиеся могут играть разные роли, и в ходе разыгрывания коммуникативной ситуации приблизиться к решению реальной проблемы. В среднем звене школы также актуально использование лексико-смысловых и аналитических таблиц, коммуникативных приемов «Снежный ком», «Кейс-технологии», «Составление рассказа по цепочке». В старших классах популярны дискуссионные игры, в которых обсуждаются актуальные и интересные для обучающихся вопросы. Каждый обучающийся выбирает для себя подходящую роль и выступает от имени выбранного персонажа.
Чтобы научить детей правильно реагировать и свободно ориентироваться в иностранной языковой среде, необходимо тщательно продумать содержание урока и метод обучения. Необходимо помнить, что не все задания помогают прямо реализовать коммуникативный подход. Некоторые упражнения направлены на то, чтобы косвенно подготовить учеников к реальной ситуации общения. Такими, например, могут быть разборы грамматических структур методом guideddiscovery, рассмотрение необходимой для речевой ситуации лексики. При выборе языкового материала, необходимо опираться на интересы детей, возрастные особенности, наконец, учитывать объем и общий характер существующего словарного запаса. Полезно обратить внимание на примеры использования безэквивалентной лексики и невербальных средств общения, проанализировать случаи использования лексико-фразовой совместимости, акцентировать культурные различия, специфику обычаев, традиций и т. д.
Также необходимо научить ребенка представлять себе цель общения, то есть четко понимать, почему он использует определенное слово, участвует в диалоге, читает текст, слушает и разучивает стихотворения и т. д. Принцип «от простого к сложному», лексический и грамматический блоки должны быть объединены друг с другом общей коммуникативной функцией.
Обучающийся должен научиться контактировать с собеседником, занимать место другого и поддерживать разговор. Для этого педагог создает на уроке иностранного языка ситуации, в которых обучающиеся общаются парами, группами или командами в зависимости от коммуникативной задачи. Это не только делает уроки более разнообразными, но и способствует сотрудничеству и взаимоуважению внутри коллектива, а также улучшает отношения между педагогом и коллективом. Когда обучающиеся работают в группе, они проявляют самостоятельность, могут помогать друг другу. Взаимопомощь снимает психологический барьер, улучшает рабочую атмосферу в коллективе и дает возможность поделиться своим мнением.
Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку требует от преподавателя основательной подготовки. Роль преподавателя в этой связи очень важна: он должен владеть живым, не книжным языком, быть открытым для общения и вести беседу. Он должен знать все оттенки значений слов и выражений на изучаемом языке и уметь передать их учащимся. Чтобы занятие было по-настоящему увлекательным, он должен постоянно использовать самые разнообразные виды учебной деятельности, брать на себя различные роли: друг, помощник, советник, организатор общения (аниматор), оратор, оппонент и так далее.
Цель педагога и обучающегося — научиться работать вместе, отходить от индивидуального обучения. Обучающий учится слушать своих товарищей, разговаривать обсуждать в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Важную роль в этом играют творческий подход к обучению и самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Не рекомендуется использовать готовые тексты — творческий процесс способствует лучшему усвоению нового языкового материала.
Таким образом, коммуникативная методика имеет множество преимуществ. Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся. Тема задания, подобранная сообразно возрастным особенностям, сфере интересов детей, формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий дети овладевают практическими навыками использования грамматического материала и интегрируют его в речь для выражения мыслей. Данные приёмы способствуют не только решению учебных задач, но и развитию общих коммуникативных навыков ребенка. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям детям в учебных условиях.
Литература:
- Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И. Л. Бим, — М.: Просвещение, 1988–358 с.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, — М.: Арти-Глассо, 2000–281 с.
- Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя — М., Просвещение, 1987. — 214 с.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е. Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов — М., Просвещение, 1985. — 298 с.